г. Красноярск |
|
"08" октября 2008 г. |
Дело N А33-136/2008-03АП-1695/2008 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии представителей:
заявителя - Богомолова М.В. по доверенности от 14.07.2008,
Сидоренко К.С. по доверенности от 14.07.2008,
Адамовича Д.В. по доверенности от 01.06.2008,
муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района - Долговой Е.С. на основании распоряжения от 25.06.2008 N 58 и доверенности от 25.06.2008 N 3, Миллера А.Р. - главы Есаульского сельсовета, Крыловой Н.В. по доверенности от 11.09.2008 N 501,
Управления по недропользованию по Красноярскому краю - Яхина Р.Р. по доверенности от 18.01.2008 N 01-2/2-50,
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю - Козыревой Е.С. по доверенности от 26.08.2008 N 11-7164,
Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю - Ляпиной О.А. по доверенности от 10.01.2008 N 70-55/139,
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Линия-2" к муниципальному образованию Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района о признании недействительным распоряжения от 14 сентября 2005 года N 17,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линия-2" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному образованию Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района о признании недействительным распоряжения от 14 сентября 2005 года N 17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 мая 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 по делу N А33-136/2008-03АП-1695/2008 решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.05.2008 по делу NА33-136/2008 отменено. Постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГУП "Горно-химический комбинат", Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю.
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое распоряжение вынесено в нарушение требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Администрация Есаульского сельсовета Березовского района считает, что требования общества являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, спорная скважина N 118 включена в реестр муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265, Федеральным законом от 06.12.2003 N 131-ФЗ. Право собственности на скважину подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ФГУП "Горно-химический комбинат", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 30.09.2008 администрация Есаульского сельсовета Березовского района заявила ходатайство об отмене обеспечительных мер. Для рассмотрения заявленного ходатайства в судебном заседании объявлялся перерыв с 17-00 часов 30 сентября 2008 года до 16-00 часов 02.10.2008 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Линия-2" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402146755, выдано свидетельство серии 24 N 003177043.
Комиссией из должностных лиц Горнохимического комбината скважина N 118 глубиной 812 м. передана для эксплуатации обществу, о чем составлен акт приема-сдачи от 08.10.2001.
Постановлением Администрации Березовского района Красноярского края от 11.06.2002 N 347 обществу предоставлен на правах аренды земельный участок сроком на 3 года, расположенный в районе с. Есаулово, общей площадью 30, 0 га, категория земель - земли особо охраняемых территорий, земли рекреационного назначения, разрешенное использование (назначение) - эксплуатация и обслуживание пионерского лагеря.
Во исполнение указанного постановления 25.06.2002 между администрацией Березовского района и обществом заключен договор N 115, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель сдает в аренду, а арендатор принимает на правах аренды земельный участок, расположенный в районе с. Есаулово, общей площадью 30, 0 га, имеющий кадастровый номер 24:04:03:01010:0007, категория земель - земли особо охраняемых территорий, земли реакционного назначения, разрешенное использование (назначение) - для эксплуатации и обслуживания пионерского лагеря, в границах плана, прилагаемого к договору.
Распоряжением начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Красноярскому краю от 26.08.2003 N 98 обществу предоставлено право пользования одним участком недр, эксплуатируемым одиночной водозаборной скважиной N1, расположенной в с. Есаулово Березовского района, с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
На основании указанного распоряжения обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01347, зарегистрированная в реестре 14.10.2003. Срок действия лицензии - 30.09.2023.
Между Советом администрации Красноярского края, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Красноярскому краю и обществом подписано лицензионное соглашение, согласно пункту 1.1 которого недропользователю предоставляется лицензия на право пользования одним участком недр, эксплуатируемым с целью добычи пресных подземных вод одиночной водозаборной скважиной, расположенной в с. Есаулово Березовского района.
В описании географических координат и привязки водозаборной скважины указано, что на схеме скважина имеет N 1, по паспорту имеет N 118. В описании границ горного отвода указано: скважина N 1, площадь земельного участка 0, 28 га, основание землепользования - постановление от 11.06.2002 N 347.
Письмами от 01.06.2005 N 25-47-01/2292 от 15.11.2007 N 01-04-08/4621 Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат" сообщило главе Есаульского района о том, что спорная скважина пробурена ФГУП "Гидроспецгеология" для обеспечения деятельности Горно-химического комбината, в дальнейшем передана предприятию "Сибхимстрой". После реорганизации предприятия "Сибхимстрой" скважина фактически оказалась бесхозной. На балансе Горно-химического комбината и предприятия "Сибхимстрой" скважина не состояла. В октябре 2001 скважина передана обществу для контроля за ее состоянием.
Согласно письму конкурсного управляющего ОСПАО "Сибхимстрой" от 16.06.2003 N 1-1-08/836 термальная скважина п/лагеря "Дружба" на балансе ОСПАО "Сибхимстрой" не числится.
Письмом от 17.01.2008 N 06-366/216 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом сообщило, что объект недвижимости - здание скважины N 118, расположенное по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Есаулово, ул. Октябрьская, зд. 1 "б", в реестре федерального имущества отсутствует.
Распоряжением Есаульского сельсовета Березовского района от 14.09.2005 N 17 в реестр муниципальной собственности Есаульского сельсовета включена скважина N 118, расположенная на территории Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по адресу: с. Есаулово, ул. Октябрьская, д. 1 б.
На основании указанного распоряжения Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности на объект - нежилое здание общей площадью 6,1 кв.м, по адресу: с. Есаулово, ул. Октябрьская, зд. 1 б, за муниципальным образованием Есаульским сельсоветом Березовского района Красноярского края.
Согласно письму Березовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 11.09.2008 N 631 объект недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 6,1 кв.м, расположенный по адресу: с. Есаулово, ул. Октябрьская, зд. 1 б, на учете в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не состоял.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права N 24 ЕЗ 772379 от 27.12.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания скважины, общая площадь 56 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, Есаульский с/с, с. Есаулово, ул. Октябрьская, уч. 1 "б", кадастровый номер 24:04:6401001:0179.
Общество считает, что распоряжение Есаульского сельсовета Березовского района от 14.09.2005 N 17 о включении скважины N118 в реестр муниципальной собственности не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения недействительным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который приняли акт.
Как следует из материалов дела, общество оспаривает распоряжение Есаульского сельсовета Березовского района от 14.09.2005 N 17 "О включении в реестр муниципальной собственности Есаульского сельсовета скважины N118".
В качестве подтверждения правомерности вынесения оспариваемого распоряжения администрация Есаульского сельсовета Березовского района должна доказать:
- наличие полномочий на право включения в реестр муниципальной собственности имущества - скважины N 118;
- законность оспариваемого распоряжения (соблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка включения имущества в реестр муниципальной собственности).
Арбитражный суд проверяет оспариваемое распоряжение на соответствие законодательству, действовавшему на момент его вынесения, и устанавливает, нарушало ли распоряжение права и законные интересы общества в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Для разрешения вопросов о наличии (отсутствии) полномочий органа местного самоуправления на включение в реестр муниципальной собственности имущества, а также о порядке приобретения права муниципальной собственности на имущество, суду необходимо определить правовой статус спорного имущества - водозаборной скважины N 118 на момент вынесения оспариваемого распоряжения.
Как следует из материалов дела, скважина N 118 пробурена ФГУП "Гидроспецгеология" для обеспечения деятельности Горно-химического комбината, в дальнейшем передана предприятию "Сибхимстрой". На балансе Горно-химического комбината и предприятия "Сибхимстрой" скважина не состояла. После реорганизации предприятия "Сибхимстрой" скважина фактически оказалась бесхозной. В октябре 2001 скважина передана обществу для контроля за ее состоянием.
В отзыве ФГУП "ГХК" указало, что предприятие не получало лицензии на предоставление скважины N 118 в пользование, право собственности на скважину не приобретало, каких-либо правоустанавливающих документов не имело.
Из письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 17.01.2008 N 06-366/216 следует, что объект недвижимости - здание скважины N 118, расположенное по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Есаулово, ул. Октябрьская, зд. 1 "б", в реестре федерального имущества отсутствует. Каких-либо прав на скважину N118 агентство не заявляет.
Какие-либо документы, свидетельствующие о наличии собственника скважины N 118 на момент принятия оспариваемого распоряжения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения объект недвижимого имущества - нежилое здание - скважина N 118 обладал признаками бесхозяйного имущества в связи с отсутствием собственника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации подземные энергетические коммуникации по физическим и техническим свойствам относятся к объектам недвижимости.
Пунктом 3 статьи 218 и статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйное имущество, согласно которому орган местного самоуправления обязан совершить следующие действия:
- поставить имущество на учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного;
- по истечении одного года обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное имущество.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулирует Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (в редакции от 12.11.2004 N 627).
Согласно пунктам 2, 4, 5, 7 указанного положения принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют Федеральная регистрационная служба и территориальные органы Федеральной регистрационной службы.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Как следует из материалов дела, администрация Есаульского сельсовета Березовского района в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет скважины N 118 в качестве бесхозяйного имущества не обращалась, так же как не обращалась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на скважину N 118. Доказательства обратного администрацией Есаульского сельсовета Березовского района не представлены.
Согласно письму Березовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 11.09.2008 N 631 объект недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 6,1 кв.м, расположенный по адресу: с. Есаулово, ул. Октябрьская, зд. 1 б, на учете в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не состоял.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что скважина N 118 включена в реестр муниципальной собственности в нарушение установленного порядка приобретения органом местного самоуправления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Довод администрации Есаульского сельсовета Березовского района о том, что спорная скважина N 118 включена в реестр муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265, Федеральным законом от 06.12.2003 N 131-ФЗ, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении N 3 к указанному постановлению установлен исчерпывающий перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности.
Приложение состоит из четырех частей, в каждой из которых указаны объекты, объединенные определенным признаком, а именно:
часть 1 - объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов;
часть 2 - объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов;
часть 3 - предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
часть 4 - предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.
Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1. В указанные перечни объектов включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с учетом внесенных в 1993 году изменений) отнесению к муниципальной собственности подлежали объекты, являющиеся государственной собственностью и состоящие на балансе исполнительных органов местной администрации, органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств, государственных предприятий.
Таким образом, объекты, не имеющие собственника и являющиеся бесхозяйными, не подлежат отнесению к муниципальной собственности на основании указанного постановления.
В действующих в 1991 - 1993 годах нормативных актах, регулирующих гражданские правоотношения, отсутствовало понятие бесхозяйного имущества, также как не был законодательно урегулирован порядок приобретения вещных прав на имущество, не имеющее собственника. Существовала презумпция государственной собственности, состоявшая в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если иная ее принадлежность не доказана.
Вместе с тем, на момент вынесения оспариваемого распоряжения о включении в реестр муниципальной собственности скважины N 118 (14.09.2005) действовала статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок приобретения органами местного самоуправления права собственности на бесхозяйное имущество.
Учитывая, что на дату вынесения оспариваемого распоряжения (14.09.2005) скважина N 118 не являлась объектом государственной собственности, на балансе государственного предприятия не состояла, сведения о собственнике скважины отсутствовали, принимая во внимание наличие законодательно урегулированного порядка приобретения права собственности на бесхозяйное имущество, суд апелляционной инстанции считает, что у администрации Есаульского сельсовета Березовского района отсутствовали правовые основания для включения спорной скважины в реестр муниципальной собственности как объекта государственной собственности, находящегося на территории муниципального образования, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод администрации о том, что скважина включена в реестр муниципальной собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления полномочий по организации водоснабжения населения.
В статье 50 указанного закона перечислены виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. При этом, данная статья не регламентирует порядок передачи указанного имущества в муниципальную собственность. Основания и порядок приобретения права собственности на объекты гражданских прав регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, порядок приобретения органом местного самоуправления права собственности на бесхозяйное имущество установлен в статье 225 указанного кодекса.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из данной нормы следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, установив, что на территории района находится бесхозный объект инженерной инфраструктуры - скважина N 118, необходимый для водоснабжения населения района, учитывая, что собственник скважины отсутствует, администрация Есаульского сельсовета Березовского района должна была обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного и по истечении одного года обратиться с заявлением в суд о признании права муниципальной собственности.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным актом законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем акт.
В качестве доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением общество указывает, что является законным пользователем участка недр в виде горного отвода на основании распоряжения Совета администрации Красноярского края от 30.09.2003 N 901-р, распоряжения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Красноярскому краю от 26.08.2003 N 98, лицензии на право пользования недрами серии КРР N 01347, зарегистрированной в реестре 14.10.2003. Администрация Есаульского сельсовета Березовского района, включив в реестр муниципальной собственности скважину N 118, нарушило право общества беспрепятственно пользоваться участком недр, а также осуществлять права и обязанности пользователя недр, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О недрах".
Оценив в совокупности представленные обществом в материалы дела доказательства по доводу о нарушении оспариваемым распоряжением прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 06.06.2003) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, в том числе, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.
В силу статьи 6 указанного закона недра предоставляются в пользование, в том числе, для добычи полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами серии КРР N 01347, зарегистрированную в реестре 14.10.2003, сроком действия до 30.09.2023.
Согласно указанной лицензии видом использования недр является добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Согласно пункту 1.1 лицензионного соглашения недропользователю предоставляется лицензия на право пользования одним участком недр, эксплуатируемым с целью добычи пресных подземных вод одиночной водозаборной скважиной, расположенной в с. Есаулово Березовского района. В описании географических координат и привязки водозаборной скважины указано, что на схеме скважина имеет N 1, по паспорту имеет N 118.
Распоряжением Есаульского сельсовета Березовского района от 14.09.2005 N 17 в реестр муниципальной собственности Есаульского сельсовета включена скважина N 118, расположенная на территории Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по адресу: с. Есаулово, ул. Октябрьская, д. 1 б.
Из пояснений сторон в судебном заседании суд апелляционной инстанции установил, что стороны не заблуждаются по поводу того, что лицензия на право пользования недрами выдана обществу именно на скважину N 118, которую администрация Есаульского сельсовета Березовского района включила в муниципальную собственность.
Данный факт подтвержден принятыми по делу, а затем отмененными, обеспечительными мерами. Общество направило в Третий арбитражный апелляционный суд заявление об обеспечении иска, в котором просило обязать муниципальное образование Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района не производить отключение Дома отдыха "Дружба", принадлежащего обществу на праве собственности, от водозаборной скважины N 118.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 обеспечительные меры отменены.
Вместе с тем, согласно выкопировке из генерального плана села Есаулово Березовского района на территории села Есаулово находится две скважины N 1 и N 118.
В лицензии на право пользования недрами серии КРР N 01347 указано, что право пользования земельным участком получено от администрации Березовского района на основании постановления от 11.06.2002 N347, договора от 25.06.2002 N115.
Согласно постановлению от 11.06.2002 N 347 и заключенному на его основании договору от 25.06.2002 N 115 обществу предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в селе Есаулово, площадью 30,0 га, с кадастровым номером 24:04:03:01010:0007, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - эксплуатация и обслуживание пионерского лагеря.
Вместе с тем, спорная скважина N 118 расположена на ином земельном участке (кадастровый номер 24:04:6401001:0179), что подтверждается актом осмотра скважины N 1 и скважины N 118 в натуре от 15.09.2008 и выкопировкой из генерального плана села Есаулово Березовского района Красноярского края, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 24:04:03:01010:0007 расположена скважина N 1, на земельном участке с кадастровым номером 24:04:6401001:0179 расположена скважина N 118.
Таким образом, лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01347 выдана на использование скважины N118, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 24:04:6401001:0179, который в аренду по договору от 25.06.2002 N115 обществу не предоставлялся и право пользования которым у общества отсутствует.
Как следует из материалов дела, общество в целях защиты права пользования спорной скважиной обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения о включении скважины в реестр муниципальной собственности.
На основании оспариваемого распоряжения администрация Есаульского сельсовета Березовского района приобрела право собственности на спорную скважину. Учитывая, что общество ссылается только на нарушение права пользования спорной скважиной, суд апелляционной инстанции не усматривает наличие между сторонами спора о праве собственности на объект недвижимости. Факт наличия какого-либо вещного права на спорную скважину обществом не доказан.
При отсутствии спора о праве собственности на скважину право пользования спорной скважиной не подлежит защите в деле о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным. Оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку у общества отсутствует какое-либо вещное право (в соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации) на спорную скважину. Следовательно, обществом избран ненадлежащий способ защиты прав.
Оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не прекращает и не изменяет права пользования участком недр, предоставленным обществу на основании лицензии.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к данной конкретной ситуации, надлежащими способами защиты права пользования могут являться восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Довод общества о том, что скважина N 118 находится в его владении на основании акта приема-передачи от 08.10.2001 от Горно-химического комбината, является несостоятельным.
В представленном в суд апелляционной инстанции отзыве ФГУП "ГХК" указало, что предприятие право собственности на скважину не приобретало, каких-либо правоустанавливающих документов не имело. Таким образом, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у предприятия каких-либо вещных прав на момент передачи скважины N 118, акт приема-передачи от 08.10.2001 является ничтожным, не влечет правовых последствий. В связи с чем, какого-либо вещного права у общества на основании указанного акта не возникло.
Ссылка общества на статью 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В данном случае доводы общества о добросовестном, открытом и непрерывном владении как своим собственным спорным недвижимым имуществом при отсутствии соблюдения пятнадцатилетнего срока владения недвижимым имуществом не могут быть признаны обоснованными.
Представленные в материалы дела документы, подтверждающие принадлежность обществу водопроводной магистральной сети, не имеют в данной конкретной ситуации правового значения, поскольку предметом спора является скважина как объект недвижимости, а не водопроводная магистраль.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данного акта закону и нарушения им законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено нарушение органом местного самоуправления порядка приобретения права собственности на бесхозяйное имущество, не повлекшее за собой нарушение прав и законных интересов общества.
Из смысла статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наличие прав третьих лиц, не являющихся собственниками недвижимого имущества, не лишает орган местного самоуправления признать право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в установленном данной статьей порядке.
При изложенных обстоятельствах требования общества не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании администрация Есаульского сельсовета Березовского района заявила ходатайство об отмене обеспечительных мер. Учитывая, что суд апелляционной инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявления общества, обеспечительные меры, принятые определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Линия-2" о признании недействительным распоряжения администрации Есаульского сельсовета Березовского района от 14 сентября 2005 года N 17 "О включении в реестр муниципальной собственности Есаульского сельсовета скважины N 118" отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008, отменить.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-136/2008
Истец: ООО "Линия-2"
Ответчик: Муниципальное образование Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края
Третье лицо: ФГУП Горнохимический комбинт, УФССП по Красноярскому краю - Отдел судебных приставов по Березовскому району, Управление Федеральной регистрационной службы, управление по недропользованию по Кк, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, Территориальное агентство по недропользованию по Красноярскому краю