г. Владивосток |
Дело N А51-4317/2008 30-108 |
21 августа 2008 г. |
05АП-1058/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.08.2008. Полный текст изготовлен 21.08.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит
при участии в заседании:
от заявителя - Ксенжик Н.А. по доверенности N 1 от 01.08.2008 сроком
действия на 1 год
от ответчика - главный специалист Склярова А.С. по доверенности от
28.11.2007 удостоверение N 4 от 04.10.2007
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2008 по делу N А51-4317/08 30-108, принятого судьей Л.Л. Кузюра
по заявлению открытого акционерного общества "Городские тепловые сети"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления N 716,755 от 02.04.2008
Установил:
Открытое акционерное общество "Городские тепловые сети" (далее по тексту "заявитель", "общество") обратилось в суд с требованием признать незаконным и отменить постановление N 716,755 от 02.04.2008 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее по тексту "Управление Роспотребнадзра по Приморскому краю", "административный орган"), которым общество на основании статьи 6.3 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 09.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано, исходя из доказанности наличия состава вменяемого административного правонарушения в действиях Общества и отсутствия нарушений при проведении проверки.
Обжалуя решение суда, ОАО "Городские тепловые сети" просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В доводах жалобы заявитель указывает, что в качестве подтверждения факта совершения вмененного правонарушения судом приняты акты и протоколы, которые не были исследованы на предмет соответствия требованиям пунктов 3.1-3.4. ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", согласно которым отбор проб осуществляется в соответствии с программой исследования, которая должна определять, в том числе места, периодичность, метод отбора проб, типы отбираемых проб и позволяющих относить указанные пробы к дискретным. Акты проб не позволяют сделать вывод о проведении отбора проб в соответствии с программными требованиями, и как следствие, не дают оснований для принятия результатов протоколов исследования достоверными. При определении вины общества во вменяемом правонарушении судом учтены требования пунктов 4.3. Сан Пин 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения" о необходимости проведения комплекса технических мероприятий в отношении систем отопления. Между тем, указанные системы не входят в зону эксплуатационной ответственности общества. Вывод суда, сделанный на основании Устава общества и договора аренды имущества, о том, что общество является теплоснабжающей организацией, на которую в силу пункта 4.15 указанного СанПина возлагается ответственность за качество горячей воды, также не соответствует материалам дела. Между тем, указанные документы не являются подтверждением данного обстоятельства. Фактически в данном случае общество оказывает услуги по транспортировке тепловой энергии и теплоснабжающей организации в лице ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", что подтверждается договором об оказании услуг.
Также заявитель считает безосновательным вменение в вину общества нарушение пункта 2.1 СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", устанавливающего требования к качеству исходной воды для систем горячего водоснабжения. При этом судом не учтено, что в соответствии с пунктом 4.15 указанного СанПина за качество исходной воды отвечает организация, эксплуатирующая водопроводные сооружения. ОАО "Городские тепловые сети" эксплуатирует объекты теплового хозяйства города Владивостока, что подтверждается договором аренды имущества, но не водопроводные сооружения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебного акта в порядке ст.ст. 266, 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
Открытое акционерного общество "Городские тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока 16 сентября 2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1042504366300, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица серии 25 N 01497509.
14 февраля 2008 года в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 106 от 29.01.2008 помощником врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморскому крае" в присутствии представителя ОАО "Городские тепловые сети" Хрипкова Р. М., представителя ОАО "Водоканал" на вводе в ЦТП 27, председателя ЖСК N 79, жильцов дома N 1 по ул. Харьковская, были проведены отборы проб горячей воды централизованного водоснабжения в ЦТП 27, а также в жилом доме по адресу: г. Владивосток, ул. Харьковская, 1.
Пробы отбирались в пяти местах: проба N 1 - внутреннее водоразборное устройство-кран, ЦТП N27, ул. Можжевеловая, 1а, на вводе в котельную, проба N 2 - горячая вода перед подачей в сеть, ЦТП N27, ул. Можжевеловая, 1а, на выходе в котельную, проба N 3 - горячая вода в сети (краны), ул. Харьковская, 1 (после 1 пары задвижек), проба N 4 - горячая вода в сети (краны), ул. Харьковская, 1, кв. 40 (первая точка водозабора), проба N 5 - горячая вода в сети (краны), ул. Харьковская, 1, кв. 173 (последняя точка водозабора) на соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 4723-88 "Санитарные правила, устройства и эксплуатации централизованного горячего водоснабжения".
Протоколами, оформленными аккредитованной лабораторией ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" от 15.02.08. N N 471, 472 по результатам исследования горячей водопроводной воды в г. Владивостоке на ЦТП N 27, в жилом доме по улице Харьковская, были установлены несоответствия отобранных проб воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 4723-88 "Санитарные правила, устройства и эксплуатации централизованного горячего водоснабжения" по показателям: запах, цветность, мутность, железо общее.
Проверяющими было выявлено ухудшение качества горячей воды после ЦТП N 27 ОАО "Городские тепловые сети", расположенного по ул. Можжевеловой, 1а по содержанию железа в 3 раза, показателю мутности в 1,6 раза, показателю цветности в 1,7 раз. Так в пробе горячей воды, отобранной на ЦТП N 27 (выход) ОАО "Городские тепловые сети" фактическая концентрация железа в воде 1,45 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л, показатель цветности 33,5° при гигиеническом нормативе 20°, показатель мутности 1,85 мг/л при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л.
Согласно протокола N 471 от 15.02.08. исследования холодной водопроводной воды ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" содержание железа в исходной холодной воде составило 0,49 мг/л, показатель цветности 12°, показатель мутности 1,15 мг/л.
04 марта 2008 г Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю был составлен протокол об административном правонарушении N 716 в отношении Открытого акционерного общества "Городские тепловые сети" в присутствии законного представителя Общества.
27 февраля 2008 года в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 263 от 21.02.2008 врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморскому крае" в присутствии представителя ОАО "Городские тепловые сети" Хрипкова Р. М, представителя ОАО "Водоканал" на вводе в ЦТП В-27, представителя ООО "ДВЖКМаяк-1", были проведены отборы проб горячей воды централизованного водоснабжения в ЦТП В-27, а также в жилом доме по адресу г. Владивосток, ул. Терешковой, 16.
Пробы отбирались в пяти местах: проба N 1 - внутреннее водоразборное устройство-кран, ЦТ11 N27, ул. Можжевеловая, 1а, на вводе, проба N 2 - горячая вода в сеть (краны), ЦТП В-27, ул. Терешковой, 16, на выходе с бойлера, проба N 3 - горячая вода в сети (краны), ЦТП В-27, ул. Терешковой, 16 (после 1 пары задвижек), проба N 4 -горячая вода в сети (краны), ул. Терешковой, 16, кв. 6 (первая точка водозабора), проба N 5 - горячая вода в сети (краны), ул. Терешковой, 16, кв. 82 (последняя точка водозабора) для исследования на соответствие СанП 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 4723-88 "Санитарные правила, устройства и эксплуатации централизованного горячего водоснабжения".
По результатам проведенного исследования аккредитованной лабораторией ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" были оформлены протоколы лабораторных исследований воды от 28.02.08. N N 607, 608 по результатам исследования горячей водопроводной воды в г. Владивостоке на ЦТП В-27, в жилых домах по улице Терешковой, 16. Данными протоколами были установлены несоответствия отобранных проб воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 4723-88 "Санитарные правила, устройства и эксплуатации централизованного горячего водоснабжения" по показателям: запах, цветность, мутность, железо общее.
Проверяющими было выявлено ухудшение качества горячей воды после ЦТП В-27 ОАО "Городские тепловые сети", расположенного по ул. Можжевеловой, 1а по содержанию железа в 3,2 раза, показателю мутности в 3 раза, показателю цветности в 4,6 раз. Так в пробе горячей воды, отобранной на ЦТП В N 27 (выход) ОАО "Городские тепловые сети" фактическая концентрация железа в воде 1,62 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л, показатель цветности 80,5° при гигиеническом нормативе 20°, показатель мутности 4,2 мг/л при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л.
Согласно протокола N 602 от 28.02.08. исследования холодной водопроводной воды ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморской^ крае" содержание железа в исходной холодной воде составило 0,5 мг/л, показатель цветности 17,5°, показатель мутности 1,4 мг/л.
04 марта 2008 г, по результатам исследования Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю был составлен протокол об административном правонарушении N 755 в отношении Открытого акционерного общества "Городские тепловые сети" в присутствии законного представителя Общества.
02 апреля 2008 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 716,755 в отношении ОАО "Городские тепловые сети" за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей на основании протоколов лабораторных исследования от 15.02.08. N N 471, 472 и протоколов от 28.02.08. N N 607,608.
Считая постановление административного органа от 02.04.08. N 716,755 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под
государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами подразумеваются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Применительно к гигиеническим требованиям и нормативам качества питьевой воды такие требования установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - Правила), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001.
Исходя из Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 под питьевой водой понимается горячая, холодная вода, поступающая к потребителю.
Согласно пунктам 3.1 и 3.3 Правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, а также соответствовать нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.3.2 СанПиН 2.1.4.1-74-01).
В соответствии с п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда - или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При установлении объективной стороны состава данного правонарушения необходимо выявить факт указанного нарушения независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение Обществом соответствующих нормативов и требований Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999, следовательно, привлечение ООО "Городские тепловые сети" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ правомерно.
В качестве доказательств события административного правонарушения судом правомерно приняты акты отбора проб горячей воды централизованного водоснабжения от 14.02.2008, от 27.02.2008, протоколы лабораторных исследований воды от 15.02.2008 N N 471,472 от 28.02.2008, N 607, 608.
Довод заявителя о нарушении порядка отбора проб горячей воды для проведения исследования является несостоятельным. Отбор проб осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа Р 5592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ГОСТа Р 51593-2000 "Вода питьевая. Отбор проб". В соответствии с п. 3.2 ГОСТа Р 5592 программа исследований" разрабатывается в зависимости от цели и объекта исследования; программой исследования устанавливается место отбора проб и периодичность отбора.
В рассматриваемом случае, программа исследований со всеми необходимыми для отбора проб показателями изложена в предписаниях Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 263 от 21.02.2008 N 106 от 29.01.2008.
Согласно указанных программ, сотрудниками ФГУЗ "Центр гиены и эпидемиолог в Приморском крае" были произведены отборы проб в предусмотренных местах, о чем составлены соответствующие акты отбора проб горячей воды. Данные акты содержат все необходимые сведения и соответствуют предписаниям.
Как пояснил представитель ответчика, дискретные величины задаются отдельными значениями, и учитывая типы проб, приведенные в Приложении Б к ГОСТу Р 5592-2000, а также положения п. 4.1.4 ГОСТа Р 51593-2000, представляется, что под дискретной пробой понимается проба, отвечающая заданным значениям, то есть программой исследования, в зависимости от целей контроля, в связи с чем, пробы могут отбираться в различных местах и различаются на точечные, непрерывные, периодические, серийные, составные и т.д. В данном случае, программой исследования был предусмотрен разовый отбор проб в определенных местах, что соответствует требованиям п. 3.6 ГОСТ Р 5592-2000 и абзацу 1 п.4.1 ГОСТ Р 51593-2000.
Довод заявителя о том, что ОАО "Городские тепловые сети" не является теплоснабжающей организацией, признается судом несостоятельным, поскольку из п. 3.4 представленной выпиской из Устава организации следует, что общество осуществляет, в том числе, эксплуатацию, текущее содержание и текущий ремонт тепловых сетей, реконструкцию и строительство тепловых сетей, производство, передачу, распределение тепловой энергии. Указанное опровергает также довод общества о том, что системы отопления не входят в зону эксплуатационной ответственности общества.
Судом правомерно принят во внимание, заключенный 17.10.2007 между Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (арендодатель) и ОАО "Городские тепловые сети" (арендатор) договор аренды имущества N 13-06030-001-И-АР-05618-00, по условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование имущественный комплекс сооружений по теплоснабжению согласно приложениям NN 1,2,3, для использования в целях обеспечения его уставной деятельности по теплоснабжению г. Владивостока. В силу п. 2.2.3 договора арендатор обязан использовать имущество строго по назначению, указанному в данном договоре, уставе общества и в соответствии с нормами и стандартами по обслуживанию и эксплуатации арендованного имущества.
Следовательно, ОАО "Городские тепловые сети", являясь теплоснабжающей организацией, в ведении которой находится имущественный комплекс сооружений по теплоснабжению г. Владивостока, обязано осуществлять производственный контроль за качеством горячей воды, принимать необходимые меры по недопущению нарушений санитарных норм и правил.
Учитывая изложенное, вина Общества в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ доказана в полном объеме, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ
Довод заявителя жалобы о том, что при отборе проб горячей воды не был составлен протокол об административном нарушении, не является нарушением требований ст. 27.10 КоАП РФ, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, на момент отбора проб дело об административном правонарушении возбуждено не было.
При этом, нарушений административным органом при проведении мероприятий по контролю требований Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) материалами дела не установлено.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно, нарушений норм процессуального права, не установлено.
При изложенных обстоятельства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 266-272 АПК РФ, Пятый арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.07.2008 по делу N А51-4317/08 30-108 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4317/2008
Истец: ОАО "Городские тепловые сети"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере эащиты прав потребителей и благополучия человека по ПК