г. Красноярск
13 ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 12 ноября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.
судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" (Туруханский район)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 июля 2008 года по делу N А33-14824/2007, принятое судьей Крицкой И.П. по заявлению некоммерческой организации родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" к Правительству Красноярского края о признании незаконным бездействия Совета администрации Красноярского края, выразившегося в невыделении земли, и обязании передать заявителю в безвозмездное пользование земли,
третьи лица: КГБУ "Туруханское лесничество", КГБУ "Эвенкийское лесничество", КГБУ "Таймырское лесничество", КГБУ "Борское лесничество", КГБУ "Нижне-Енисейское лесничество", КГБУ "Байкитское лесничество", КГБУ "Северо-Енисейское лесничество", Государственный природный заповедник "Центральносибирский",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Габдрахмановой С.И. - по доверенности от 10.01.2008, Зайцева Д.В. - по доверенности от 10.01.2008,
от ответчика: Полевой Е.А. - по доверенности N 3-04970 от 23.07.2008,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
установил:
некоммерческая организация Родоплеменная община коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Красноярского края о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в предоставлении земель в безвозмездное пользование и обязании ответчика передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
В заявлении от 17.12.2007 Община уточнила свои требования и просила суд признать незаконным решение N 239 от 01.10.2007 Агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края, выразившееся в отказе в предоставлении земель в безвозмездное пользование и обязании Агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Определением от 14.02.2008 по настоящему делу суд по ходатайству заявителя в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика на Совет администрации Красноярского края и принял в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об изменении требований, согласно которым Община просила суд признать незаконным бездействие Совета администрации Красноярского края, выразившееся в невыделении Общине земли, находящейся на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км., и обязании Совета администрации Красноярского края передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 N 117-уг Совет администрации Красноярского края преобразован в Правительство Красноярского края.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса суд произвел замену ответчика на Правительство Красноярского края.
Таким образом, по настоящему делу рассматривается заявление некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" (далее - заявитель, Община) к Правительству Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия Совета администрации Красноярского края, выразившегося в невыделении Общине земли, находящейся на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км., и обязании ответчика передать в безвозмездное пользование Общине вышеуказанные земли.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, некоммерческая организация родоплеменная община коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" обратилась с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий,
- в письме от 16.08.2007, адресованном Губернатору Красноярского края, община выразила желание закрепить земли на праве безвозмездного пользования путем выдачи свидетельства.
Правительство Красноярского края с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве от 15.09.2008.
Представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела ответа Министерства экономики и регионального развития Красноярского края на обращение председателя некоммерческой организации родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" Максуновой З.М. от 30.10.2008 N 3562, мотивированное получением данного документа после вынесения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство и приобщил к материалам дела представленный документ.
В указанном письме Министерства экономики и регионального развития Красноярского края содержатся разъяснения по вопросу передачи родовым общинам исконно родовых земель, что имеет отношение к предмету рассмотрения по настоящему делу.
Третьи лица (КГБУ "Туруханское лесничество", КГБУ "Эвенкийское лесничество", КГБУ "Таймырское лесничество", КГБУ "Борское лесничество", КГБУ "Нижне-Енисейское лесничество", КГБУ "Байкитское лесничество", КГБУ "Северо-Енисейское лесничество", Государственный природный заповедник "Центральносибирский"), участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N 092928, 092911, 092904, 092898, 092881, 092867, 092850, телефонограмма от 11.11.2008) в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Некоммерческая организация Родоплеменная община коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" зарегистрирована межрайонной инспекцией Министерств по налогам и сборам N 13 по Красноярскому краю 24.04.2003.
16.08.2007 Община обратилась с письмом к Губернатору Красноярского края в котором, ссылаясь на статью 8 Федерального закона Российской Федерации "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", высказала желание
воспользоваться своими правами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, и указала, что претендует на передачу ей в безвозмездное
пользование земель на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, в пойме среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, в пойме реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
На данное письмо направлен письменный ответ за N 239 от 01.10.2007 Агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края. Данным письмом Агентство сообщило, что норма подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" о праве малочисленных народов безвозмездно пользоваться землей в настоящее время не подкреплена действующими Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Также в письме указано, что в Государственную Думу Российской Федерации направлен ряд проектов законов, устанавливающих для коренных малочисленных нардов, их объединений права безвозмездного пользования природными ресурсами, расположенными в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов. Агентством перечисленные в данном письме инициативы поддержаны (т.1, л. 17).
Община считает, что Совет администрации Красноярского края, получив указанное письмо, незаконно бездействовал, поскольку переадресовал письмо Агентству, а должен был выделить Общине указанные в заявлении земли в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом представители заявителя в судебном заседании пояснили, что просят суд обязать ответчика передать Общине в безвозмездное пользование обозначенные в его заявлении земли с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на данные земельные участки.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены указанного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при получении письма Общины с указанием ее намерений воспользоваться правом безвозмездного пользования землей у ответчика не имелось законных оснований совершать действия по передаче земель с оформлением соответствующих свидетельств на право безвозмездного пользования.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Согласно статье 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона Красноярского края от 1 июля 2003 года N 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае" малочисленные народны имеют право на пользование земельными и другими природными ресурсами на территории традиционного природопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края, а также обычаями малочисленных народов.
Однако порядок безвозмездного пользования землями в местах традиционного проживания малочисленных народов в настоящее время не установлен.
Из материалов дела следует, что в состав земель, на которые претендует община, входят земли лесного фонда (т.1, л.66, 54).
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 48 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Законом о гарантиях.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Исходя из статей 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом, перечень субъектов является исчерпывающим.
Таким образом, в лесном законодательстве отсутствует норма, предусматривающая возможность предоставления в безвозмездное пользование участков лесного фонда в местах традиционного проживания малочисленных народов этим народам. Порядок безвозмездного владения и пользования землями в развитие статьи 8 Закона о гарантиях не установлен и действующим земельным законодательством, поскольку земельные участки не предоставляются общинам коренных малочисленных народов на правах безвозмездного бессрочного пользования.
Приведенные нормы Закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ, лесного и земельного законодательства являются нормами дозволительного характера, позволяющими представителям коренных малочисленных народов и их общинам безвозмездно пользоваться природными ресурсами, в то же время эти нормы не наделяют коренные малочисленные народы имущественными правами (вещными либо обязательственными).
Поскольку Община избрала в качестве способа защиты своих прав обжалование бездействия Совета администрации края, выразившегося в невыделении Общине земель в безвозмездное пользование (т. 1, л. 42), арбитражный суд первой инстанции обоснованно не усмотрел законных оснований для удовлетворения данного требования по указанным выше основаниям.
При этом, довод заявителя о том, что факт проживания кетов (на трех указанных земельных участках (N 1, N 2, N 3 согласно общегеографической карте - т. 1, л. 52-53) является общеизвестным, несостоятелен, так как это не следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера", Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2008 N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" и не подтверждается доказательствами (т. 1, л. 14-15, 54), поскольку без исследования вопроса о фактических местах проживания кетов в настоящее время на общегеографическую карту Красноярского края перенесены данные из историко-этнографического атласа Сибири 1961 г. с карты распространения типов упряжного собаководства в конце ХIХ и начале ХХ века, фактически границы трех названных участков не определены.
В письме Министерства экономики и регионального развития Красноярского края от 30.10.2008 N 3562, представленном заявителем в обоснование заявленных требований и приобщенном судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержатся разъяснения по вопросу передачи родовым общинам исконно родовых земель.
Заявителю разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации образуются особо охраняемые природные территории - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Данные территории могут быть федерального, регионального или местного значения и образуются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Для образования особо охраняемой природной территории общинам коренных малочисленных народов или их уполномоченным представителям необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы исполнительной власти, указав размеры и границы территории, иные характеристики в соответствии с Федеральным законом N 49-ФЗ.
В соответствии со статьей 64 действовавшего в спорный период Устава Красноярского края от 29 февраля 1996 года N 8-252, Совет администрации края является высшим исполнительным органом государственной власти края. Совет администрации края обладает правами юридического лица.
В силу положений статей 65 и 68 Устава Красноярского края Совет администрации края осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов края, актов Губернатора края. Совет администрации края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики. Совет администрации края в соответствии законодательством управляет и распоряжается государственной собственностью края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Совет администрации Красноярского края, получив письмо Общины, содержащее намерение получить в безвозмездное пользование земли, не направил Общине ответ с указанием категорий земель, на которые претендует Община, и порядка оформления права традиционного природопользования на данных землях в соответствии с действующим законодательством.
Однако бездействие Совета администрации Красноярского края, выразившееся в ненаправлении ответа на обращение общины, не является предметом рассмотрения по настоящему делу. С учетом заявленного требования о признании незаконным бездействия Совета администрации края, выразившегося в невыделении Общине земель в безвозмездное пользование, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп".
Довод заявителя о том, что в письме N 3562 от 24.03.2008 содержится информация о реальном нарушении прав кетов в связи с указанным бездействием Совета администрации Красноярского края, не состоятелен, поскольку в пункте 2 письма речь идет о софинансировании компанией ОАО "НК "Роснефть" программы социально-экономического развития Туруханского района.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 30 июля 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2008 года по делу N А33-14824/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14824/2007
Истец: Некоммерческая организация Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп"
Ответчик: Правительство Красноярского края
Третье лицо: КГУ "Эвенкийское лесничество", КГУ "Туруханское лесничество", КГУ "Таймырское лесничество", КГУ "Северо-Енисейское лесничество", КГУ "Нижне-Енисейское лесничество", КГУ "Борское лесничество", КГУ "Байкитское лесничество", Государственный природный заповедник "Центральносибирский"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2796/2008