г. Киров
25 августа 2009 г. |
Дело N А28-5254/2009-114/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения-Отдела Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2009 по делу N А28-5254/2009-114/23, принятое судом в составе судьи Садаковой О.А.
по заявлению Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области
к индивидуальному предпринимателю Телицыну Станиславу Александровичу
о взыскании 257 рублей 60 копеек
установил:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Телицына Станислава Александровича (далее - предприниматель) финансовых санкций в размере 257 рублей 60 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2009 Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области отказано в удовлетворении заявленных требований.
ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт - взыскать с предпринимателя финансовые санкции в размере 257 рублей 60 копеек.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что предприниматель не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Заявитель жалобы указывает, что акт проверки, а также решение о привлечении предпринимателя к ответственности и требование об уплате штрафа направлялось Телицыну С.А. заказным письмом по адресу, содержащемуся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.04.2009 и по адресу, указанному ФМС России в качестве адреса регистрации, согласно справки ТП УФМС России по Кировской области от 15.04.2009. В связи с этим, заявитель жалобы считает, что в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Индивидуальным предпринимателем Телицыным С.А. отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Пенсионный фонд просит рассмотреть дело без участия его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Телицына С.А. по вопросу представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 11 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996.
В ходе проверки Фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год, предпринимателем не представлены. Выявленные нарушения отражены в акте N 12 от 12.03.2009.
По результатам проверки начальником Пенсионного фонда вынесено решение N 5 от 30.03.2009 о привлечении Телицына С.А. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, в виде штрафа в размере 386 рублей 40 копеек.
На основании указанного решения Пенсионный фонд направил Телицыну С.А. требование N 60 по состоянию на 30.03.2009 об уплате штрафа в сумме 386 рублей 40 копеек в срок до 14.04.2009.
Поскольку требование в установленный срок предпринимателем не исполнено, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в размере 257 рублей 60 копеек.
Арбитражный суд Кировской области при рассмотрении дела пришел к выводу, что предпринимателем не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год в срок установленный пунктом 5 статьи 11 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996. Вместе с тем, суд установил, что Телицын С.А. был осужден 04.05.2008 на 1 год 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, в связи с чем, Пенсионным фондом не обеспечена возможность предпринимателю участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя, а также не учтено то обстоятельство, что предприниматель не имел возможности до 1 марта 2009 года для представления сведения. Суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины предпринимателя в совершении правонарушения, и отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявления.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.
Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.
В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Арбитражный суд Кировской области установил, что индивидуальный предприниматель Телицын С.А. не представил в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2008 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Отказ в удовлетворении иска суд мотивировал тем, что отсутствует вина предпринимателя в совершении правонарушения. Указанный вывод суда является правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Таким образом, законодатель установил гарантии, одной из которых при начислении сумм налоговых и иных санкций является обеспечение лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в рассмотрении материалов проверки.
Как следует из материалов дела, акт от 12.03.2009 N 12 составлен без участия Телицына С.А. или ее представителя, срок для представления возражений установлен в течение 10 дней со дня получения настоящего акта.
В материалы дела Пенсионным фондом представлен список заказных писем для отправки от 13.03.2009, из которого следует, что индивидуальному предпринимателю Телицыну С.А. по адресу: п.Кильмезь, ул.Горького, 2 "а"-18 Пенсионный фонд направил акт проверки, который содержит информацию о дате рассмотрения материалов проверки. Однако, доказательств получения Телицыным С.А. данного письма Пенсионный фонд в материалы дела не представил.
Решение N 5 от 30.03.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 386 руб. 40 коп. вынесено Фондом в отсутствие предпринимателя без наличия у Фонда достаточных доказательств о надлежащем извещении предпринимателя о дате рассмотрения материалов проверки.
Решение N 5 от 30.03.2009 и требование N 60 от 30.03.2009 об уплате штрафа направлено предпринимателю по вышеуказанному адресу, что следует из списка заказных писем об отправке от 30.03.2009. Однако, доказательств получения Телицыным С.А. данного письма Пенсионный фонд также в материалы дела не представил.
Согласно сведениям Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области, содержащимся в ответе на запрос от 26.05.2009 N 44/2-545ф Телицын С.А. 1971 года рождения, был осужден 04.05.2008 Кильмезским районным судом на 1 год 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. С 17.09.2008 отбывает наказание в КП-32 ФБУ ОИК-5, расположенном по адресу: 612815 пос.Созимский Верхнекамского района Кировской области. Окончание срока - 16.07.2009.
Исследовав и оценив материалы дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, Пенсионным фондом не была обеспечена надлежащим образом возможность индивидуального предпринимателя Телицына С.А. участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, возможность представить объяснения в установленные законом сроки, получить акт N 12 от 12.03.2009, решение N 5 от 30.03.2009 и требование N 60 от 30.03.2009, а также обжаловать указанное решение Пенсионного фонда в судебном порядке. Таким образом, Пенсионный фонд допустил существенные нарушения порядка привлечения лица к ответственности. Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Предпринимателя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования.
Довод заявителя жалобы о том, что направление материалов проверки предпринимателю по адресу указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) является надлежащим извещением отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. Направление Телицыну С.А. корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРИП, и представление списка заказных писем для отправки не свидетельствует о его надлежащем извещении без учета изложенных выше обстоятельств.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В статье 109 Налогового кодекса РФ приведены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно пункту 2 названной статьи лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пенсионный фонд при рассмотрение акта проверки не установил и не учел то обстоятельство, что индивидуальный предприниматель Телицын С.А. в 2008 году не осуществлял предпринимательскую деятельность, поскольку находился в колонии-поселении и не имел возможности в срок до 1 марта 2009 года явиться в Пенсионный фонд и представить сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельства суд апелляционной инстанции считает, что вина предпринимателя в несвоевременном представлении сведений отсутствует. В силу пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса РФ это является обстоятельством, исключающим привлечение индивидуального предпринимателя Телицына С.А. к ответственности. Выводы суда первой инстанции в указанной части являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2009 по делу N А28-5254/2009-114/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ в Кильмезском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5254/2009
Истец: ГУ-Отдел ПФ РФ в Кильмезском районе Кировской области
Ответчик: КП-32 ФБУ ОИК-5 (ИП Телицын С.А.), индивидуальный предприниматель Телицын Станислав Александрович
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3618/2009