г. Красноярск
А33-13874/2007-03АП-428/2008
13 марта 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
при участии:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю - Нестеренко А.В., представителя по доверенности N 08 КС 1-6-07/0772 от 07.03.2008;
от общества с ограниченной ответственностью "Виксента" - Бушмина В.С., представителя по доверенности от 09.07.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 31 октября 2007 года по делу N А33-13874/2007, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виксента" об оспаривании постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о назначении административного наказания от 24.09.2007 по делу N 2.12,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Виксента" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по использованию и охране земель от 24.09.2007 по делу N 2.12 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2007 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Виксента" удовлетворено. Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по использованию и охране земель от 24.09.2007 по делу N 2.12 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виксента" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Не согласившись с данным решением, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю ссылается на следующие доводы:
- акт соблюдения земельного законодательства от 30.08.2007 не является протоколом осмотра, предусмотренным статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на момент проведения проверки у должностного лица еще не было оснований для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол осмотра должностным лицом, проводящим проверку, не составлялся, не заполнялась форма обмера площади земельного участка;
- доказательством факта самовольного занятия земельного участка общей площадью 485 кв.м под устройство строительной площадки являются схематический чертеж земельного участка по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 16, и схема границ земельного участка от 16.05.2006 с каталогом координат точек (углов поворота), дирекционных направлений и длин линий границ земельного участка;
- признаки нарушения земельного законодательства в части использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, были установлены 06.09.2007 после получения достаточных данных по результатам проведения контрольных мероприятий: анализа материалов, содержащих результаты выездной проверки от 30.08.2007; анализа материалов межевого дела по установлению на местности проектных границ земельного участка по ул. Маерчака, 16. Таким образом, факт самовольного занятия земельного участка был установлен 11.09.2007, после полного анализа материалов, документов и объяснений, представленных 11.09.2007 директором общества с ограниченной ответственностью "Виксента" Пермяковым А.А.
Общество с ограниченной ответственностью "Виксента" считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции от 31.10.2007. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Виксента" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в том числе на пропуск срока составления протокола, просил суд апелляционной инстанции оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
30.08.2007 административным органом проведена проверка соблюдения ООО "Виксента" земельного законодательства. По результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2007, отразивший факт самовольного занятия заявителем земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 16, общей площадью 485 кв.м. под организацию строительной площадки.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по использованию и охране земель от 24.09.2007 N 2.12 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Суд первой инстанции, сославшись на обязанность, предусмотренную частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении полномочий административного органа, соблюдения порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, фактически уклонился от исполнения данной обязанности. Судом апелляционной инстанции проверены полномочия административного органа, соблюдение порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Полномочия по рассмотрению дел, предусмотренных статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возложены статьей 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "Об утверждении положения о государственном земельном контроле" государственные инспектора городов по использованию и охране земель имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с Приказом Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 10.07.2007 N 1/236 "О возложении обязанностей по осуществлению госземконроля на должностных лиц территориальных отделов Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю", главный специалист-эксперт территориального отдела N1 Каспрук С.Б. является государственным инспектором г. Красноярска по использованию и охране земель. Таким образом, главный специалист-эксперт территориального отдела N1 Каспрук С.Б. был наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе и предусмотренных статьей 7.1 Кодекса) вправе заместители главных государственных инспекторов городов по использованию и охране земель.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "Об утверждении положения о государственном земельном контроле" заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации городского уровня являются заместителями главных государственных инспекторов городов по использованию и охране земель.
Приказом Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 24.08.2007 N 219 на главного специалиста-эксперта территориального отдела N1 Сидорова С.В. было возложено исполнение обязанностей заместителя отдела N1 на период с 30.08.2007 по 16.10.2007. Следовательно, главный специалист-эксперт территориального отдела N1 Сидоров С.В. был наделен полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2003 года N 10964/03). Из материалов дела следует, что факт правонарушения выявлен 30 августа 2008 года, протокол об административном правонарушении составлен 11 сентября 2007 года (с нарушением срока, установленного статьей 28.5 Кодекса), постановление о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виксента" к административной ответственности вынесено административным органом 24 сентября 2007 года, то есть в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса.
Таким образом, административным органом соблюден порядок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьями 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки привлечения к административной ответственности.
Однако, административный орган не обосновал событие вменяемого заявителю административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает использование земельного участка, осуществляемое без разрешения собственника или лица, им уполномоченного.
Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.
В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2., частью 1 статьи 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, либо выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения. По смыслу статей 1.5., 2.1., 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание в протоколе об административном правонарушении (постановлении) на событие правонарушения предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 11.09.2007 указано, что заявителем самовольно занят земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 16, общей площадью 485 кв.м. Вместе с тем, из материалов дела следует, что распоряжением администрации г. Красноярска от 08.12.2006 N 3125-арх обществу с ограниченной ответственностью "Виксента" предоставлен земельный участок, площадью 2449 кв.м., также расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 16 (11.12.2006 заключен соответствующий договор аренды N 2896).
В протоколе об административном правонарушении от 11.09.2007 не отражено соотношение данных земельных участков, что исключает возможность достоверного определения факта осуществления заявителем действий по самовольному занятию земельного участка. Кроме того, в рассматриваемом протоколе не отражено, каким способом определялась площадь правомерно используемого участка и самовольно занятого участка, какие приборы использовались при определении площади. Это лишает протокол доказательственного значения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Вышеназванные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (в части описания события административного правонарушения) являются существенными, их устранение в ходе судебного разбирательства признается арбитражным судом невозможным.
Представленный административным органом акт проверки соблюдения земельного законодательства от 30.08.2007 не может быть принят в качестве документа, восполняющего вышеприведенные дефекты протокола об административном правонарушении. Указанный акт содержит результаты осмотра земельного участка, площадью 2449 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 16, фиксирует факт несоответствия границ предоставленного земельного участка фактически используемому земельному участку (установленный в результате измерений).
Вместе с тем, порядок проведения осмотра, в том числе территории юридического лица или индивидуального предпринимателя, установлен статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Согласно частям 4, 6 статьи 27.8 Кодекса об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Из материалов дела следует, что акт проверки соблюдения земельного законодательства 30.08.2007 составлен: без привлечения понятых (часть 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); в ненадлежащей форме (часть 4 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, данный акт не содержит достоверных сведений, так как составлен в одностороннем порядке, не содержит сведений о том, каким способом определена площадь земельного участка, какие приборы использовались при ее определении.
Иные документы (не соответствующие требованиям КоАП, составленные без соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности) не могут признаваться допустимыми доказательствами по делу.
Поскольку при составлении акта проверки от 30.08.2007 требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не соблюдены, это лишает названный документ доказательственного значения. При этом довод административного органа о том, что акт от 30.08.2007 не является протоколом осмотра, предусмотренным статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (следовательно, не должен соответствовать требованиям названной статьи), также свидетельствует о том, что названный акт не является допустимым доказательством по делу.
Схематический чертеж земельного участка, схема границ земельного участка (л.д. 32, 58), на которые ссылается административный орган, не могут быть признаны относимыми и допустимыми доказательствами правонарушения, поскольку составлены вне рамок административного производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, материалами дела (договор аренды земельного участка N 2896 (л.д. 44), распоряжение администрации г. Красноярска о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Виксента" земельного участка от 08.12.2006 (л.д. 61), кадастровая карта земельного участка N 50/06-7534 (л.д. 48), акт приема-передачи земельного участка (л.д. 51)) подтверждается, что фактически обществу с ограниченной ответственностью "Виксента" предоставлен земельный участок с кадастровым N 24:50:0200078:0039. Однако, материалы дела об административном правонарушении составлены в отношении земельного участка с кадастровым N 24:50:0200018:0039 (акт проверки соблюдения законодательства от 30 августа 2007 (л.д. 31); постановление о назначении административного наказания от 24 сентября 2007 (л.д. 8)). Следовательно, относимость данных доказательств к фактическим обстоятельствам дела (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не подтверждается.
Таким образом, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю не доказано наличие объективной стороны правонарушения (события административного правонарушения), предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Виксента" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Виксента" в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" октября 2007 года по делу N А33-13874/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13874/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Виксента"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю
Кредитор: Бушмин В.С.
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1637/2007