г. Владивосток |
Дело N А59-4896/2007 С16 |
29 сентября 2008 г. |
05 АП -1252/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 25 сентября2008 г., постановление в полном объеме на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено 29 сентября 2008 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.А. Скрипки
судей: И.Л. Яковенко, Л.Ю. Ротко
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ю. Ротко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального образования Корсаковского района
на решение от 11 июля 2008 г. по делу N А59-4896/2007 С16
Арбитражного суда Сахалинской области судьи М.С. Слепенковой
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис"
к МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Муниципальному образованию Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области,
третьи лица - Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, МУП"Рассчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги" (МУП "РКЦ"), Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования Корсаковского района
о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения,
при участии в судебном заседании представителей:
представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис" обратилось в суд с иском к МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Муниципальному образованию Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в размере 1 182 216,68 рублей в период с апреля по август 2006 года (с учетом уточнения).
Определением суда от 29.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МФ РФ в лице УФК по Сахалинской области.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования, просил взыскать указанную сумму с МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Муниципального образования Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, с Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области.
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве третьих лиц МУП "Рассчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуг", Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района.
Решением от 11.07.2008 с Муниципального образования Корсаковского района за счет казны муниципального образования Корсаковского района в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис" взыскано 1 182 216 рублей 68 копеек основного долга. В остальной части принят отказ от исковых требований, производство по делу прекращено. В иске к МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области отказано.
Администрация Муниципального образования Корсаковского района, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу и просила судебный акт отменить. В доводах жалобы указала на то, что надлежащим ответчиком является МУ "Центр по предоставлению субсидий" и финансовое управление Корсаковского района не несет ответственность по принятым МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" решениям о перечислении субвенций. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец документально не доказал факт оказания услуги и размер понесенных убытков. Заявитель жалобы также не согласен с включением в сумму исковых требований НДС.
Главное финансовое управление Сахалинской области в материалы дела представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение - без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис" в материалы дела представило возражения на апелляционную жалобу, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, оставить решение без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис", МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Муниципальное образование Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, Сахалинская область в лице Главного финансового управления Сахалинской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, МУП "Рассчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги" (МУП "РКЦ"), Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования Корсаковского района, извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция пришла к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств:
Из материалов дела установлено, что истцом за период с 2005 по август 2006 в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и нормами Жилищного законодательства РФ при осуществлении расчетов за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения предоставлены субсидии гражданам, проживающим на территории МО "Корсаковский район" на сумму 1 664 562,40 рублей, что подтверждается актом сверки взаиморасчетов между Обществом с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис" и МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий" на 01.12.2007, справкой МУП "РКЦ" от 02.10.2007 N 377, сведениями МУП "РКЦ" о начисленных гражданам субсидий на оплату жилья, направленной в адрес ГФУ Сахалинской области Информацией Финансового управления МО Корсаковского района о задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, где указана задолженность перед Обществом с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис" по состоянию на 01.01.2007 в сумме 1 664 562,4 рублей. Согласно уточнению исковых требований и приложенному к нему расчету оставшаяся сумма задолженности в размере 1 182 216,68 рублей является суммой предоставленных субсидий за период с апреля по август 2006 года. Таким образом, несостоятельна ссылка заявителя жалобы на недоказанность факта оказания услуг и размера понесенных убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 8 статьи 159 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Пунктами 66,68 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - за счет средств бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов органов местного самоуправления на обеспечение предоставления субсидий гражданам осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Сахалинской области от 28 марта 2005 года N 45-па утвержден "Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляется граждан путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Однако, до перехода на персонифицированное предоставление субсидий гражданам путем перечисления денежных средств на счета, субсидии предоставляются в безналичной форме в виде снижения платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Судом установлено и следует из материалов дела, что за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Сахалинской области от 23.12.2005 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год " в 2006 году муниципальному образованию Корсаковский район субвенция на возмещение расходов по предоставлению субсидий населению выделена в размере 22 950 000 рублей.
При этом сумма фактически предоставленных в 2006 году субсидий населению муниципального образования "Корсаковский район" составила 22 137 182,7 рублей, что подтверждается Информацией финансового управления МО Корсаковского района. Как следует из указанной Информации по состоянию на 01.01.2006 муниципальным образованием необоснованно перечислено муниципальным предприятиям и обществам, предоставлявшим субсидии населению в общей сумме 23 409 800 рублей, на 01.01.2007 сумма необоснованных перечислений увеличилась до 25 553 866,9 рублей, то есть за 2006 год необоснованно перечислено предприятиям, фактически не оказавшим соответствующие услуги 2 144 066 рублей. В то время как имеется задолженность перед предприятиями, фактически предоставившим субсидии, но не получившими компенсации из бюджета, в том числе перед Обществом с ограниченной ответственностью "Гидротехсервис".
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции счел обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что муниципальное образование в полном объеме было обеспечено финансовыми средствами для осуществления государственных полномочий по реализации Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", однако израсходовало часть полученных средств не по целевому назначению.
Суд апелляционной инстанции, на основании статьи 235 Бюджетного кодекса РФ, пришел к выводу о правомерности передачи в муниципальный бюджет средств на цели выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг путем проведения зачетов, в связи с чем подлежат отклонению доводы муниципального образования о том, что денежные средства в установленном порядке ему не передавались.
Правомерно признан необоснованным довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МУ "Центр по предоставлению субсидий", поскольку указанное учреждение в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации не уполномочено выступать от имени муниципального образования. Финансирование государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень, должно осуществляться из соответствующего бюджета, и при отсутствии бюджетного финансирования МУ "Центр по предоставлению субсидий" не может нести ответственность перед истцом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС суд апелляционной инстанции отклоняет в связи с необоснованностью, поскольку данное обстоятельство не подтверждено документально.
При изложенных обстоятельствах решение суда признается законным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11 июля 2008 г. по делу N А59-4896/2007 С16 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального образования Корсаковского района- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Сахалинской области .
Председательствующий: |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4896/2007
Истец: ООО "Гидротехсервис"
Ответчик: МУ "Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", МО Корсаковского района в лице финансового управления администрации МО Корсаковского района, Главное финансовое управление Сахалинской области
Третье лицо: МУП "РКЦ", Министерство финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области, Министерство финансов РФ, Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковского района, АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10737/10
29.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10737/10
12.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1942/2010
29.09.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1252/2008