г. Красноярск
16 июня 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" - Худяковой Л.А., на основании доверенности от 25.03.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (г. Кызыл)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 24 апреля 2008 года по делу N А69-1606/08-8, принятое судьей Санчат Э.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва от 25.03.2008 N 93-08/46 о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва от 25.03.2008 N 93-08/46 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 апреля 2008 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" удовлетворено. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва от 25.03.2008 N 93-08/46 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что действия общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом первой инстанции надлежащим образом не дана оценка доказательствам, представленным в материалы дела, и не исследованы фактические обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Действия общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" по выплате заработной платы за наличный расчет нерезидентам не относятся к незаконным валютным операциям и не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правонарушение вменено обществу без надлежащего установления административным органом объективной и субъективной стороны состава правонарушения.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (факт извещения подтверждается письмом от 16.06.2008 N 12-02-33/1293), ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного органа. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя административного органа.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером 1051740507081.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" по вопросам соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2007 по 01.02.2008.
В ходе проверки установлено, что между резидентом обществом с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" и нерезидентом Эрназовым Карамали Мирзаевичем, гражданином Узбекистана, имеющим разрешение на работу N 271/07, выданное отделом Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, заключен трудовой договор от 14.05.2007 N 210, согласно которому вышеназванный нерезидент принят на работу в качестве газоэлектросварщика сроком до 14.04.2008. 14.01.2008 резидентом обществом с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" произведены расчеты в наличной валюте Российской Федерации с нерезидентом - Эрназовым К.М. на сумму 600,00 рублей за выполненные работы путем выдачи денежных средств из кассы. Факт выдачи денежных средств из кассы подтверждается расходным кассовым ордером от 14.01.2008 N 38 и сведениями, представленными банком ОАО "Народный банк Республики Тыва", согласно которым перечисление денежных средств вышеуказанному лицу через банковские счета не производились.
По результатам проверки должностным лицом административного органа, в присутствии законного представителя юридического лица - директора Гурова А.Н., составлен протокол об административном правонарушении от 14.03.2008 N 93-08/46, в котором зафиксирован факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Выявленный факт расценен административным органом в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания от 25.03.2008 N 93-08/46, которым общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 450,00 рублей. Копия постановления по делу об административном правонарушении получена законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, 02.04.2008.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва", исходил из того, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Объективная сторона правонарушения, указанного в части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в том числе, в осуществлении валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета.
Согласно подпункту б пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2006 N 1688-У "Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" с 1 января 2007 года признается утратившей силу инструкция Банка России от 07.06.2004 N116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", в связи с этим валютные операции, для осуществления которых ранее требовалось использование специального счета, теперь могут осуществляться без использования специальных счетов.
Выплата заработной платы наличной валютой Российской Федерации резидентом нерезиденту не является валютной операцией, запрещенной валютным законодательством. Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2007 N 15693/07 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 15693/07.
Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" не образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая выражается в осуществлении валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета.
В нарушение части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не проверил полномочия должностных лиц административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление о назначении административного наказания, не проверил соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности. Однако, это не повлекло принятия неверного судебного акта при отсутствии состава правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренные настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Такие особенности установлены частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, отсутствие состава правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" и незаконности вынесения постановления о назначении административного наказания от 25.03.2008 N 93-08/46, следовательно, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции об удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Тыва" является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 апреля 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 апреля 2008 года по делу N А69-1606/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1606/08-8
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Тыва"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва
Кредитор: Арбитражный суд РТ
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1435/2008