г. Красноярск |
|
"04" мая 2009 г. |
Дело N А74-2919/2008-03АП-1241/2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
с участием представителей:
прокуратуры Республики Хакасия - Кулябовой Ю.А. на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дионис"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "10" марта 2009 года по делу N А74-2919/2008, принятое судьей Тутарковой И.В.,
установил:
федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации города Абакана, Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство шестиэтажного жилого дома по улице Пушкина, 19 в г.Абакане, изложенного в письме от 07 ноября 2008 года N 7288, и обязании выдать разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дионис".
В деле принимает участие Прокурор Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" марта 2009 года по делу N А74-2919/2008 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
В апелляционной жалобе общество указывает, что положения "Введения" СНиП 31.01-2003 устанавливают обязательность соблюдения требований, содержащихся в разделах 4, 6-10 СНиП, лишь при условии их соответствия целям, перечисленным в части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании"; в качестве основания отказа в выдаче разрешения на строительство нарушение заявителем СанПиН 2.1.2.1002-00 не указывалось.
В отзыве на апелляционную жалобу федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" поддержало доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Республики Хакасия представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация города Абакана представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия", администрации города Абакана, Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, общества с ограниченной ответственностью "Дионис", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя прокуратуры, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900531531.
Учреждение по результатам конкурса приобрело право аренды земельного участка под строительство многоэтажного дома с пристроенным магазином в районе жилого дома N 21 по ул. Пушкина - ул. Запорожская.
Постановлением мэра города Абакана от 14.04.2003 N 557 учреждению утвержден акт выбора и обследования земельного участка предварительного размещения двух многоэтажных жилых домов с объектами соцкультбыта по ул. Пушкина в районе жилого дома N 21.
Главным архитектором города Абакана Морозовой Н.Г. 21.07.2002 учреждению выдано архитектурно-планировочное задание N 146 под размещение группы жилых домов с объектами соцкультбыта, расположенных в 4 жилом районе жилых домов по ул. Пушкина, 21 и Запорожская, 1.
Учреждение заключило с ООО "Дионис" договор от 27.07.2004 N 124 о совместной деятельности (договор простого товарищества), предметом которого стороны определили совместное осуществление строительства двух жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, ул. Запорожская.
Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана 11.10.2004 учреждению выдано разрешение на выполнение нулевого цикла строительно-монтажных работ 64-квартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином, размещаемого в районе жилого дома по ул. Пушкина, 21.
Постановлением мэра города Абакана от 27.06.2005 N 1163 учреждению разрешено строительство пятиэтажного 64-квартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами, размещаемого в районе жилого дома по ул. Пушкина, 21. Постановлением от 27.02.2006 N 297 учреждению разрешено произвести корректировку проектной документации строящегося 64-квартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами, размещаемого в районе жилого дома по ул. Пушкина, 21, в части размещения пятиэтажной жилой блок-секции в осях 1-13 со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта.
Учреждение 24.03.2006 направило мэру г. Абакана письмо N 20/35/1335 о выдаче разрешения на устройство квартир в двух уровнях 5-6 этажей в строящемся 64-квартирном доме со вставкой по ул. Пушкина, 21. Письмом от 19.04.2006 N 1598 администрация города Абакана сообщила о том, что необходимые изменения внесены в архитектурно-планировочное задание N 146 от 21.07.2002 для дальнейшего выполнения проектной документации.
Постановлением мэра г. Абакана от 19.01.2007 в связи с присвоением адреса объекту недвижимости внесены изменения в пункт 1 постановления от 27.06.2005 N 1163 в части адреса объекта недвижимости, вместо ранее указанного номера дома 21, следует читать - 19.
В 2007 году учреждение неоднократно обращалось в администрацию города Абакана с заявлениями о выдаче разрешения на строительство 6-го этажа (для размещения художественных мастерских, офисов) и шестиэтажной вставки между торцами жилых домов в строящемся 64-квартирном жилом дом по ул. Пушкина, 19 (письма N 20/35/3483 от 11.07.2007 и N 20/35/1415 без указания даты).
На обращения учреждению даны ответы от 03.08.2007 N 3041, от 13.11.2007 N 6290, от 28.12.2007 N 7247 о том, что фактическое состояние здания не соответствует проектной документации, в связи с чем, выдать разрешение на строительство 6-го этажа не представляется возможным.
Письмом от 07.11.2008 N 7288 заместитель мэра г. Абакана - начальник Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана А.А.Кочетков сообщил, что для ввода в эксплуатацию жилого дома в г. Абакане по ул. Пушкина, 19, необходимо получить разрешение на строительство шестиэтажного жилого дома в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с корректировкой проекта.
В письме также указывалось, что представленное заявителем заключение N 07-3 0-АС-К, выданное Отделом государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Корректировка многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами и жилыми помещениями на 6-ом этаже блок N 1-20 квартир, блок N 2 -60 квартир, блок N 3 -15 квартир по ул. Пушкина, 19, в г. Абакане", выполнено не в соответствии с приказом от 02.07.2007 N 188 Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству "О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Учреждение расценило указанное письмо как отказ в выдаче разрешения на строительство, считает, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа недействительным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, учреждение оспаривает отказ в выдаче разрешения на строительство шестиэтажного жилого дома по улице Пушкина, 19 в г.Абакане, изложенный в письме от 07 ноября 2008 года N 7288.
В качестве подтверждения правомерности принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство администрация города Абакана и Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана должны доказать:
- наличие полномочий на право принятия решения;
- законность решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 9, пункту 3 статьи 44 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 N 222, администрация города Абакана наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана.
Согласно пунктам 1.1, 2.5, 3.2.6 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100, Департамент является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, в том числе, осуществляет в установленном порядке подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято уполномоченным органом - Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, в рамках компетенции последнего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.07.2008) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Согласно пунктам 2, 11, 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 49, пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются, в том числе, проект организации строительства объекта капитального строительства и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что уполномоченный орган вправе выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства при условии соответствия проектной документации и заключения государственной экспертизы проектной документации установленным действующим законодательством требованиям.
Как следует из материалов дела, с целью получения разрешения на строительство 6-го этажа с обособленными квартирами учреждение письмом от 30.09.2008 направило в администрацию города Абакана, в том числе, заключение N 07-3 0-АС-К по рабочему проекту "Корректировка многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами и жилыми помещениями на 6-ом этаже блок N 1-20 квартир, блок N 2 -60 квартир, блок N 3 -15 квартир по ул. Пушкина, 19, в г. Абакане", выданное Отделом государственной вневедомственной экспертизы Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
В качестве основания для проектирования в заключении N 07-3 0-АС-К указано постановление мэра г.Абакана от 27.02.2006 N 297, архитектурно-планировочное задание от 21.07.2002 N 141 с изменениями от 18.04.2006, в соответствии с которыми учреждению разрешена корректировка проектной документации строящегося 64-квартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами, в части размещения пятиэтажной жилой блок-секции в осях 1-13 со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта.
Архитектурно-планировочное задание от 21.07.2002 N 146 с изменениями от 18.04.2006 содержит требование о проектировании шестиэтажного жилого дома с размещением квартир на пятом этаже в двух уровнях (1 очередь строительства).
Вместе с тем, заключение N 07-3 0-АС-К дано на проект, предусматривающий строительство жилого дома с количеством этажей - 6 и с устройством отдельных квартир на 6 этаже.
Таким образом, из заключения следует, что рабочий проект "Корректировка многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными магазинами и жилыми помещениями на 6-ом этаже блок N 1-20 квартир, блок N 2 -60 квартир, блок N 3 -15 квартир по ул. Пушкина, 19, в г. Абакане" не соответствует постановлению мэра г.Абакана от 27.02.2006 N 297 и архитектурно-планировочному заданию от 21.07.2002 N 146 с изменениями от 18.04.2006.
Из содержания письма Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана от 07.11.2008 N 7288 следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство 6-го этажа послужило несоответствие основных проектных решений заключения N07-3 0-АС-К на рабочий проект архитектурно-планировочному заданию от 21.07.2002 N146 с изменениями от 18.04.2006.
Кроме того, на момент обращения учреждения за выдачей разрешения на строительство проектная документация не была представлена.
Принимая во внимание, что в нарушение пунктов 1, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации учреждение обратилось за выдачей разрешения на строительство 6-го этажа фактически после окончания строительства, соответствующую проектную документацию не представило, а также то, что заключение на рабочий проект не соответствует архитектурно-планировочному заданию с изменениями, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказ Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана в выдаче разрешения на строительство 6-го этажа является правомерным.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании решения органа местного самоуправления незаконным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным решением законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым решением прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем акт.
Учреждение не представило доказательств и не привело доводов о том, каким образом правомерные требования уполномоченного органа о предоставлении проектной документации и заключения на рабочий проект, соответствующего ранее выданному архитектурно-планировочному заданию на объект строительства, нарушают права и законные интересы учреждения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым отказом в выдаче разрешения на строительство прав и законных интересов учреждения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования СНиП 31.01-2003 в части оборудования шестиэтажного жилого дома лифтами не являются обязательными, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.06.2003 N 109 приняты и введены в действие строительные нормы и правила Российской Федерации "Здания жилые многоквартирные" ( СНиП 31-01-2003).
Согласно введению в разделах 4, 6 - 10 настоящих норм приведены требования, соответствующие целям технических регламентов и подлежащие обязательному соблюдению с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Из буквального содержания введения СНиП 31-01-2003 следует, что разделы 4, 6 - 10 подлежат обязательному соблюдению, поскольку с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" соответствуют целям технических регламентов.
Согласно пунктам 1.1, 4.8 СНиП 31-01-2003 настоящие нормы и правила распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения. Предусматривать лифты следует в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 11,2 м.
Установленные пунктом 4.8 СНиП 31-01-2003 требования об оборудовании жилых домов лифтами соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, в связи с чем, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана правомерно указал в письме от 07.11.2008 N 7288 о необходимости проектирования лифтов в шестиэтажном жилом доме.
Ссылка учреждения на отсутствие в основаниях отказа в выдаче разрешения на строительство нарушения требований СанПиН 2.1.2.1002-00 является несостоятельной, поскольку суд первой инстанции указал в решении данный СанПиН не в качестве основания отказа, а в качестве дополнительного аргумента о необходимости проектирования лифтов в шестиэтажном жилом доме.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2009 года по делу N А74-2919/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2919/2008
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 35 Управление федеральной службы исполнения наказания по Республике Хакасия"
Ответчик: Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, Администрация города Абакана
Третье лицо: Прокуратура Республики Хакасия, ООО "Дионис"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1241/2009