г. Красноярск
29 января 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Ф.Первухиной,
судей: Н.М. Демидовой, Л.А. Дунаевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "04" сентября 2007 года по делу N А69-1088/07-10,
принятое судьей Донгак О.Ш.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва
к обществу с ограниченной ответственностью "Аско"
о взыскании финансовых (штрафных) санкций в размере 2812,6 рублей,
без участия сторон,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аско" о взыскании 2812,60 рублей, составляющих финансовые санкции по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "04" сентября 2007 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- управлением установлено нарушение обществом статьи 11 Закона N 27-ФЗ в виде непредставления сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2006 год;
- доводы суда о непредставлении АДВ-11 несостоятельны, т.к. акт камеральной проверки, требование и решение о взыскании финансовой санкции не оспорены ответчиком.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (телеграмма получена 09.01.2008), в судебное заседание своих представителей не направило.
Суд апелляционной инстанции предпринял меры к уведомлению ответчика по юридическому адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 17 (подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 09.01.2007). Заказное письмо возвращено органом связи с отметками: "по адресу не значится".
Таким образом, судом апелляционной инстанции предприняты все возможные меры к надлежащему уведомлению ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Аско" 14.04.2003 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва в Едином государственном реестре в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1031700510060, что подтверждается представленной заявителем Выпиской из ЕГРЮЛ от 09.01.2007 N 83.
Управление в результате проведенной 09.03.2007 в отношении общества камеральной проверки установило, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" общество не представило сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2006 год, о чем составило акт проверки N 13ш от 09.03.2007.
Управление выставило требование N 3 от 09.03.2007 обществу о добровольной уплате штрафа в срок до 19.03.2007.
Рассмотрев акт проверки, Управление приняло решение от 23.03.2007 N 7р о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 2812, 60 рублей.
В связи с неисполнением требования, Управление 09.06.2007 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статьям 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление или представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные сведения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управлением установлен и доказан факт правонарушения, не подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Порядок производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, в том числе порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, предусмотрен статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит применению при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
Как следует из содержания указанных норм права, рассмотрение акта, материалов проверки при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении в сфере пенсионного законодательства, является гарантией защиты прав и законных интересов такого лица.
Как следует из материалов дела, общество не извещалось о времени и месте рассмотрения акта камеральной проверки N 13ш от 09.03.2007, в связи с чем, было лишено права участвовать при рассмотрении указанного акта и представить свои возражения. Доказательства вручения обществу акта камеральной проверки N 13ш от 09.03.2007, требования N 3 от 09.03.2007, решения N 7р от 23.03.2007 Управлением не представлены.
Таким образом, Управлением Пенсионного фонда не соблюдена процедура досудебного урегулирования спора.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Как следует из материалов дела, акт проверки и решение заявителя о привлечении ответчика к ответственности не позволяют определить количество застрахованных лиц, в отношении которых не представлены сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2006 год, что не позволяет рассчитать размер санкций, подлежащих взысканию. Указываемая в акте проверки декларация АДВ-11, из которой можно было бы установить размер взносов и количество застрахованных лиц, в материалы дела не представлена.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не доказано наличие в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и наличие оснований для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной указанной нормой закона.
Доводы заявителя о том, что акт камеральной проверки, требование и решение о взыскании финансовых санкций не оспорены ответчиком, не освобождает Управление Пенсионного фонда от доказывания оснований взыскания (часть 4 статьи 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) соответствующих санкций.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "04" сентября 2007 года по делу N А69-1088/07-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1088/07-10
Истец: Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Аско"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1261/2007