г. Красноярск
"04" мая 2008 г.
А74-194/2008-03АП-899/2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" мая 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" марта 2008 года по делу N А74-194/2008, принятое судьей Хабибулиной Ю.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эскада" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия о признании незаконным и отмене постановления от 28 ноября 2007 N 113 АЛК.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 марта 2008 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на следующие доводы:
- одним из доказательств совершения обществом правонарушения является акт от 30.10.2007 N 245, который обществом не оспорен;
- отсутствие в протоколе сведений о нахождении спорной алкогольной продукции на витрине в баре, наличии на нее ценников либо отражении цен в меню, не является основанием для отмены принятого постановления;
- деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией осуществлялась в баре игровых автоматов, в связи с чем и информация о ней должна находиться непосредственно в торговом зале;
- факт нарушения именно розничной продажи алкогольной продукции установлен не был, иначе правонарушение было бы квалифицировано по пункту 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и административного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Эскада" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.01.2006, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1061901001854, выдано свидетельство серии 19 N 000650119.
Административным органом 30.10.2007 на основании поручения заместителя начальника налоговой инспекции от 30.10.2007 N 159 проведена проверка соблюдения действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу баре игрового клуба, расположенного по адресу: город Абакан, улица Торговая, 12.
По результатам проверки составлен акт от 30.10.2007 N 245, в котором зафиксировано, что на момент проведения проверки в торговой точке на вино "Фиеста" полусладкое белое, емкостью 0,75л, производства Испании, в количестве 1 бутылки и вино "Фиеста" полусладкое красное, емкостью 0.75л, производства Испании, в количестве 1 бутылки отсутствуют копии сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, справок к ГТД разделы "А", "В", также отсутствует цена и прейскурант.
По результатам проверки административным органом 30 октября 2007 года вынесено определение N 42 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о проведении административного расследования.
05 ноября 2007 года отсутствующие на момент проверки документы представлены обществом в налоговый орган.
12 ноября 2007 года на основании акта проверки N 245 от 30 октября 2007 года старшим государственным налоговым инспектором налоговой инспекции Рыжковой А.И. в отношении общества составлен протокол N 113 АЛК об административном правонарушении, выразившемся в нарушении обществом положений статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 21.07.2005 N 102-ФЗ), пунктов 12, 139, 141 "Правил продажи отдельных видов товаров", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2006 года N 80).
Выявленные факты расценены административным органом в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 28.11.2008 N 113АЛК, в котором общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 12.11.2007 N 113АЛК составлен уполномоченным должностным лицом - старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия Рыжковой А.И. на основании статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктов 1,4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@.
Постановление по делу об административном правонарушении от 28.11.2007 N 113 АЛК вынесено начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия И.И. Шапкиной, действовавшей на основании подпункта 3 части 2 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении от 28.11.2007 N 113 АЛК вынесено в пределах двухмесячного срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество, должностного лица, наименование органа, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Таким образом, привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В силу статьи 3 указанного закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктами 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Из анализа приведенных норм следует, что нарушения Правил продажи отдельных видов товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место только при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции потребителям. Необходимым условием для квалификации правонарушения по указанной норме является продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует бездействие торгующей алкогольной продукцией организации, выразившееся в невыполнении требований, установленных в Правилах продажи отдельных видов товаров.
В предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- факт продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, на которую не представлены необходимые документы;
- виновность общества в совершенном правонарушении.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении является единственным процессуальным документом, являющимся доказательством совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 12.11.2007 N 113АЛК, на момент проведения проверки в торговой точке на вино "Фиеста" полусладкое белое, емкостью 0,75л, производства Испании, в количестве 1 бутылки и вино "Фиеста" полусладкое красное, емкостью 0.75л, производства Испании, в количестве 1 бутылки отсутствуют копии сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, справок к ГТД разделы "А", "В", также отсутствует цена и прейскурант.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказан факт продажи указанной алкогольной продукции.
В протоколе об административном правонарушении от 12.11.2007 N 113АЛК не отражено, что спорная алкогольная продукция находилась в баре на реализации, то есть, предлагалась обществом покупателям.
Из акта от 30.10.2007 N 245 усматривается, что на указанное вино "Фиеста" ценники отсутствовали, вино "Фиеста" в прейскуранте цен на алкогольные напитки не было указано, что свидетельствует о том, что данное вино на момент проверки не продавалось. Сам по себе факт наличия алкогольной продукции в баре без соответствующих документов, не находящейся на реализации, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт от 30.10.2007 N 245 обществом не оспорен, не имеет правового значения, поскольку не обжалование обществом указанного акта не освобождает административный орган от обязанности по доказыванию факта совершения обществом вменяемого правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие в протоколе сведений о нахождении спорной алкогольной продукции на витрине в баре, наличии на нее ценников либо отражении цен в меню, не является основанием для отмены принятого постановления, является несостоятельным.
Отраженные в протоколе об административном правонарушении от 12.11.2007 N 113АЛК обстоятельства не позволяют квалифицировать действия общества в качестве административного правонарушения. Следовательно, основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией осуществлялась в баре игровых автоматов, в связи с чем информация о ней должна находиться непосредственно в торговом зале, не рассматривается судом апелляционной инстанции, поскольку административным органом не доказан факт продажи обществом алкогольной продукции.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт нарушения именно розничной продажи алкогольной продукции установлен не был, иначе правонарушение было бы квалифицировано по пункту 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, поскольку данный довод лишь подтверждает вывод суда первой инстанции о недоказанности события правонарушения.
Представление обществом 05.11.2007 в налоговый орган документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, свидетельствует о соблюдении обществом требований действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не может квалифицироваться по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 марта 2008 года по делу N А74-194/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-194/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Эскада"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия
Кредитор: Арбитражный суд Р Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-899/2008