г. Владивосток
10 сентября 2008 г. |
4-206 |
05АП-1309/2008
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии
от ООО "Биньхай" - представитель Гаврилова О.Ю., доверенность от 03.01.2008 б/н сроком действия три года
от Дальневосточной оперативной таможни - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Шубина Е.В., доверенность от 01.04.2008 N 02-17/1994 сроком действия до 31.12.2008, начальник правового отдела Теслюк И.В., доверенность от 05.02.2008 N 02-17/703 сроком действия до 31.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Биньхай" на решение Арбитражного суда Приморского края от 05 августа 2008 г. по делу N А51-7696/08 4-206, принятое судьей Л.П. Нестеренко, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Биньхай" к Дальневосточной оперативной таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10710000-31/2008 от 03.07.2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Биньхай" (далее по тексту - ООО "Биньхай", общество, декларант) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточной оперативной таможни (далее по тексту - таможенный орган) от 03.07.2008 N 10710000-31/2008 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО "Биньхай" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается факт несоблюдение обществом запретов и ограничений при осуществлении внешнеторговой деятельности.
ООО "Биньхай", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает на то, что таможенный орган не представил доказательств, подтверждающих недействительность предоставленного обществом заключения эксперта ООО "Союзморсервис" Красько В.П. от 02.07.2007 N 6243/2007, что подтверждается материалами административного дела, в связи с чем вывод суда о том, что таможенный орган обоснованно признал недействительным указанное заключение эксперта, является ошибочным. В то же время, заявитель жалобы указал, что судом не был рассмотрен довод общества о том, что в соответствии с требованиями статей 153, 367 ТК РФ таможенный орган обязан был проверить действительность представленных обществом документов при таможенном оформлении товара и определить, что заявленные сведения не подтверждены надлежащим образом, а именно: не представлено заключение территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. По мнению заявителя жалобы, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в связи с тем, что при выпуске холодильного оборудования в свободное обращение таможенный орган не выявил нарушений со стороны ООО "Биньхай" и не истребовал заключение территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, нарушив, тем самым, требования таможенного контроля.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Биньхай" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Приморского края 21.07.2000, о чем Инспекцией МНС РФ по Ленннскому району г. Владивостока выдано свидетельство серии 25 N 01302780.
В июле 2007 года ООО "Биньхай" ввезло по ГТД N 10702020/040707/0007434 на территорию Российской Федерации из Китая морозильное и холодильное оборудование, электронагреватели приборы, кулеры (производство Китай). В ходе проведения таможенного оформления в подтверждение отсутствия во ввезенных товарах озоноразрушающих веществ общество представило Владивостокской таможне заключение эксперта ООО "Союзморсервис" Красько В.П. от 02.07.2007 N 6243/2007, согласно которому в системе кондиционирования холодильного оборудования содержится хладагент R134а, не включенный в списки озоноразрушающих веществ, в связи с чем ввоз его на территорию Российской Федерации лицензированию не подлежит.
09.07.2007 товары были выпущены для внутреннего потребления.
Дальневосточное таможенное управление, проведя проверку документов и сведений после выпуска товаров в свободное обращение в порядке статьи 367 ТК РФ, установило признаки недействительности заключения эксперта от 02.07.2007 N 6243/2007, в связи с чем 25.06.2008 вынесло определение о возбуждении в отношении ООО "Биньхай" дела об административном правонарушении N 10710000-31/2008 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Для проведения административного расследования материалы дела были направлены в Дальневосточную оперативную таможню.
В ходе административного расследования таможенный орган установил, что заключение от 02.07.2007 N 6243/2007 не подтверждает отсутствие озоноразрушающих веществ в ввезенных товарах, а заключение территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлялось декларантом при таможенном оформлении, в связи с чем таможенный орган пришел к выводу о том, что в действиях ООО "Биньхай" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении от 03.07.2008 N 10710000-31/2008 зафиксирован состав вменяемого обществу административного правонарушения, который выразился в непредставлении обществом документов, подтверждающих отсутствие озоноразрушающих веществ в холодильном оборудовании.
Постановлением заместителя начальника Дальневосточной оперативной таможни от 03.07.2008 N 10710000-31/2008 ООО "Биньхай" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Биньхай" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В части 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Указанная норма права является отсылочной, поскольку не содержит перечень запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем для урегулирования спорных правоотношений подлежат применению нормы права установленные приказом ГТК РФ от 15.12.2002 N 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров", а также постановление Правительства РФ от 08.05.1996 N 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции".
Действие Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 563 (далее - Положение), распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации (пункт 3 Положения). Пунктом 4 Положения установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств (в государства), не являющихся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. В остальных случаях для ввоза (вывоза) указанных веществ и продукции необходимо получение лицензии. В частности, бытовые и коммерческие холодильные установки, морозильные камеры, содержащие озоноразрушающие вещества, перечисленные в списке А приложения N 1 к данному постановлению, включены в Список D (Приложение N 2 к указанному постановлению).
В соответствии с пунктами 3 Положения об организации выдачи Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору решений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.09.2004 N 101, решения о возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции выдаются указанной Службой.
В силу пункта 4 указанного Положения для выдачи решения Служба рассматривает ряд представленных заявителем документов, при этом согласно пункту 10 Положения в зависимости от результатов рассмотрения представленных документов Служба выдает заявителю решение или отказ в выдаче решения с указанием причин отказа, либо заключение о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не относится к категории озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотренном для обычной продукции.
Исходя из изложенного, документом, подтверждающим отсутствие в ввозимой продукции озоноразрушающих веществ, является решение территориального подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При этом декларант может представить заключения иных экспертных организаций, компетентных в идентификации хладагентов, которые должны быть подготовлены экспертами, обладающими специальными познаниями в области органической химии, экологии, техники, основываться на технической документации, показаниях поверенных средств измерений и сертифицированных средств обнаружения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Биньхай" не представило решение территориального подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а заключение эксперта от 02.07.2007 N 6243/2007 выдано ООО "Союзморсервис", которое не обладает компетенцией по идентификации веществ, используемых в ввозимой продукции, и полномочиями по выдаче соответствующих заключений.
Таким образом, данное заключение не является документом, подтверждающим отсутствие озоноразрушающих веществ в представленном при декларировании холодильном оборудовании.
Более того, подпись в указанном заключении эксперта учинена не Красько В.П., а иным лицом, эксперт Красько В.П. не обладает необходимой квалификацией для подтверждения сведений об отсутствии озоноразрушающих веществ, идентификация веществ поверенными средствами измерений и средств обнаружения озоноразрушающих веществ не проводилась. При этом, общество не оспаривает факт непредставления таможенному органу надлежащих доказательств соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности.
В связи с чем, коллегия считает правильный вывод суда о том, что заключение эксперта ООО "Союзморсервис" Красько В.П. от 02.07.2007 N 6243/2007 является недействительным, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
Таким образом, ООО "Биньхай" не представило сведения о соблюдении запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о порядке перемещения озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей их, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что в его действиях отсутствует вина как субъективная сторона административного правонарушения в связи с тем, что при выпуске холодильного оборудования в свободное обращение таможенный орган не выявил нарушений со стороны ООО "Биньхай" и не истребовал заключение территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, является необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Из материалов дела следует, что таможенным органом соблюден указанный срок и данное обстоятельство не оспаривается обществом.
Согласно пункту 1 статьи 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Норма пункта 1 статьи 367 ТК РФ не ограничивает время проведения проверки только производством таможенного оформления. Выпуск товаров для внутреннего потребления сам по себе не свидетельствует о том, что при таможенном оформлении этих товаров декларант подтвердил соблюдение запретов и ограничений, и не препятствует применению мер таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение.
Коллегия не может согласиться с мнением заявителя жалобы о том, что таможенный орган, не доказав вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, признал декларанта виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при осуществлении таможенным органом проверки документов и сведений в соответствии со статьей 367 ТК РФ в действиях ООО "Биньхай" были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившиеся в представлении при декларировании товаров недействительного документа - заключения эксперта ООО "Союзморсервис" Красько В.П от 02.07.2007 N 6243/2007, подписанного не им самим, а другим лицом, в связи с чем 05.06.2008 Дальневосточным таможенным управлением вынесено определение о возбуждении дел в отношении общества об административно правонарушении N 10710000-31/2008 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Материалы дела были переданы для проведения административного расследования в Дальневосточную оперативную таможню, в ходе которого установлено, что при декларировании товара по ГТД N 10702020/040707/0007434 общество не представило сведения о соблюдении запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о порядке перемещения озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей их, совершило, тем самым, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Данные обстоятельства не могли быть установлены Владивостокской таможней в момент таможенного оформления.
Изменение квалификации действий (бездействия) возможно в случае установления события правонарушения и описания его в протоколе об административном правонарушении. В процессе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Биньхай" таможенным органом установлен факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, который отражен в протоколе об административном правонарушении N 10710000-31/2008.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом всех изложенных обстоятельств, коллегия считает, что у общества имелась возможность для соблюдения требований таможенного законодательства РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Биньхай" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 05.08.2008 по делу N А51-7696/08 4-206 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7696/2008
Истец: ООО "Биньхай"
Ответчик: Дальневосточная оперативная таможня