г. Красноярск
"12" февраля 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" февраля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.
при участии:
от ТФОМС: Попковой Л.В., представителя по доверенности от 20.11.2007, Полежаевой Т.И., представителя по доверенности от 20.11.2007, Данзычы К.Г., представителя по доверенности от 26.10.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 июня 2007 по делу N А69-15/06-7, принятое судом Арбитражного суда Республики Тыва в составе председательствующего судьи Чамзы-Ооржак А.Х., судей: Ханды А.М., Хертек А.В.
установил:
Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, ТФОМС, фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва (правопреемником которого является Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва) (далее - управление, ответчик) о признании недействительным представления управления от 21.10.2003 N 12-07-27/1206.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 октября 2004 года производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого определения не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2004 года определение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 мая 2006 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2006 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение коллегиальным составом суда.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 апреля 2007 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 июня 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, ТФОМС обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В суде апелляционной инстанции заявитель отказался от части заявленных требований о признании недействительным представления управления от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 в части неправомерных расходов в сумме 225,4 тыс. руб., из них:
- необоснованное списание подотчетных сумм без оправдательных документов - 117,6 тыс. руб.;
- необоснованное списание ГСМ - 2,1 тыс. руб.;
- выплата зарплаты за работу в выходные дни при отсутствии табеля учета рабочего времени - 1,6 тыс. руб.;
- необоснованное списание перечисленных средств ОМС по взаимным расчетам без оправдательных документов - 66,9 тыс. руб.;
- необоснованное списание материальных ценностей по счетам-фактурам без ведомости выдачи и акта списания - 37,2 тыс. руб.
Частичный отказ от заявленных требований принят судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
С учетом данного отказа заявитель просит признать недействительным представление управления от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 в следующей части: требование по пункту 1: нецелевое использование средств ОМС в сумме 23 244,7 тыс. руб. и по пункту 2: неправомерные расходы в сумме 1504,9 тыс. руб. из них:
- необоснованная компенсация расходов на питание работникам исполнительной дирекции - 1412, 8 тыс. руб.;
- необоснованная компенсация расходов за проезд на общественном транспорте - 1,7 тыс. руб.;
- необоснованная выплата доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда в 2002 году - 72,4 тыс. руб.
Заявитель не согласен с решением суда первой инстанции по следующим основаниям:
- доводы суда о том, что ТФОМС в нарушение статей 147, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации профинансировал региональные целевые программы обязательного медицинского страхования и включил расходы в закон о бюджете фонда ОМС выполнение целевых программ, не соответствующие задачам и функциям ФОМС, является необоснованным;
- расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в соответствии с бюджетами внебюджетных фондов. Расходование средств фондом осуществлялось в соответствии с утвержденными бюджетами на 2002 и 2003 годы и региональными целевыми программами;
- расходы в сумме 7,7 тыс. руб. и 393,4 тыс. руб. учтены в смете расходов на содержание исполнительной дирекции по статье 111040 "Прочие текущие расходы";
- представление ответчика в части нецелевого использования средств ОМС в части расходов по оплате работ, не предусмотренных в смете расходов на содержание аппарата исполнительной дирекции ОМС в сумме 7,7 тыс. руб. (3,5 тыс. руб. + 4,2 тыс. руб.) является неправомерным, поскольку:
- расходы в сумме 3,5 тыс. руб. на разгрузку медикаментов предусмотрены статьей 111040 "Прочие текущие расходы" Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н, и учтены в смете на содержание исполнительной дирекции;
- расходы в сумме 4,2 тыс. руб. на массаж предусмотрены статьей 130330 "Прочие трансферты населению" Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н, пунктом 1.3 Положения "О социальных выплатах работникам ТРФ ОМС";
- расходы на содержание исполнительной дирекции в сумме 393,4 тыс. руб. за 2002 год предусмотрены статьями 111040, 110700, 111000 Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н, а также в смете расходов в подстатье 111040 "Прочие текущие расходы";
- расходы на питание работников исполнительной дирекции в сумме 1 412,8 тыс. руб. предусмотрены ст. 130330 Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н; Положением о социальных выплатах работникам Тувинского республиканского ФОМС от 11.01.2002, Коллективным договором от 24.04.2002;
- расходы по компенсации за проезд на общественном транспорте в сумме 1,7 тыс. руб. предусмотрены статьей 130330 Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н, Положением о социальных выплатах работникам Тувинского республиканского ФОМС от 11.01.2002, Коллективным договором от 24.04.2002;
- расходы по выплате доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда в 2002 году в сумме 72,4 тыс. руб. предусмотрены статьей 110100 Бюджетной классификации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н; Приказом Федерального фонда ОМС от 19.10.2000 N 82, письмом Федерального фонда ОМС от 25.06.2001 N 2523/21-3/и. В соответствии с п. 8 Положения о территориальных фондах обязательного медицинского страхования и письма Федерального фонда ОМС от 19.09.1997 N 3854/24-и работники ТФОМС приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
- пропуск срока подачи заявления вызван уважительными причинами: рассмотрение результатов ревизии на разных уровнях, досудебный порядок урегулирования спора не привел к положительным результатам.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу ( с учетом дополнительных пояснений от 25.01.2008), в котором с решением от 18.06.2007 согласно по следующим основаниям:
- заявителем производилось отвлечение средств ОМС на финансирование мероприятий, не соответствующих требованиям статей 10, 22, 86, 87, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 11 ФЗ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- расходы ТФОМСа производились в нарушение утвержденных бюджетов и без оправдательных документов, что является нецелевым и неправомерным расходованием средств фонда;
- ТФОМС пропущен срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта;
- в сметы расходов на содержание исполнительной дирекции на 2002 и 2003 годы заложены расходы по коду 130330 "Прочие трансферты населению" в сумме 1 671,9 тыс. руб. и 2 289,2 тыс. руб. на выплату компенсаций работникам стоимости оплаты на питание и проезд на общественном пассажирском транспорте, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- заявителем осуществлены расходы в сумме 393,4 тыс. руб. по договору с ООО "Фармаком", не предусмотренные в смете расходов, что является нарушением статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 31.01.2008 ответчик не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 11430113. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 50 мин. 05.02.2008.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
По поручению Департамента государственного финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации КРУ Минфина РФ по РТ проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ТФОМС за период с 01.01.2002 по 01.07.2003.
По результатам проверки КРУ Минфина РФ по РТ составлен акт ревизии от 20.10.2003, которым зафиксированы факты нарушений в расходовании денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на общую сумму 24 975 000 руб.
КРУ Минфина РФ по РТ в адрес ФОМС направлено представление от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 с предложением фонду устранить в месячный срок выявленные ревизией нарушения на указанную сумму. Согласно указанному представлению нецелевое использование средств ОМС составило 23 244 700 руб., из которых:
- 15 119 000 руб. - финансирование региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами вне территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в нарушение статей 86, 87, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- 5 647 600 руб. - оказание финансовой помощи лечебным учреждениям по решению Правления ФОМС, не предусмотренной бюджетом Фонда и территориальной программой;
- 2 077 000 руб. - финансирование расходов за счет средств ОМС по постановлениям Правительства Республики Тыва, не предусмотренное бюджетом Фонда и территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам;
- 7 700 руб. - расходы по оплате работ, не предусмотренные в смете расходов на содержание аппарата исполнительной дирекции Фонда;
- 393 400 руб. - расходы по оплате услуг ООО "Фармаком", не предусмотренные в смете расходов на содержание исполнительной дирекции;
- неправомерные расходы, в том числе: необоснованная компенсация расходов на питание работникам исполнительной дирекции - 1 412 800 руб.; необоснованная компенсация расходов за проезд на общественном транспорте - 1 700 руб.; необоснованная выплата доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда в 2002 году - 72 400 руб.
Представлением КРУ Минфина РФ по РТ от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 предлагает ФОМС устранить нарушения, выявленные ревизией и предупреждает об административной ответственности по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая, что данным представлением нарушаются права и законные интересы, ТФОМС обратился 28.09.2004 в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя в связи с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принят судом апелляционной инстанции как правильный, по следующим основаниям. Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным, а, рассмотрев настоящий спор по существу, суд первой инстанции фактически восстановил срок на обжалование.
Более того, оценив указанные заявителем причины пропуска срока на обжалование, суд апелляционной инстанции находит их уважительными. При этом, суд также учитывает, что настоящий спор рассматривается в арбитражных судах уже свыше 3-х лет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело по существу.
По эпизоду о нецелевом финансировании региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами вне территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в общей сумме 15 119 тыс. руб.
Согласно оспариваемому предписанию признано неправомерным осуществление расходов на финансирование региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами вне территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в общей сумме 15 119 тыс. руб. за период с 01.01.2002 по 01.07.2003.
Как следует из акта ревизии от 20.10.2003, признавая указанные расходы нецелевыми, ответчик ссылается на то, что в бюджетах заявителя на 2002 и 2003 годы предусмотрено финансирование региональных целевых программ, мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, которые не входят в Программу государственных гарантий оказания гражданам Республики Тыва бесплатной медицинской помощи на 2002 и 2003 годы (стр. 9 акта, т. 1 л.д. 127).
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание в указанной части неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 6 и 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения и выявления нарушений) "Об основах обязательного социального страхования" к основным принципам осуществления обязательного социального страхования отнесена, в том числе, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования. Согласно статье 19 названного Закона денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В соответствии со статьей 12 данного Закона фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Статьей 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрена разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования. На основе базовой программы утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" (действовавшим на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта) на основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от 21.03.2002 N 156, от 17.01.2003 N 34 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Тыва бесплатной медицинской помощи на 2002 и 2003 годы соответственно ( далее территориальные программы) .
Кроме того, постановлениями Правительства Республики Тыва утверждены республиканские целевые программы по обязательному медицинскому страхованию: "Развитие специализированной и квалифицированной медицинской помощи в Республике Тыва на 2003-2008 годы", "Совершенствование и дальнейшее развитие службы охраны материнства и детства в Республике Тыва на 2003-2004 годы", "Здоровый ребенок", "Оснащение республиканской консультативно-диагностической поликлиники на 2000-2002 годы", "Развитие специализированной медицинской помощи детскому населению Республики Тыва на 2000 -2002 годы", "Анти-гепатит в Республике Тыва на 1999 -2001 годы", "Анти-гепатит" на 2003-2007 годы, "Безопасное материнство в г. Кызыле на 2002 -2004 годы", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Тыва на 2002-2004 годы", "Внедрение операций тотального эндопротезирования тазобедренного сустава", "Вакцино-профилактика на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", "По совершенствованию медицинской помощи и оснащению муниципальной поликлиники г. Кызыла медицинской аппаратурой и оборудованием на 2001-2005 годы", "Об утверждении финансирования на приобретение новейшего полифункционального ультразвукового сканера для ресбольницы N 1 на 2002 год", "Дети Тыва на 2002 - 2003 годы", "Дальнейшее развитие нефрологической службы Республики Тыва на 2002-2006 годы" ( далее региональные программы).
Средства на финансирование указанных программ (территориальной и региональных) предусмотрены отдельными статьями Законов о бюджете фонда, перечень региональных программ приведен в соответствующих приложениях к Законам о бюджете.
В разделе 3 Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета ТФОМС (зарегистрированы в Минюсте 26.11.2003 N 5280, далее - Правила) предусмотрено, что бюджет территориального фонда включает следующие виды расходов: финансирование территориальной программы ОМС; финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию. Расходы на финансирование территориальной программы ОМС включают расходы на выполнение территориальной программы ОМС; на выполнение управленческих функций территориальным фондом (филиалами).
Согласно пункту 3.2 Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета ТФОМС (зарегистрированы в Минюсте 26.11.2003 N 5280, далее - Правила) расходы на финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, предусматриваются в бюджете территориального фонда при условии обеспеченности территориальной программы ОМС финансовыми средствами и имеющихся дополнительных возможностей. Указанные расходы включают: расходы на выполнение региональных целевых программ по обязательному медицинскому страхованию; прочие расходы. Целевые программы утверждаются в установленном порядке в объемах финансирования, согласованных с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ от 03.08.2001 N 3075/25-1/4 "О проекте бюджета ТФОМС на 2002 года". В указанном письме также было указано, что расходы на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ возможны только при обеспечении территориальной программы ОМС финансовыми ресурсами в полном объеме и имеющихся дополнительных финансовых возможностях территориального фонда.
Таким образом, в бюджете территориального ФОМС могут быть предусмотрены расходы на финансирование региональных целевых программ обязательного медицинского страхования. При этом, необходимость включения региональных программ в территориальную программу не предусмотрена.
Кроме того, следует отметить, что статья 3 Закона Республики Тыва от 27.08.1996 N 615 "Об охране здоровья населения" предусматривает утверждение территориальной и республиканской программ обязательного медицинского страхования. Территориальная программа государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи - это разработанные и утвержденные органами государственной власти Республики Тыва виды, объем медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемых населению бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Республиканская программа обязательного медицинского страхования - гарантированные жителям республики объем и условия предоставления медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Законом Республики Тыва от 12.03.2002 N 1340 "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Тыва от 04.01.2003 N 127 ВХ-1) предусмотрено направление средств бюджета фонда, в том числе на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Республики Тыва в размере 298,5 млн. руб. (п. 1.1 ст. 3), на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ в размере 12 млн. руб. (п. 2.1 ст. 3), а также на прочие расходы в размере 4 млн. руб. (п. 2.2 ст. 3).
Законом Республики Тыва от 11.03.2003 N 238-ВХ-1 "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" предусмотрено направление средств бюджета Фонда, в том числе на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Республики Тыва в размере 173 117,2 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 4), на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ в размере 8 820,4 тыс. руб. (п. 2.1 ст. 4), а также на прочие расходы в размере 162 тыс. руб. (п. 2.2 ст. 4).
Таким образом, указанными Законами предусмотрено финансирование перечисленных выше региональных целевых программ, которые утверждены Постановлениями Правительства Республик Тыва и в установленном порядке сторонами не оспорены. Документы, подтверждающие направление средств фонда в соответствии с Законами о бюджете на финансирование региональных программ представлены заявителем в материалы дела. Направление средств бюджетов на указанные в законах о бюджете фонда цели, связанные с финансированием региональных программ, подтверждается также Законами об исполнении Законов о бюджете.
В соответствии со статьей 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Тыва от 11.03.2003 N 194 ВХ-1 "Об исполнении Закона Республики Тыва "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" от 12.03.2002 N 1340 (с изменениями)" утвержден отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2002 год по расходам на выполнение территориальной программы ОМС в размере 304,8 млн. руб., на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ в размере 11,5 млн. руб., а также на финансирование прочих расходов в размере 5 млн. руб.
Законом Республики Тыва от 30.03.2004 "Об исполнении бюджета Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" утвержден отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2003 год по расходам на выполнение территориальной программы ОМС в размере 182 393,1 тыс. руб., на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ в размере 4 619 руб. (в том числе согласно акту ревизии от 20.10.2003: за 1 полугодие 2003 года - 3 619 тыс. руб.), а также на финансирование прочих расходов в размере 1 988 тыс. руб.
Таким образом, в 2002 и 2003 годах территориальные программы ОМС профинансированными за счет средств ОМС в полном объеме. При этом, заявителем осуществлены расходы на финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ в общей сумме 16,119 млн. руб., что не превышает предусмотренное бюджетами фонда на 2002 и 2003 годы на указанные цели финансирование в размере 20,820 млн. руб. Отчеты об исполнении бюджетов фонда на 2002 и 2003 годы утверждены законами Республики Тыва в установленном порядке и сторонами не оспорены.
Следовательно, расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 15 119 тыс. руб. осуществлялось на предусмотренное Законами о бюджете на 2002 и 2003 годы финансирование региональных целевых программ, то есть в соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Доказательства, подтверждающие неисполнение указанных Законов в материалах дела отсутствуют. Следовательно, основания для признания расходов на финансирование региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами в общей сумме 15 119 тыс. руб. нецелевыми отсутствуют.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что финансирование региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами является нецелевым, поскольку не предусмотрено территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку финансирование региональных целевых программ предусмотрено Законами о бюджете ТФОМС. В конечном итоге доводы ответчика сводятся к тому, что финансирование мероприятий в рамках региональных программ должно производиться не за счет средств бюджета ТФОМС, а за счет средств бюджета субъекта РФ. Однако, вопрос о законности утвержденных в установленном порядке Законов о бюджете предметом настоящего спора не является, поскольку, оценивая целевой ( либо нецелевой ) характер спорных расходов, суд устанавливает только обстоятельства, связанные со включением спорных расходов в соответствующий закон, а также обстоятельства, связанные с исполнением законов о бюджете фонда.
С учетом изложенного, требования заявителя по указанному эпизоду подлежат удовлетворению с признанием оспоренного представления в части признания указанных расходов нецелевыми недействительным.
По эпизоду о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оказание финансовой помощи лечебным учреждениям по решениям Правления ТФОМС, в размере 5 647,56 тыс. руб. и на финансирование расходов по Постановлениям Правительства Республики Тыва в размере 2 077 тыс. руб.
Согласно оспариваемому предписанию признано нецелевым использование средств обязательного медицинского страхования на оказание финансовой помощи лечебным учреждениям по решениям Правления ТФОМС в размере 5 647,56 тыс. руб. и финансирование расходов по Постановлениям Правительства Республики Тыва в размере 2 077 тыс.руб., не предусмотренные бюджетом ТФОМС и территориальной программой обязательного медицинского страховании, за период с 01.01.2002 по 01.07.2003.
Как следует из материалов дела, финансовая помощь лечебным учреждениям по решениям Правления фонда от 21.03.2001 N 4 и от 04.04 N 2 оказана заявителем в 2002 году в размере 3 448,5 тыс. руб., в 1 полугодии 2003 года в размере 1 835,6 тыс. руб.
Финансирование расходов по Постановлениям Правительства Республики Тыва произведено заявителем в 2002 году в размере 1 567,6, в том числе: 1 млн. руб. - по Постановлению Правительства Республики Тыва от 23.04.2002 N 245 на приобретение оборудования для объекта "Реконструкция детского сада под детское хирургическое отделение, г. Адан"; 567,6 тыс. руб. - по Постановлению Правительства Республики Тыва от 22.04.2002 N 240 на приобретение медицинских аптечек для лагерей.
Оспаривая представление от 21.10.2003, заявитель ссылается на то, что указанные расходы являются целевыми, поскольку относятся к "прочим расходам", финансирование которых предусмотрено Законами о бюджете ТФОМС на 2002 и 2003 годы.
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание в указанной части правомерным, а доводы заявителя необоснованными, исходя из следующего.
Законом Республики Тыва от 12.03.2002 N 1340 "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Тыва от 04.01.2003 N 127 ВХ-1) предусмотрено направление средств бюджета фонда, в том числе на прочие расходы в размере 4 млн. руб. (п. 2.2 ст. 3).
Законом Республики Тыва от 11.03.2003 N 194 ВХ-1 "Об исполнении Закона Республики Тыва "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" от 12.03.2002 N 1340 (с изменениями)" утвержден отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2002 год, в том числе: на финансирование прочих расходов в размере 5 млн. руб.
Законом Республики Тыва от 11.03.2003 N 238-ВХ-1 "О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" предусмотрено направление средств бюджета Фонда, в том числе на финансирование прочих расходов в размере 162 тыс. руб. (п. 2.2 ст. 4).
Законом Республики Тыва от 30.03.2004 "Об исполнении бюджета Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" утвержден отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2003 год по прочим расходам в размере 1 988 тыс. руб.
Вместе с тем, указанные Законы не содержат перечней ( видов) либо понятия прочих расходов, однако устанавливают следующие цели осуществления таких расходов: "Финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативно- правовыми актами Российской Федерации по ОМС".
В соответствии с действующим в проверяемом периоде Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования ( зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2001 N 2756) расходование средств Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов РФ. Согласно п. 6 указанного Временного порядка в состав расходов бюджета территориального фонда включается финансирование территориальной программы ОМС, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по ОМС.
Однако, заявителем не указано нормативно правовых актов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, которыми было бы предусмотрено финансирование таких мероприятий как оказание финансовой помощи лечебным учреждениям согласно решениям Правления фонда и финансирование вышеназванных расходов по Постановлениям Правительства Республики Тыва за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из положений Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" суд полагает, что прочие расходы должны быть обусловлены целями и задачами осуществления деятельности заявителя по ОМС. Поэтому, к числу прочих расходов могут быть отнесены расходы на обучение специалистов системы обязательного медицинского страхования, информационно-публицистическую деятельность, проведение семинаров, совещаний и др.
Структура прочих расходов в деятельности территориального фонда нашла нормативное закрепление в пункте 3.2 Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета ТФОМС, которые были приняты уже по окончании проверяемого периода, поэтому использованы судом только для толкования норм вышеназванных Законов Республики Тыва.
Следовательно, основания отнести указанные расходы в сумме 5 647,6 тыс. руб. и 2 077 тыс. руб. к прочим расходам, направленным на финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации по ОМС, то есть к расходам, предусмотренным Законами о бюджете фонда, у суда отсутствуют. Следовательно, требования заявителя по указанному эпизоду удовлетворению не подлежат.
По эпизоду о финансировании расходов по оплате работ в размере 7,7 тыс. руб.( 1 полугодие 2003 года.)
Согласно оспариваемому представлению и акту ревизии от 20.10.2003 признаны нецелевыми расходы фонда за 1 полугодие 2003 года в общей сумме 7,7 тыс. руб., в том числе:
- по трудовым соглашениям за разгрузку медикаментов, поступивших от ООО "Биотек" и ЗАО "Саяны" на склад ООО "Фармаком", в размере 3,5 тыс. руб. по коду 111040, в связи с тем, что по договору с ООО "Фармаком" указанные расходы несет ООО "Фармаком";
- по трудовому соглашению от 07.03.2003 Богачеву В.Г. за мануальный массаж 5-ти сотрудникам фонда в размере 4,2 тыс. руб. (стр. 16 акта, т. 1 л.д. 134).
Признавая указанные расходы нецелевыми, ответчик ссылается на то, что данные расходы не предусмотрены сметой расходов на содержание исполнительной дирекции фонда.
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое представление ответчик по данному эпизоду недействительным по следующим основаниям.
По расходам в размере 3,5 тыс. руб.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением. Финансовые средства Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства, в том числе, исключительно на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Статьей 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 53-ФЗ, который подлежит применению к правоотношениям с 01.01.2003).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н (введены в действие с 01.01.2003), к "Прочим текущим расходам" по коду 111040 относятся, в том числе, расходы на оплату труда (с учетом начисления единого социального налога) лиц, как состоящих, так и не состоящих в штате данного учреждения и привлекаемых для выполнения работ по договорам (контрактам) гражданско-правового характера, в том числе, других работников.
Согласно Плановой смете на содержание исполнительной дирекции ТФОМС на 1 и 2 кварталы 2003 года по статье расходов 111040 "Прочие текущие расходы" утверждено 226 998 руб. и 275 242 руб. соответственно.
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам на 01.01.2004, утвержденным исполнительным директором фонда 29.03.2004 года, в том числе, по статье 111040 "Прочие расходы" утверждено бюджетных ассигнований 1 606 840 руб., кассовые расходы составили 1 606 838 руб., фактические расходы 1 609 916 руб.
Доводов о том, что спорные расходы не подлежат отнесению на статью 111040 ответчиком не представлено.
Следовательно, вывод ответчика о том, что спорные расходы не предусмотрены сметой, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы ответчика о том, что расходы являются нецелевыми, поскольку по договору с ООО "Фармаком" указанные расходы несет ООО "Фармаком", а не заявитель, также не подтверждены материалами дела.
Согласно дополнительному соглашению к генеральному договору о поставке лекарственных средств от 25.03.2002, подписанному между фондом (заказчик) и ООО "Фармаком" (грузополучатель), последнее оказывает заказчику услуги в формировании заявок на лекарственные средства, оформлении, принятии и передаче груза, проведении входного контроля груза, оформлении документов, связанных с обеспечением договора (п. 1).
Как следует из содержания указанного соглашения, ООО "Фармаком" не принимало на себя обязательство по оплате расходов за разгрузку медикаментов. Ответчиком не представлено доказательств того, что ООО "Фармаком" понесло расходы по оплате услуг за разгрузку медикаментов. Оплата указанных услуг ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания расходов по оплате услуг по разгрузке медикаментов в размере 3,5 тыс. руб. нецелевыми, то есть не предусмотренными в смете расходов фонда и подлежащими несению контрагентом заявителя.
По расходам в размере 4,2 тыс. руб.
В оспариваемом представлении и в акте ревизии от 20.10.2003 не указаны основания, по которым расходы в размере 4,2 тыс. руб. на мануальный массаж признаны нецелевыми.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н (введены в действие с 01.01.2003), к "Прочим трансфертам населению" по коду 130330 относятся, в том числе, расходы на выплаты социального характера.
Согласно Плановой смете на содержание исполнительной дирекции ТФОМС на 1 и 2 кварталы 2003 года по статье расходов 130330 "Прочие трансферты населению" утверждено 393 800 руб. и 66 200 руб. соответственно.
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам на 01.01.2004, в том числе, по статье 130330 "Прочие трансферты населению" утверждено бюджетных ассигнований на сумму 1 727 260 руб., кассовые расходы составили 1 717 057 руб., фактические расходы 1 853 235 руб.
Исполнительным директором ТФОМС 11.01.2002 утверждено Положение о социальных выплатах работников ТФОМС, в соответствии с п. 1.3 которого при утверждении расходов на социальные выплаты работникам фонда предусматриваются расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам.
Поскольку социальные выплаты работникам фонда (в том числе на мануальный массаж) относятся к расходам по статье 130330 "Прочие трансферты населению", финансирование данного вида расходов предусмотрено сметой фонда на 1 полугодие 2003 года, отчет об исполнении сметы на 01.01.2004 утвержден, указанные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом, доказательств расходования спорной суммы в нарушение сметы ответчиком не представлено, то основания для признания расходов в сумме 4,2 тыс. руб. нецелевыми отсутствуют.
По эпизоду о финансировании расходов по оплате услуг ООО "Фармаком" в размере 393,4 тыс. руб. ( 2002 год)
Согласно оспариваемому представлению признаны нецелевыми расходы фонда по оплате услуг ООО "Фармаком", не предусмотренные сметой расходов на содержание исполнительной дирекции, в размере 393,4 тыс. руб.
В соответствии с актом ревизии от 20.10.2003 за счет средств обязательного медицинского страхования дополнительно оплачены ООО "Фармаком" расходы по приемке, разгрузке, хранению, отправке, охране, ремонту складского помещения и по заработной плате по платежному поручению от 29.10.2002 N 530 в сумме 200 тыс. руб., по платежному поручению от 06.11.2002 N 558 в сумме 84,5 тыс. руб., по платежному поручению от 25.11.2002 N 584 в сумме 108,9 тыс. руб., всего в сумме 393,4 тыс. руб. согласно договору с ООО "Фармаком" от 25.03.2002, не предусмотренные в смете расходов, что является нарушением статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования на другие цели (стр. 14 акта, т. 1 л.д. 14).
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое представление по данному эпизоду недействительным, а доводы ответчика необоснованными, исходя из следующего.
Согласно пояснениям заявителя в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации указанные расходы предусмотрены по коду 111010 "Прочие текущие расходы" (оплата разгрузки), по коду 110700, 110750 "Оплата коммунальных услуг" (оплата аренды), по коду 111000 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг" (ремонт складского помещения).
В соответствии с Плановой сметой на содержание исполнительной дирекции ТФОМС на 2002 год утверждено: по статье 110700 - 941 000 руб., ( в том числе по статье 110750 - 880 000 руб.), по статье 111000 - 1 435 500 руб., в том числе по статье 111040 - 1 300 000 руб.
Согласно отчету об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам на 01.01.2003, утвержденному исполнительным директором фонда 07.03.2003, по статье 110750 ( оплата аренды помещений) утверждено бюджетных ассигнований 880 000 руб., кассовые и фактические расходы составили 864 698 руб., по статье 111040 ( прочие текущие расходы) утверждено бюджетных ассигнований 1 300 000 руб., кассовые расходы составили 1 211 491 руб., фактические расходы 1 201 882 руб.
Суд апелляционной инстанции предлагал оценить указанные обстоятельства и доводы заявителя ответчику. Однако, оснований, по которым спорные расходы следует признать нецелевыми, кроме тех, которые указаны в акте ревизии, ответчиком не приведено.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Саяны" (поставщик), фондом (заказчик) и ООО "Фармаком" (грузополучатель) подписан договор о поставке лекарственных средств от 02.04.2002 N 11, а также дополнительное соглашение к указанному договору от 22.04.2002. В соответствии с пунктом 3.3 указанного договора правоотношения между заказчиком и грузополучателем по поводу формирования заявок, принятия товара, проведения входного контроля, хранения товара, взаиморасчетов регулируются отдельными соглашениями. В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 22.04.2002 ООО "Фармаком" оказывает услуги фонду в формировании заявок на лекарственные средства, оформлении, принятии и передаче груза, проведении входного контроля груза, оформлении документов, связанных с обеспечением договора.
Согласно договору аренды складских помещений от 24.01.2002, подписанному между фондом и ООО "Фармаком" (арендодатель), арендодатель обязуется обеспечить проведение капитального ремонта передаваемого в аренду помещения или предоставить арендатору возможность проведения капитального ремонта помещения (п. 2.2.2 договора).
Следовательно, расходы на проведение ремонта складского помещения осуществлены фондом в соответствии с указанным договором аренды.
Кроме того, с учетом изложенных положений договоров расходы по приемке, разгрузке, хранению, отправке, охране, ремонту складского помещения и по заработной плате несет заявитель.
Как следует из акта ревизии от 20.10.2003 (см. стр. 14 акта) финансирование производилось не через органы Федерального казначейства, а с текущего счета в ГРКЦ на расчетный счет общей суммой без подразделения расходов по предметным статьям. По всем статьям сметы расходов кассовые и фактические расходы произведены меньше, чем было предусмотрено в утвержденной исполнительным директором смете расходов на 2002 год.
Доказательств расходования средств в нарушение сметы ответчиком не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для признания указанных расходов нецелевыми отсутствуют. Таким образом, представление ответчика в указанной части подлежит признанию недействительным.
Оспоренное представление ответчика содержит выводы о неправомерном расходовании средств Фонда. Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит указанного понятия. Вместе с тем, согласно пунктам 1,4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" государственный финансовый контроль включает в себя, в том числе контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
По эпизодам о признании неправомерными расходов на компенсацию расходов на питание работникам исполнительной дирекции в размере 1 412,8 тыс. руб. и за проезд на общественном транспорте в размере 1,7 тыс. руб.
В оспариваемом представлении и в акте ревизии от 20.10.2003 не указаны основания, по которым расходы в размере 1 412,8 тыс. руб. и 1,7 тыс. руб. на компенсацию расходов на питание и проезд работникам исполнительной дирекции признаны неправомерными.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н (введены в действие с 01.01.2003), к "Прочим трансфертам населению" по коду 130330 относятся, в том числе, расходы на выплаты социального характера, включая компенсации на питание и проезд.
Согласно письму Федерального фонда ОМС от 25.06.2001 N 2523/21-3/и в целях обеспечении социальной защищенности работников и на основании Положения о социальных выплатах, утвержденного приказом исполнительного директора территориального фонда ОМС, работникам территориальных фондов ОМС могут производиться социальные выплаты, средства на которые образуются и используются в пределах сметы расходов на содержание территориальных фондов ОМС по следующим разделам и видам затрат, в том числе: дотации на питание, оплата проезда работников на городском транспорте (т. 1 л.д. 30).
Исполнительным директором ТФОМС 11.01.2002 утверждено Положение о социальных выплатах работников ТФОМС, в соответствии с п. 1.3 которого при утверждении расходов на социальные выплаты работникам фонда предусматриваются средства на компенсацию стоимости оплаты проезда и оплаты питания на каждого работника в размере 100 %.
Оплата средств на питание в размере 100 % предусмотрена также п. 2.2 Коллективного договора ТФОМС от 08.04.2002 (зарегистрирован в Министерстве труда и социального развития Республики Тыва 14.04.2002).
Согласно Плановой смете на содержание исполнительной дирекции ТФОМС на 1 и 2 кварталы 2003 года по статье расходов 130330 "Прочие трансферты населению" утверждено 393 800 руб. и 66 200 руб. соответственно. При этом, на социальные выплаты на 1 квартал 2003 года предусмотрены расходы по оплате питания в размере 329,4 тыс. руб. (т. 7 л.д. 23).
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам на 01.01.2004, в том числе, по статье 130330 "Прочие трансферты населению" фактические расходы составили 1 853 235 руб.
Согласно смете расходов на 2002 год на социальные выплаты предусмотрены расходы по оплате питания в размере 1 090 тыс. руб. и на компенсацию стоимости оплаты проезда на муниципальном транспорте в размере 1,7 тыс. руб. (т. 6, л.д. 43).
Поскольку компенсация на питание и проезд работникам фонда предусмотрены Положением фонда о социальных выплатах от 11.01.2002 (которое принято во исполнение письма Федерального фонда ОМС от 25.06.2001 N 2523/21-3/и) и коллективным договором, указанные расходы относятся к расходам по статье 130330 "Прочие трансферты населению" и предусмотрены сметами фонда на 2002 и 2003 год, отчеты об исполнении которых утверждены, то основания для признания расходов в сумме 1 412,8 тыс. руб. и 1,7 тыс. руб. неправомерными отсутствуют.
По эпизоду о выплате доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда в 2002 году в размере 72,4 тыс. руб.
Согласно оспариваемому представлению и акту ревизии от 20.10.2003 признаны неправомерными расходы фонда на выплату доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда (в приказах исполнительного директора указывались завышенные размеры доплат отдельным работникам от 25 до 70 процентов, тогда как пунктом 5 Закона Республики Тыва от 18.01.1999. N 123 N О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и государственных служащих Республики Тыва") предельный размер доплат за сложность и напряженность в работе установлен 20% ( см. стр. 16 акта ревизии от 20.10.2003, т. 1 л.д. 134)
Заявитель указывает на то, что указанные расходы предусмотрены статьей 110100 "Оплата труда государственных служащих" бюджетной классификации.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого представления в указанной части по следующим основаниям.
В соответствии с Примерным положением об условиях оплаты труда и должностных окладах работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.10.2000 N 82 условия оплаты труда и должностные оклады работников территориального фонда обязательного медицинского страхования устанавливаются: применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти нормативными актами субъекта Российской Федерации, утвержденным на основании: законов Российской Федерации; постановлений Правительства Российской Федерации; других нормативных и правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы оплаты труда работников органов исполнительной власти; на основании положений, утверждаемых приказами исполнительного директора территориального фонда ОМС в пределах предоставленных ему полномочий согласно Положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1. К должностным окладам работников устанавливается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, утверждаемая приказами исполнительного директора территориального фонда ОМС.
Как следует из анализа указанного Примерного положения, основаниями для установления ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда работникам фонда являются следующие:
- указанные надбавки устанавливаются применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников органов исполнительной власти, предусмотренных соответствующим нормативными актами;
- соответствующие надбавки предусмотрены локальным нормативным актом, утвержденным приказом исполнительного директора ТФОМС.
Заявителем не представлен в материалы дела приказ исполнительного директора фонда, который бы устанавливал порядок оплаты сотрудников фонда, в том числе соответствующие надбавки к заработной плате за сложность и напряженность, а также не приведены и не указаны нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, которые предусматривают условия оплаты труда работников органов исполнительной власти ( применительно к которым должны выплачиваться указанные надбавки работникам фонда).
В материалы дела заявителем представлено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда работникам ТФОМС, утвержденное исполнительным директором ТФОМС 23.10.2002, в соответствии с которым предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда (т. 1 л.д. 43).
Однако, указанный локальный акт не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку принят после спорного периода. Из акта ревизии ( см. стр. 16) следует, что расходы в сумме 72,4 тыс. руб. произведены в период с января по сентябрь 2002 года.
Позицию ответчика о необходимости применения к спорным отношениям Закона Республики Тыва от 18.01.1999 N 123 "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и государственных служащих Республики Тыва" и Закона Республики Тыва от 10.06.2001 N 1084 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Тыва "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и государственных служащих Республики Тыва" заявитель оспаривает, однако соответствующее нормативное обоснование по спорному вопросу не приводит.
Таким образом, основания для отнесения расходов в размере 72,4 тыс. руб. на статью 110100 "Оплата труда государственных служащих" бюджетной классификации" отсутствуют, поскольку правомерность осуществления соответствующих доплат заявителем не доказана.
Следовательно, оспариваемое представление ответчика в части признания неправомерными расходов на выплату доплат сверх установленного размера за сложность и напряженность труда в размере 72,4 тыс. руб. является правомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поскольку выводы суда первой инстанции о правомерности оспариваемого представления не соответствуют обстоятельствам дела, то решение от 18.06.2007 подлежит изменению с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора в суде первой инстанции и рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции составляет 2000 руб. В связи с частичным удовлетворением требования заявителя, учитывая уплату государственной пошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции, государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. При этом, решение суда в части взыскания 1000 руб. ( дополнительно к ранее уплаченной государственной пошлины в размере 1000 руб.) подлежит отмене. Кроме того, поскольку заявителем при обращении в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению N 273 от 09.08.2007, то с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 49,150,268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" июня 2007 года по делу N А69-15/06-7 в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 в части неправомерных расходов в сумме 225,4 тыс. руб. отменить.
Производство по делу по требованию о признании недействительным представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 в части неправомерных расходов в сумме 225,4 тыс. руб., из них:
- необоснованное списание подотчетных сумм без оправдательных документов - 117,6 тыс. руб.;
- необоснованное списание ГСМ - 2,1 тыс. руб.;
- выплата зарплаты за работу в выходные дни при отсутствии табеля учета рабочего времени - 1,6 тыс. руб.;
- необоснованное списание перечисленных средств ОМС по взаимным расчетам без оправдательных документов - 66,9 тыс. руб.;
- необоснованное списание материальных ценностей по счетам-фактурам без ведомости выдачи и акта списания - 37,2 тыс. руб. прекратить.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" июня 2007 года по делу N А69-15/06-7 в оставшейся части изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным представление Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 в части признания нецелевым использования средств обязательного медицинского страхования, в том числе:
- на финансирование региональных целевых программ по обеспечению лечебных учреждений оборудованием, инвентарем и медикаментами вне территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в сумме 15 119 тыс. руб.;
- расходы по оплате работ, не предусмотренных в смете расходов на содержание аппарата исполнительной дирекции обязательного медицинского страхования в размере 7,7 тыс. руб.;
- расходы по оплате услуг ООО "Фармаком", не предусмотренные сметой расходов на содержание исполнительной дирекции, в размере 393,4 тыс. руб.;
в части признания неправомерными следующих расходов:
- необоснованная компенсация расходов на питание работникам исполнительной дирекции в размере 1 412,8 тыс. руб.;
- необоснованная компенсация расходов за проезд на общественном транспорте в размере 1,7 тыс. руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" июня 2007 года по делу N А69-15/06-7 в части распределения судебных расходов отменить.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в доход федерального бюджета 1 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в пользу Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-15/06-7
Истец: Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва
Третье лицо: Террииториальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Республике Тыва, МИФНС N 1 по Республике Тыва
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-146/2007