г. Красноярск
16 сентября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
при участии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - Керимовой Л.Я., на основании доверенности от 17.09.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 мая 2008 года по делу N А33-5991/2008, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 23.04.2008 N 1461 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 23.04.2008 N 1461 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления от 23.04.2008 N 1461 по делу об административном правонарушении.
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" полагает, что суд первой инстанции применил закон не подлежащий применению - статью 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" считает, что в договоре реализации туристского продукта отсутствует возможность в одностороннем порядке изменять его условия. В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе от 08.09.2008 общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" ссылается на следующие обстоятельства:
- договор реализации туристического продукта, предлагаемый заявителем потребителю для подписания, не является договором присоединения, не лишает потребителя прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, не исключает и не ограничивает ответственность заявителя за нарушение обязательств, не содержит явно обременительных для потребителя условий; потребитель, исходя из своих разумно понимаемых интересов, на стадии заключения договора имеет возможность участвовать в определении его условий (вправе заявить свои возражения по любому условию договора); заявитель предоставляет потребителю неограниченный период времени для ознакомления с условиями договора, не использует какие-либо технические возможности сокрытия от потребителя некоторых условий договора, не использует в договоре специальной терминологии, сложных для понимания словосочетаний;
- условия договора, предусматривающие возможность внесения оправданных изменений в программу тура (замена гостиницы, сроков совершения поездки и прочие), не являются односторонним изменением заявителем условий договора, так как на стадии его заключения стороны договорились о такой возможности, потребитель своей подписью выразил согласие на возможность таких действий, подтвердил, что некоторые условия договора могут быть изменены в определенных рамках заявителем, дал заявителю поручение при необходимости действовать заранее оговоренным сторонами образом; в этой части договор заключен под условием;
- условия договора не препятствуют потребителю потребовать от заявителя объяснений по поводу внесения изменений в программу тура и в случае выявления недобросовестного поведения заявителя потребовать возмещения причиненного ущерба.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. У потребителя на стадии заключения договора с турфирмой отсутствует возможность вносить какие-либо изменения в договор. Договор от 23.10.2007 N 0850 о туристическом обслуживании является договором присоединения. В пунктах 2.1.5, 2.2.3 договора выражен односторонний интерес турфирмы, в то время как потребитель поставлен перед фактом подписания договора в целом.
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (телефонограмма от 25.08.2008 N 21), в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя заявителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР".
Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представил суду апелляционной инстанции письменное обоснование полномочий должностных лиц на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, просил суд апелляционной инстанции оставить оспариваемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.02.1996 администрацией Центрального района г. Красноярска за номером 203, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.10.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1022402650346.
23.11.2007 между обществом с ограниченной ответственностью Туристическим агентством "ДЮЛА-ТУР" и Кушнир Светланой Николаевной заключен договор реализации туристского продукта N ТО-0850. В соответствии с условиями договора Туроператор реализует Заказчику туристский продукт по маршруту, указанному в Листе бронирования.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю поступило заявление Кушнир С.Н., согласно которому заявитель просит проанализировать договор о туристическом обслуживании на предмет содержания условий, ущемляющих права потребителей.
На основании распоряжения от 21.02.2008 N 589 должностным лицом административного органа проведена проверка общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В результате анализа текста договора административным органом выявлены условия, ущемляющие права потребителей:
- в силу пункта 2.1.5 договора Туроператор обязуется в случае повышения цен на оказываемые услуги или изменения сроков поездки по причинам, не зависящим от туроператора, своевременно информировать Заказчика. В исключительных случаях, в период пика туристического сезона, туроператор может произвести замену гостиницы, указанной в путевке, на гостиницу того же или более высокого класса на том же курорте без изменения стоимости тура;
- в силу пункта 2.2.3 договора Туроператор имеет право при необходимости, предварительно уведомив Заказчика, изменить условия договора, в частности: перенести сроки совершения поездки, изменить расписание и маршрут экскурсионной программы, внести иные оправданные изменения в программу тура.
По мнению административного органа, обществом с ограниченной ответственностью Туристическим агентством "ДЮЛА-ТУР" нарушены требования статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым одностороннее изменение условий договора не допускается.
По результатам проверки административным органом в отношении общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2008 N 1128.
23.04.2008 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1461 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "ДЮЛА-ТУР" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг, в частности, при заключении договоров на продажу товаров, оказание услуг. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя включением в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменном виде и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Статьей 16 Закона "О защите прав потребителей" установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Следовательно, ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
При таких условиях в отношениях с гражданами одностороннее изменение условий гражданско-правового договора допускается только в случаях, предусмотренных законом.
К существенным условиям договора о реализации, туристского продукта относятся, в том числе, информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; условия изменения и расторжения договора (абзац 2 статьи 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе, изменение сроков совершения путешествия (абзац 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Следовательно, изменение условий договора в отношениях с гражданами допускается только по соглашению сторон.
Между тем, из содержания договора реализации туристского продукта от 23.11.2007 N ТО-0850 следует, что:
- в силу пункта 2.1.5 договора Туроператор обязуется в случае повышения цен на оказываемые услуги или изменения сроков поездки по причинам, не зависящим от туроператора, своевременно информировать Заказчика. В исключительных случаях, в период пика туристического сезона, туроператор может произвести замену гостиницы, указанной в путевке, на гостиницу того же или более высокого класса на том же курорте без изменения стоимости тура;
- в силу пункта 2.2.3 договора туроператор имеет право при необходимости, предварительно уведомив заказчика, изменить условия договора, в частности: перенести сроки совершения поездки, изменить расписание и маршрут экскурсионной программы, внести иные оправданные изменения в программу тура.
Таким образом, материалами административного дела доказан факт включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Следовательно, суд первой инстанции правомерно установил, что в действиях общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" имеются признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств принятия мер по соблюдению требований действующего в области защиты прав потребителей законодательства, указанных в оспариваемом постановлении, а также отсутствия возможности для их соблюдения обществом с ограниченной ответственностью Туристическим агентством "ДЮЛА-ТУР" в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, в том числе, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено к компетенции органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 N 227 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка" на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" отменены: Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 N 501 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 N 866 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 990, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации и управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Таким образом, в связи с упразднением Министерства экономического развития и торговли Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей перестала существовать, ее функции были переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154 "Вопросы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В числе основных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:
- организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
- предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 06.04.2004 N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются, в том числе, предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу указания части 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции, закрепленные ранее за Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
По смыслу статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителем административного органа и его заместителями, а также начальниками территориальных органов и их заместителями.
Постановление по делу об административном правонарушении от 23.04.2008 N 1461 вынесено заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В., который является по должности заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, что подтверждается приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.02.2006 N 11-л.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно перечню должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе: начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 17.03.2008 N 1128 составлен специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Керимовой Л.Я.
Суд первой инстанции правомерно признал, что протокол по делу об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции. Административным органом соблюдена процедура привлечения общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 23.04.2008 N 1461 по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью Туристического агентства "ДЮЛА-ТУР" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2008 года по делу N А33-5991/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5991/2008
Истец: ООО ТА "Дюла-Тур"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1925/2008