г. Красноярск
"03" июня 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Кирилловой Н.А., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза (ответчика) - Бондаренко О.М., представителя по доверенности от 1 мая 2008 года N 5д;
от администрации муниципального образования город Абаза (ответчика) - Зеликовой Л.Д., представителя по доверенности от 21 марта 2008 года N 5-684;
от муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" (истца) - Никитиной С.К., представителя по доверенности от 2 октября 2007 года N 1-К, Рябова Д.А., представителя по доверенности от 7 мая 2007 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" марта 2008 года по делу N А74-3238/2007, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", в лице конкурсного управляющего Рота Д.А. (далее по тексту также истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к администрации муниципального образования город Абаза, к Отделу по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза:
- о признании недействительным постановления главы муниципального образования город Абаза N 885 от 6 декабря 2006 года "О включении муниципального имущества в казну муниципального образования город Абаза";
- о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения от 11 декабря 2006 года к договору о закреплении муниципального имущества администрации города Абаза на праве хозяйственного ведения, заключённого между администрацией города Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", и применении последствий недействительности сделки,
- о признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного пользования имуществом (ссуды) от 12 декабря 2006 года, заключённого между Отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
При рассмотрении дела конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" заявил письменный отказ от исковых требований в части применения последствий недействительной сделки - дополнительного соглашения от 11 декабря 2006 года к договору о закреплении муниципального имущества администрации муниципального образования город Абаза на праве хозяйственного ведения, заключенному между администрацией муниципального образования город Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
Рассмотрев заявление истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял отказ от исковых требований в указанной части.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2008 года требования муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" удовлетворены. Суд признал незаконным постановление главы муниципального образования город Абаза от 6 декабря 2006 года N 885 "О включении муниципального имущества в казну муниципального образования город Абаза", как не соответствующее статье 295, пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям, 18, 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях". Суд также признал недействительными дополнительное соглашение к договору от 5 мая 1999 года о закреплении муниципального имущества администрации города Абазы на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" от 11 декабря 2006 года и договор безвозмездного пользования имуществом от 12 декабря 2006 года.
С администрации муниципального образования город Абаза и Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза взыскано в пользу муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", соответственно, 4 000 руб. и 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В отношении требования о применении последствий недействительной сделки -дополнительного соглашения от 11 декабря 2006 года к договору о закреплении муниципального имущества администрации муниципального образования город Абаза на праве хозяйственного ведения, заключенного между администрацией муниципального образования город Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" производство прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом, Отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующими обстоятельствами:
- вывод суда о том, что государственная регистрация права хозяйственного ведения на переданное по договору о закреплении муниципального имущества администрации города Абаза на праве хозяйственного ведения от 5 мая 1999 года не требовалась, не основан на законе. Суд не принял во внимание доводы представителя Отдела о том, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 17 июля 1998 года N 113 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до создания в Республике Хакасия учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были возложены на Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия и Республиканское управление технической инвентаризации совместно с Министерством юстиции Республики Хакасия. В материалы дела Отделом была представлена справка Таштыпского филиала государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" от 8 ноября 2007 года о том, что право хозяйственного ведения за истцом в данной организации ни на один объект недвижимого имущества не регистрировалось. В виду указанного, право хозяйственного ведения у истца на спорное недвижимое имущество, переданное договору о закреплении муниципального имущества администрации города Абаза на праве хозяйственного ведения от 5 мая 1999 года, не возникло;
- оснований для признания незаконным постановления Главы муниципального образования г. Абаза N 885 от 6 декабря 2006 года "О включении муниципального имущества в казну муниципального образования г. Абаза" и недействительным договора безвозмездного пользования имуществом (ссуда) от 12 декабря 2006 года не имелось;
- в оспариваемом истцом постановлении Главы муниципального образования г. Абаза от 6 декабря 2006 года N 885 указано, что оно принято на основании обращения директора муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" Змазнева В.К. от 5 декабря 2006 года, которое было представлено Отделом в материалы дела. Признание постановления незаконным противоречит статьям 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым акты ненормативного характера могут быть признаны решением суда недействительными;
- в соответствии с подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Данное полномочие реализовано Абазинским городским Советом депутатов путем принятия Положения о муниципальной собственности муниципального образования г. Абаза, утвержденного решением Абазинского городского Совета депутатов от 28 ноября 2006 года N 60. Заключение оспариваемого истцом договора безвозмездного пользования от 12 декабря 2006 года было произведено на основании указанных выше нормативных актов.
- вывод суда о том, что истцом не пропущен трехмесячный срок для обжалования постановления, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необоснован. Конкурсный управляющий Рот Д. А. определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 2 июля 2007 года был ранее назначен временным управляющим данного предприятия. В заявлении муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" о признании несостоятельным (банкротом) предприятия от 4 мая 2007 года N 360 указано, что имущество предприятию было передано учредителем по договору безвозмездного пользования (ссуда) от 12 декабря 2006 года и акту приема-передачи. Конкурсный управляющий Рот Д.А. не мог не знать, начиная 2 июля 2007 года, о составе имущества предприятия-должника, постановлении от 6 декабря 2006 года N 885 "О включении муниципального имущества в казну муниципального образования г. Абаза", заключенном договоре безвозмездного пользования от 12 декабря 2007 года, поскольку указанные документы на предприятии имелись;
- отдел был лишен и права на участие в судебных прениях, а также возможности ссылаться на представленные дополнительно истцом суду доказательства, в том числе в настоящей жалобе; оценить их с точки зрения относимости и допустимости. Кроме того. При рассмотрении дела судом нарушены его права, как участника судебного разбирательства, установленные процессуальным законом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2008 года апелляционная жалоба Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 27 мая 2008 года.
В судебном заседании представитель Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" представил суду письменный отзыв на апелляционную жалобу. считает обжалуемое решение законными и обоснованным, поскольку:
- довод о необходимости государственной регистрации права хозяйственного ведения истца является несостоятельным. До принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установленный на основании акта органа исполнительной власти субъекта Федерации порядок регистрации прав на недвижимое имущество не являлся государственной регистрацией. Более того, указанный довод противоречит пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что такой порядок устанавливается федеральными законами. Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" на спорное имущество является юридически действительным, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации;
- ссылка ответчика на положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является необоснованной, поскольку противоречит нормам права и судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и не может служить основанием для признания правомерными действий администрации муниципального образования г. Абаза по изменению правового статуса имущества, принадлежащего истцу, направленных исключительно на причинение вреда кредиторам предприятия;
- решений о реорганизации или ликвидации собственник имущества муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" не принимал, а ходатайство директора предприятия от 5 декабря 2006 года не содержит указания на отсутствие у предприятия возможности для дальнейшего рационального использования имущества, что свидетельствует о его незаконности в силу статей 10, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ссылка в апелляционной жалобе на пропуск срока на обжалование ненормативного акта противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку достоверная информация об изменении статуса спорного имущества оспариваемым Постановлением поступила в адрес конкурсного управляющего в ответ на его неоднократные запросы только в декабре 2007 года;
- ссылка ответчика на невозможность осуществлять процессуальные права и надлежащую защиту в связи с действиями истца в настоящем деле, противоречит обстоятельствам дела и нормам права. Документы были представлены истцом по требованию суда 14 марта 2008 года, т.е. до судебного заседания, где было вынесено решение, и ответчики были вправе ознакомиться с ними в порядке, установленном статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылка на невозможность оценить представленные доказательства на предмет их допустимости и относимости несостоятельна, поскольку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совершение указанных действий отнесено к компетенции арбитражного суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании Решения исполкома областного Совета народных депутатов N 121 от 11апреля 1991 года было создано Абазинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которое в дальнейшем перерегистрировано в МУП "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство"
Согласно постановлению администрации Таштыпского района Республики Хакасия от 14 апреля 1998 года N 109(т.1, л.д. 15) Абазинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства перерегистрировано в муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", являющееся его правопреемником.
Постановлением Главы администрации Таштыпского района Республики Хакасия от 20 мая 1999 года N 118 (т.1, л.д. 16) муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" реорганизовано путем присоединения к нему Абазинского городского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Распоряжением Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза от 26 октября 2004 года N 6 (т.1, л.д. 21) утвержден устав муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" в новой редакции.
Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава (т.1, л.д. 22) муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование город Абаза.
5 мая 1999 года между администрацией города Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абаканское городское жилищно-коммунальное хозяйство" подписан договор о закреплении муниципального имущества города Абаза на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" (т.1, л.д. 32), согласно пункту 1.2 которого предприятию передается имущество, указанное в Реестре муниципальной собственности (т.1, л.д. 34), являющемся неотъемлемой частью договора, на общую сумму 401 167 769 руб.
Постановлением Главы муниципального образования город Абаза от 6 декабря 2006 года N 885 (т.1, л.д. 48) на основании обращения директора муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" Змазнева В.К. у предприятие изъято муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, согласно приложению N 1 (т.1, л.д. 49). Имущество, указанное в приложении N 1 к постановлению, передано муниципальному унитарному предприятию "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" на праве безвозмездного пользования.
11 декабря 2006 года администрация города Абаза и муниципальное унитарное предприятие "Абаканское городское жилищно-коммунальное хозяйство" подписали дополнительное соглашение к договору от 5 мая 1999 года (т.1, л.д. 52), согласно которому стороны пришли к соглашению исключить из реестра движимого и недвижимого имущества муниципальной собственности города Абаза, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", указанное в акте приема-передачи (т.1, л.д. 53).
12 декабря 2006 года между Отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза (ссудодатель) и муниципальным унитарным предприятием "Абазинское жилищно-коммунальное хозяйство" (ссудополучатель) подписан договор безвозмездного пользования имуществом (ссуда), согласно которому имущество, указанное в акте приема-передачи к договору передается ссудополучателю в безвозмездное пользование (т.1, л.д. 56).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2007 года по делу N А74-1218/2007 (т.1, л.д. 62) муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Рот Д.А.
Считая, что имущество было изъято из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" незаконно, конкурсный управляющий Рот Д.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания постановления главы муниципального образования город Абаза N 885 от 6 декабря 2006 года "О включении муниципального имущества в казну муниципального образования город Абаза" недействительным в виду следующего.
Из указанной выше статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта незаконным необходимо наличие двух условий: его несоответствие закону и нарушение им гражданских прав и защищаемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципального образования вопросы местного значения, в число которых, в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи, включены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставлено право управления муниципальной собственностью от имени муниципального образования органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 5 мая 1999 года между администрацией города Абаза и муниципальным унитарным предприятием "Абаканское городское жилищно-коммунальное хозяйство" подписан договор о закреплении муниципального имущества города Абаза на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство", согласно пункту 1.2 которого предприятию передается имущество, указанное в Реестре муниципальной собственности, являющемся неотъемлемой частью договора, на общую сумму 401 167 769 руб.
Согласно частям 1, 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Доказательства наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" в материалы дела не представлены.
Часть 1 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.
В силу части 2 названной статьи создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав) определены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним органы технической инвентаризации и жилищные органы - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, органами по земельным ресурсам и землеустройству - Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом - Министерство государственного имущества Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 17 июля 1998 года N 113 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до создания в Республике Хакасия учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложить функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия и Республиканское управление технической инвентаризации совместно с Министерством юстиции Республики Хакасия.
В ответе на запрос администрации муниципального образования город Абаза от 8 ноября 2007 года N 37 (т.1, л.д. 88) Таштыпского филиала государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" указано на отсутствие сведений о зарегистрированном праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" на недвижимое имущество.
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что право хозяйственного ведения на переданное по договору от 5 мая 1999 года недвижимое имущество возникло у муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
Кроме того, обжалуемое постановление Главы муниципального образования город Абаза от 6 декабря 2006 года N 885 было вынесено на основании заявления директора муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
В силу части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В соответствии с частью 4 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Согласно распоряжению администрации муниципального образования город Абаза от 8 марта 2005 года N 66-к (т.1, л.д. 109) директором муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" был назначен Змазнев В.К.
Рассмотрев представленное в материалы заявление директора муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" Змазнева В.К. от 5 декабря 2006 года N 1024 (т.1, л.д. 89), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что инициатором изъятия имущества выступило само муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
Передача имущества предприятию по договору безвозмездного пользования к невозможности осуществления уставных видов деятельности не привела, имущество находится в пользовании истца.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственнику предоставлено право распоряжения имуществом, принадлежащим ему, определение режима пользования (вещное или обязательственное).
Предоставление имущества муниципальному унитарному предприятию "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" не на праве хозяйственного ведения, а на праве безвозмездного пользования какие-либо дополнительные убытки для предприятия не вызвало, прав истца не нарушает.
Ссылка заявителя на то, что изъятие собственником имущества было произведено в целях избежания обращения взыскания на имущество по искам кредиторов, также признана арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованной.
Согласно представленному решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2007 года N А74-1218/2007 определением от 2 июля 2007 года в отношении муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" введена процедура наблюдения. Следовательно, оснований полагать, что на момент вынесения распоряжения от 6 декабря 2006 года N 885 у муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" имелись признаки банкротства, у суда нет.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2008 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с апелляционной жалобы Отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза уплатил 1000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 15 апреля 2008 года N 542.
В соответствии с названной статьей, а также статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, а также апелляционной жалобы относятся на муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство".
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" марта 2008 года по делу N А74-3238/2007 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" в пользу Отдела по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3238/2007
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Абаза, Администрация муниципального образования город Абаза
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1219/2008