г. Киров
25 августа 2009 г. |
Дело N А28-5426/2009-132/27 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Перевощиковой Т.В. - по доверенности от 06.04.2009,
представителя ответчика: Алейниковой О.В. - по доверенности от 30.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2009 по делу N А28-5426/2009-132/27, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
к Администрации муниципального образования "Город Киров"
о взыскании 8 378 932 рублей 92 копеек пеней,
третье лицо: Финансовое управление Администрации города Кирова,
установил:
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации муниципального образования "Город Киров" 8 378 932 рублей 92 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что в пункте 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан не являются налогом. Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд указывает на нарушение Администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2001 - 2003 годы и наличие у Администрации задолженности по уплате пеней по состоянию на 01.01.2009 в сумме 8 378 932 рублей 92 копеек.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Финансовое управление Администрации г.Кирова надлежащим образом извещено о месте и времени слушания дела, в судебное заседание представителей не направило, отзыв на апелляционную жалобу Фонда не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Финансового управления Администрации г.Кирова.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной уплатой Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, Фонд направил Администрации требование от 02.02.2009 N 592/05 с предложением погасить в срок до 11.02.2009 числящуюся по состоянию на 01.01.2009 задолженность по пеням по этим страховым взносам в сумме 8 378 932 рублей 92 копеек (лист 16).
Неисполнение Администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с Администрации 8 378 932 рублей 92 копеек пеней.
Отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьями 2, 12, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", пунктами 3, 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", пунктом 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, и исходил из того, что у Фонда отсутствуют законные основания для доначисления и взыскания спорных пеней, поскольку сумма пеней за 2000, 2002 и 2003 годы, предусмотренная мировым соглашением, утвержденным определением Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2004 по делу NА28-11579/04-557/16 фактически Администрацией перечислена.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются местная администрация (органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В силу пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 Положения).
Из приведенных пунктов Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Данные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, Фонд по результатам проверки мог взыскивать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно статье 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как видно из материалов дела, Администрацией в 2009 году не представлялись расчеты по страховым взносам за 2001 - 2003 годы; акт камеральной проверки Фондом не представлен.
Таким образом, ссылка заявителя в расчетах пеней (листы 22-27) на то, что расчеты пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2001 - 2003 годы, произведены по акту камеральной проверки, является необоснованной и не позволяет начинать исчислять сроки для взыскания пеней в 2009 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщик в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога и пеней.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Кировской области от 12.10.2004 по делу N А28-11759/04-557/16 утверждено мировое соглашение, заключенное между Государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировским областным территориальным фондом медицинского страхования и Администрацией города Кирова, по которому Администрация обязуется уплатить Фонду недоимку по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в сумме 33 805 201 рубль 55 копеек, в том числе: взносы 25 246 000 рублей и пени в размере 8 559 201 рубль 55 копеек, по утвержденному графику, а именно в срок до 25.12.2007 - взносы, и далее в течение 2008 года в срок до 25.12.2008 - пени.
Администрация в полном объеме исполнила условия мирового соглашения и погасила имеющуюся перед Фондом задолженность по уплате недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени. Сумма взносов за 2001 - 2003 годы полностью уплачена Администрацией 05.12.2007, сумма пеней - 28.01.2008. Данные обстоятельства подтверждаются расчетными ведомостями по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2005 - 2008 годы (листы 50, 52, 54, 56) и не оспариваются Фондом; полная уплата взносов за 2001 - 2003 годы на 05.12.2007 отражена в расчетах пеней, предъявленных к взысканию Фондом по настоящему делу (листы 27, 40).
В рамках настоящего дела Фондом предъявлены требования о взыскании с Администрации 8 378 932 рублей 92 копеек пеней, начисленных на задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 - 2003 годы (уточнение требований - лист 60).
При этом из имеющихся в материалах дела расчетов задолженности по уплате страховых взносов и пеней (листы 19 - 21) следует, что взыскиваемая Фондом сумма пеней в общем размере 8 378 932 рублей 92 копеек определена как разница между начисленными и уже уплаченными Администрацией пенями за каждый расчетный период, а именно: с 01.01.2000 по 31.12.2008, с 01.01.2002 по 31.12.2008, с 01.01.2003 по 31.12.2008.
Фактически спорные суммы пеней, взыскиваемые по настоящему делу, начислены на страховые взносы за 2001 - 2003 годы за период с 01.07.2004 по дату погашения Администрацией задолженности по страховым взносам за каждый расчетный период, в том числе по страховым взносам за 2001 год - по 21.10.2005, за 2002 год - по 22.11.2006, за 2003 год - по 05.12.2007 (расчеты пеней - листы 22-27, 37-40).
Таким образом, о наличии задолженности по пеням, за взысканием которых Фонд обратился в арбитражный суд в рамках настоящего дела, заявителю было известно не позднее 05.12.2007, когда была полностью погашена задолженность по страховым взносам за 2001 - 2003 годы, уплаченная в соответствии с заключенным мировым соглашением по делу N А28-11759/04-557/16. Следовательно, с указанной даты в течение трех месяцев Фонд имел возможность направить Администрации требование об уплате спорных пеней, в случае неисполнения которого в установленный срок Фонд в течение шести месяцев вправе был обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной задолженности.
Фактически требование об уплате пеней направлено Фондом в адрес Администрации в феврале 2009 года. До указанного периода требования об уплате пеней Фондом не выставлялись, сведения об этом в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации 8 378 932 рублей 92 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 - 2003 годы Фонд направил в Арбитражный суд Кировской области 23.04.2009, то есть за пределами установленного налоговым законодательством срока.
С учетом изложенного основания для удовлетворения требований Фонда и взыскания с Администрации пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения в сумме 8 378 932 рублей 92 копеек отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2009 по делу N А28-5426/2009-132/27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И.Черных |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5426/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация города Кирова
Третье лицо: Финансовое управление администрации г. Кирова
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3632/2009