г. Владивосток |
Дело |
10 марта 2009 г. |
N А59-6063/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: О.Ю. Еремеевой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Агапитовой
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области
на решение от 11.01.2009 г.
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А51-6063/2008 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Строительно-коммерческая фирма "Сфера"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Сахалинской области
об оспаривании решения административного органа
УСТАНОВИЛ:
ООО "Строительно-коммерческая фирма "Сфера" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным постановления от 06.11.2008 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Росгнедвижимость) по Сахалинской области о наложении административного штрафа.
Решением суда первой инстанции от 11 января 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Сахалинской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы указало, что согласно Правил землепользования и застройки в городе Южно-Сахалинске, утвержденных решением городского собрания города Южно-Сахалинска от 29.09.2004 N 740/95-04-2 земельный участок, предоставленный для строительства жилой застройки, расположен в территориальной зоне "Ж-3", где в сопутствующих объектах обслуживания населения отсутствует размещение газопоршневой электростанции (Мини-ТЭЦ). К тому же в перечне разрешенных видов функционального использования объектов недвижимости по зонам г. Южно-Сахалинска прямо установлено о запрете строительства котельных большой мощности, ТЭЦ. Заявитель указал, что в градостроительном плане земельного участка от 13.03.2007, выданном ДАГУН г. Южно-Сахалинска ООО СКФ "Сфера" обозначены основные виды разрешенного использования, где отсутствует размещение газопоршневой электростанции (Мини-ТЭЦ). Судом первой инстанции не учтен тот факт, что представитель ООО СКФ "Сфера" Бочаров С.П. в протоколе об административном правонарушении согласился с административным правонарушением.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимотсь) по Сахалинской области, ООО "Строительно-коммерческая фирма "Сфера" ненадлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела судом установлено, что по требованию прокурора Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры на основании распоряжения от 16.10.2008 N 1 главного государственного инспектора проведена проверка заявителя по соблюдению им земельного законодательства.
В ходе проверки выявлен факт использования земельного участка с кадастровым номером 65:01:0000000:46 в районе "Грушевый сад", не по целевому назначению.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах: на названном земельном участке, разрешенном для использования под проектирование и строительство малоэтажной застройки повышенной плотности, состоящей из одно-двухквартирных блокированных 2-4 этажных домов в сочетании с многоквартирными 2-4 этажными секционными домами и объектами обслуживания населения, имеется сооружение гозопоршневой электростанции. Строительство на этом земельном участке осуществляется в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Южно-Сахалинске, утвержденными решением городского Собрания от 29.09.2008 N 740/9-04-2, в перечне разрешенных видов функционального использования объектов недвижимости по зонам г. Южно-Сахалинска в зоне (Ж-3), где установлена газопоршневая электростанция, запрещено строительство ТЭЦ.
В связи с непредставлением, как утверждает ответчик, документов, подтверждающих законность возведения данного объекта на спорном земельном участке, по результатам проверки составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 21.10.2008, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2008.
06.11.2008 вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 06.11.2008 Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Признавая по заявлению ООО "Строительно-коммерческая фирма "Сфера" постановление от 06.11.2008 незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества отсутствует вменяемый ему состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использовании земли не в соответствии с целями, для которых она предоставлена, в неиспользовании земли в указанных целях, а также невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Кодекса понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
Как указано выше, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явилось, по мнению административного органа, отсутствие документов, подтверждающих законность возведения на спорном земельном участке объекта газопоршневой электростанции.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 11.06.2004 N 1093 заявителю был предоставлен земельный участок площадью 6.1 га, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, восточная сторона пр. Мира, южнее застройки "Зима" и жилого образования "Земляничные холмы", для проектирования группы зданий жилых общего назначения, в соответствии с данным постановлением заключен договор аренды земельного участка от 12.07.2004 N 6144.
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 26.04.2005 N 814 целевое назначение земельного участка уточнено и определено как проектирование малоэтажной застройки повышенной плотности, состоящей из одно-двух квартирных блокированных 2-4 этажных домов в сочетании с многоквартирными 2-4 этажными секционными домами и объектами обслуживания населения и выполнения работ подготовительного периода.
Предоставленный заявителю для строительства жилой застройки земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-3", определенной Правилами землепользования и застройки в г. Южно-Сахалинске, утвержденными решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 29.04.2004 N 740/95-04-2.
В соответствии с п. 35.1.1 Правил землепользования и застройки г. Южно-Сахалинска жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки и сопутствующих объектов обслуживания населения.
Исходя из системного толкования ст. 35 ГрК РФ суд первой инстанции правомерно указал, что законодательством допускается размещение в жилых зонах отдельно стоящих объектов социального и коммунально-бытового назначения или сопутствующих объектов для обслуживания населения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с утверждением заявителя, подтвержденным судом первой инстанции о том, что строящаяся на спорном земельном участке газопоршневая станция является сопутствующим жилой застройки объектом обслуживания населения (объектом инженерной инфраструктуры).
Назначение данного объекта - обеспечение теплом, горячей водой и электроэнергией строящегося жилья на данном земельном участке.
Проектная документация прошла в установленном порядке государственную экспертизу, по результатам которой получено положительное заключение, утверждена в составе генерального плана жилой застройки "Грушевые сады" Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, 07.05.2008 выдано разрешение на строительство.
Согласно письма Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области от 27.10.2008 N 5/57, направленного ДАГУН г. Южно-Сахалинска, Мини-ТЭЦ не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу, являются наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку материалами дела не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8 КоАП РФ, не установлена и вина общества, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.01.2009 по делу N А59-6063/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6063/2008
Истец: ООО СКФ "Сфера"
Ответчик: Управление Федерального агентства кажастра объектов недвижимости по Сахалинской области