г. Владивосток |
Дело N А59-2070/2008 С3 |
"06" ноября 2008 г. |
05АП-1340/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена "18" сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен "06" ноября 2008 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Солохиной Т.А.
судей: Симоновой Г.А., Еремеевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
от ОАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго": представитель Винник Г.Е. по доверенности N 18-233 от 16 мая 2008 года сроком действия до 31.12.2008 года, паспорт 6404 525755
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: председатель Криницин М.В. постановление N 138 от 30 марта 2001 года, паспорт 6403 466214;
от третьего лица - ООО "ЭСКО" - не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01 августа 2008 года по делу N А59 - 2070/2008 С3, принятое судьей К.Ф. Мухаметшиным
по заявлению: ОАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
о признании незаконным и отмене постановления N 2 по делу об административном правонарушении от 28 мая 2008 года, принятом Региональной энергетической комиссией Сахалинской области
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее по тексту - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 2 по делу об административном правонарушении от 28 мая 2008 года, принятом Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее по тексту - Административный орган, РЭК)
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01 августа 2008 года признано незаконным и изменено постановление Региональной энергетической комиссии Сахалинской области N 2 от 28.05.08 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ, в части применения к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" меры административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ОАО "Сахалинэнерго" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей.
По существу в удовлетворении требований Общества отказано, поскольку в нарушение установленного законом порядка ценообразования на услуги по передачи электрической энергии при отклонении значений соотношения потребления активной и реактивной мощности общество применило стоимость услуги по компенсации 1 кВар/час, тогда как данные отношения (компенсация реактивной энергии) подлежат регулированию посредством коэффициента, установление которого отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Заявителем подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2070/2008 С3 отменить, заявление о признании незаконным и отмене постановления N 2 от 28.05.08 г. Региональной энергетической комиссии Сахалинской области удовлетворить.
Решение суда первой инстанции в части снижения штрафа ОАО "Сахалинэнерго" не оспаривает.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права.
Общество привлечено к административной ответственности за "нарушение установленного порядка ценообразования, установленного порядка регулирования цен (тарифов) при самостоятельном установлении и взимании платы за реактивную энергию". Однако установление платы за реактивную энергию по соглашению сторон противоречит законодательству в сфере электроэнергетики и государственного регулирования тарифов.
Общество считает, что вывод суда о том, что в целях достижения баланса экономических интересов сторон договора осуществляется законодательное регулирование соотношения потребления активной и реактивной мощности не основан на нормах права.
По мнению Общества противоречит действующему законодательству и вывод суда о том, что пунктом 16 Правил недискриминационного доступа установлен порядок ценообразования стоимости услуг по передаче электроэнергии. Однако Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ утверждены Постановлением Правительства РФ N 109.
Общество полагает, что поскольку расчет и установление регулируемых тарифов (цен) в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 35-ФЗ отнесены к полномочиям федерального и региональных органов исполнительной власти, коммерческой организацией не может быть нарушен порядок ценообразования.
Общество самостоятельно не устанавливало и не применяло каких либо коэффициентов к тарифам на передачу, т.е. не нарушало установленный порядок применения государственных регулируемых цен. Следовательно, отсутствует состав вменяемого Обществу административного правонарушения. Что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Контроль за ценами на услуги (по компенсации реактивной энергии), не подлежащими в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию, не устанавливаемыми органом исполнительной власти субъекта и определенными по соглашению сторон, к полномочиям Региональной энергетической комиссии не относится.
Суд, принимая обжалуемое решение, и указывая на неправомерность действий Общества по установлению в договоре платы за компенсацию реактивной энергии (также судом названа плата за отклонение от значений соотношения потребления активной и реактивной мощности), по сути, признал не законным условие договора, чем вышел за пределы рассматриваемого спора.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, из которой следует, что региональная энергетическая комиссия Сахалинской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "Сахалинэнерго" отказать.
ООО "ЭСКО", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, отзыв на апелляционную жалобу не представило, однако из текста телеграммы, направленной в адрес Пятого арбитражного апелляционного суда, следует, что третье лицо решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
На основании письма N 172 от 14 апреля 2008 года общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО" об оказании содействия в установлении законности требований ОП "Энергосбыт" ОАО "Сахалинэнерго" на оплату реактивной энергии Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области определением N 2 от 14 мая 2008 года возбудила дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ.
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области установила, что при расчетах за электрическую энергию с ООО "Эско" на основании счетов-фактур N 09/194 от 23 января 2008 года N 09/359 от 21 февраля 2008 года ОАО "Сахалинэнерго" самостоятельно определяло цену реактивной энергии, и необоснованно взимало плату в размере 264,3 копеек за 1 кВар/час.в, что является нарушением законодательства в сфере электроэнергетики и государственного регулирования тарифов.
Исходя из того, что в действиях ОАО "Сахалинэнерго" имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 20 мая 2008 года РЭК Сахалинской области был составлен протокол N 2 от 20 мая 2008 года.
28 мая 2008 года заместителем председателя РЭК Сахалинской области по делу об административном правонарушении было вынесено постановление, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении установленного порядка ценообразования и регулирования цен (тарифов), установления и взимания платы за реактивную энергию по тарифу 264,3 коп. за 1 кВар.час. с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей.
Общество обжаловало постановление административного органа в Арбитражный суд Сахалинской области, который решением от 01 августа 2008 года изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания, назначив наказание в минимальном размере санкции.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 ст. 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федеральный закон N 35-ФЗ) метод государственного регулирования и контроля цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами, применяется к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ определяет основы тарифного (ценового) регулирования в электроэнергетике.
В частности, определяется, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы) электрическую и тепловую энергию на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям.
Регулирование указанных цен (тарифов), предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации" под тарифами на электрическую и тепловую энергию понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность
В соответствии со ст. 2 указанного закона сущность государственного регулирования тарифов заключается в установлении экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Пунктом 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26 февраля 2004 года ценообразование - это процесс с расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Как следует из оспариваемого постановления, нарушение ОАО "Сахалинэнерго" установленного порядка ценообразования, регулирования цен (тарифов) заключается в установлении и взимании платы за реактивную энергию по фиксированному тарифу 264,3 коп. за 1 кВар. Час.
Нормативные акты, регулирующие вопросы оказания услуг по передаче электрической энергии не дают определение понятия "реактивная энергия".
Как следует из Правил учета электрической энергии и мощности, разработанных во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и утвержденных Минтопэнерго 19 сентября 1996 года, Минстроем РФ 26 сентября 1996 года при подаче электрической энергии производится учет как активной, так и её реактивной составляющей.
При этом согласно пункту 2.4 вышеуказанных Правил учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.
Реактивная энергия, поступающая из сетей потребителей в сети энергоснабжающей организации, может привести к увеличению напряжения в сети выше допустимого и снижению качества электрической энергии.
В целях предотвращения снижения качества электрической энергии в общей сети энергоснабжающие организации осуществляют комплекс мер, направленных на нормализацию условий потребления и генерацию реактивной энергии абонента путем установки компенсирующих устройств на границе балансовой принадлежности.
Ранее действовавшим правовым регулированием (Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР N 310 от 06 декабря 1981 года, Инструкция Госкомцен РФ и Минтопэнерго России от 30 ноября 2003 года N 01-17/1443-11 "О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию") компенсация реактивной мощности в электроустановках потребителей производилась путем установления скидок (надбавок) к тарифам на электрическую энергию. Однако указанные нормативные акты не применяются с 01.01.2000 и 01.01.2001 соответственно.
Пунктом 53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункта 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26 февраля 2004 года установлено, что предельные уровни регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию устанавливает Федеральная службы по тарифам.
В соответствии с пунктом 16 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительство РФ N 861 от 27 декабря 2004 года (далее по тексту - Правила) в случае отклонения потребителя услуг от установленных договором значений соотношения потребления активной и реактивной мощности в результате участия в регулировании реактивной мощности по соглашению с сетевой организацией он оплачивает услуги по передаче электрической энергии, в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию, поставляемую ему по договору энергоснабжения, с учетом понижающего коэффициента, устанавливаемого в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
По факту выявления сетевой организацией на основании показаний приборов учета нарушений значений соотношения потребления активной и реактивной мощности составляется акт, который направляется потребителю.
Потребитель электрической энергии в течение 10 рабочих дней с даты получения акта письменно уведомляет о сроке, в течение которого он обеспечит соблюдение установленных характеристик путем самостоятельной установки устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности, или о невозможности выполнить указанное требование и согласии на применение повышающего коэффициента к стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если по истечении 10 рабочих дней уведомление потребителем услуг не направлено, сетевая организация, а также гарантирующий поставщик (энергоснабжающая, энергосбытовая организации) по договору энергоснабжения применяют повышающий коэффициент к тарифу на услуги по передаче электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию). Повышающий коэффициент применяется до установки соответствующих устройств потребителем услуг, допустившим нарушение значений соотношения потребления активной и реактивной мощности.
Размер указанных повышающего и понижающего коэффициентов устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Поскольку Правилами установлено, что при условии отклонения значений соотношения потребления активной и реактивной мощности к тарифу на услуги по передачи электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию) устанавливаются повышающий (понижающий) коэффициенты, являющиеся составляющими цены поставляемой электрической энергии следовательно установление указанных коэффициентов есть часть процесса ценообразования
Руководствуясь изложенным выше, коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для компенсации негативного влияния отдельных энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на электроэнергетические режимы работы энергосистем (энергорайонов, энергоузлов) применяется особый порядок ценообразования при потреблении и генерации реактивной энергии при условии отклонения значений соотношения потребления активной и реактивной мощности в действующий период путем установления повышающего коэффициента к тарифу на услуги по передачи электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию). В том время как Общество установило фиксированную ставку за 1 КВар/час, что является нарушением порядка ценообразования.
На основании изложенного доводы Общества о том, что пунктом 16 Правил не установлен порядок ценообразования, а также довод о том, что поскольку Общество самостоятельно не устанавливало и не применяло каких либо коэффициентов к тарифам на передачу, т.е. не нарушало установленный порядок применения государственных регулируемых цен, поскольку расчет и установление регулируемых тарифов отнесены к полномочиям федеральных и региональных органов исполнительной власти, то в его действиях нет состава вменяемого правонарушения, коллегией отклоняются как противоречащие приведенным выше нормативным актам и материалам дела.
Не может быть признан обоснованным и довод о том, что соотношение активной и реактивной мощности в соответствии с пунктами 14, 15 Правил недискриминационного доступа определяется сетевой организацией и не подлежит государственному регулированию, что следует, по мнению Общества из ст. 20 Федерального закона N 35-ФЗ, коллегия отклоняет как необоснованный в силу нижеследующего.
Так, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации поручено утвердить порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения).
Указанный порядок утвержден Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22 февраля 2007 г. N 49 "Об утверждении Порядка расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)".
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка предельные значения коэффициента реактивной мощности, потребляемой в часы больших суточных нагрузок электрической сети, для потребителей, присоединенных к сетям напряжением ниже 220 кВ, определяются в соответствии с приложением к указанному Порядку.
Таким образом, стороны, заключая договор по передаче электрической энергии, для определения своих обязательств значения соотношения потребления активной и реактивной мощности устанавливают в договоре, однако в пределах значений, установленных в указанном выше Порядке.
Следовательно, довод Общества об отсутствии государственного регулирования значений соотношения активной и реактивной мощности противоречит действующему законодательству.
Как следует из материалов дела между ОАО "Сахалинэнерго" (гарантирующий поставщик) и ООО "Эско" (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 05 января 2007 года N 230172, предметом которого является продажа Гарантирующим поставщиком и покупка Покупателем электроэнергии, а также оказание Покупателю услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 3.1.4 договора стороны определили, что Покупатель обязуется соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной энергии и мощности, определенные законодательством РФ; поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети оптимальный коэффициент реактивной энергии "tg фи" не выше 0,4; обеспечивать соблюдение установленных значений путем самостоятельного установления устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности.
Согласно пункту 3.1.32 договора Покупатель обязуется компенсировать убытки, вызванные действием (бездействием) последнего, которое привело к отклонению от нормативного параметра реактивной энергии (мощности), в том числе затраты по компенсации реактивной энергии (мощности) в своих сетях для поддержания качества электрической энергии.
Согласно приложению N 5 к договору стоимость затрат по услуге компенсированного энергосистемой 1 кВ ар/час для Покупателя устанавливается равной стоимости 1 кВт/час покупной электрической энергии.
При этом в приложении указано, что оплата за услуги производятся Покупателем при окончательном расчете в текущем расчетном месяце, согласно пункту 3.1.32 договора энергоснабжения, тогда как в указанном пункте речь идет о компенсации затрат ОАО "Сахалинэнерго" по компенсации реактивной энергии.
Общество при расчетах за электрическую энергию с ООО "Эско" в счетах-фактурах N 09/359 от 21.02.08, N 09/194 от 23.01.08 предъявило к оплате стоимость услуг по компенсации реактивной энергии в размере 2,4537 руб. и 2,643 руб. соответственно за 1 кВ ар/час.
В соответствии с пп. Е пункта 14 Правил потребитель услуг при исполнении договора обязан соблюдать установленные договором значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, и только в случае отклонения потребителя услуг от установленных договором значений соотношения потребления активной и реактивной мощности применяются понижающие или повышающие коэффициенты к тарифу на услуги, тогда как Общество ежемесячно выставляет счета на оплату кВар.часов по самостоятельно определенному тарифу без составления актов, фиксирующих факт отклонения значений соотношения потребления активной и реактивной мощности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 16 Правил недискриминационного доступа, убытки, возникающие у сетевой организации или третьих лиц в связи с нарушением установленных значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, возмещаются лицом, допустившим такое нарушение в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Учитывая выводы, изложенные выше, следует признать, что применение Обществом самостоятельно определенной стоимости реактивной энергии за 1 кВар/час, что Общество определило как услуги по компенсации реактивной энергии, является нарушением установленного порядка ценообразования на услуги по передачи электрической энергии при отклонении значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, поскольку отношения по компенсации реактивной энергии подлежат регулированию посредством коэффициента, установление которого отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, признается административным правонарушением, ответственность за которое установлена в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
С учетом изложенного коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ.
Коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в настоящее время повышающих и понижающих коэффициентов не предоставляет обществу права самостоятельно устанавливать плату за отклонение от значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, а также считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Общества на письмо Минпромэнерго РФ от 01.11.04 N ИМ-1374 "Об оказании услуг по компенсации реактивной энергии (мощности)", поскольку указанный документ не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и принят до постановления Правительства РФ от 27.12.04г. N 861 об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01 августа 2008 года по делу N А59-2070/2008-С3 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в ФАС ДВО в 2-х месячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2070/2008
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
Третье лицо: ООО "ЭСКО"