г. Владивосток |
Дело |
12 марта 2009 г. |
N А51-11386/08 29-293 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: О.Ю. Еремеевой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Агапитовой
при участии:
от заявителя Гринюк А.И. по доверенности N 107 от 30.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 0068 от 04.07.2008
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение от 19.11.2008г.
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-11386/2008 29-293 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление) обратилось с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 19.11.2008 в удовлетворении заявления Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, привлечь ООО "Трансбункер-Приморье" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13.08.2008 N 490 указал, что лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, является наличие у лицензиата плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН). Поскольку у лицензиата - ООО "Трансбункер-Приморье" отсутствовал ПЛАРН, следовательно обществом не соблюдены лицензионные требования и условия. Вывод суда о том, что ПЛАРН ЗАО "Трансбункер-Находка" согласован с капитаном морского порта Находка 09.10.2008 для ООО "Трансбункер-Приморье" считает не соответствующим действительности.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Трансбункер-Приморье" считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Трасбункер-Приморье" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явилось, заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с отъездом компетентного представителя в командировку.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалы дела располагают достаточным объемом доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу в отсутствие представителя Общества, в связи с чем, заявленное ходатайство отклонено, дело рассмотрено по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансбункер-Приморье" имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта сроком действия до 27.09.2011.
В соответствии с приказом врио начальника ДВУ Горморнадзора от 01.10.2008 в обществе "Трансбункер-Приморье" 02.10.2008 проведена внеплановая проверка по выполнению ранее выданного предписания от 04.07.2008 N 55/08-НО. В ходе проверки составлен акт N ВП109/08-НО, в котором отмечено, что предписание от 04.07.2008 N 55/08-НО выполнено. Требуется наличие плана ЛАРН для ООО "Трансбункер-Приморье".
По результатам проверки выдано предписание N 72/08-НО от 07.10.2008, составлен протокол об административном правонарушении N ПАП 33/08, возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ явилось отсутствие у ООО "Трансбункер-Приморье" плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Суд посчитал, что административным орган не доказал, что представленный ООО "Трансбункер-Приморье" план действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не соответствует требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда, в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как указывалось выше ООО "Трансбункер-Приморье" имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах.
01.01.2007 между ЗАО "Трансбункер-Находка" и ООО "Трансбункер-Приморье" заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым ЗАО передало ООО принадлежащее ему на праве собственности имущество нефтебазы, которое используется арендатором - ООО "Трансбункер-Приморье", в целях деятельности по хранению и перевалке нефтепродуктов, а также по бункеровке судов. Договор пролонгирован сторонами на неопределенный срок.
Согласно п.2.1.5 договора арендодатель (ЗАО "Трансбункер-Находка") обязался разработать план действия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, обеспечивать необходимые условия для исполнения его арендатором.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности возложена на лицензиата, каковым в спорных правоотношениях является ООО "Трансбункер-Приморье".
Пунктом 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 N 490, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, является наличие у лицензиата плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нети и нефтепродуктов (п. 5 "е").
Таким образом, именно лицензиат обязан иметь план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нети и нефтепродуктов.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ООО "Трансбункер-Приморье" имеет ПЛАРН, разработанный ЗАО "Трансбункер-Находка", который не является лицензиатом на осуществление соответствующего вида деятельности.
Вывод суда о том, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ЗАО "Трансбункер-Находка" согласован с капитаном морского порта Находка 09.10.2008 для ООО "Трансбункер-Приморье" признается необоснованным.
На листе согласования плана с капитаном морского порта нет каких-либо пометок о том, что ПЛАРН ЗАО "Трансбункер-Находка" согласован как ПЛАРН для ООО "Трансбункер-Приморье".
Как следует из письма капитана морского порта Находка от 05.11.2008 N АМПН-2138, адресованного генеральному директору ООО "Трансбункер-Приморье" капитан порта для устранения нарушения законодательства в области торгового мореплавания, обязал Общество иметь план ЛРН.
Поскольку у ООО "Трансбункер-Приморье" отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, что подтверждается материалами административного дела, указанное свидетельствует о нарушении последним лицензионных требований и условий, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, решение суда как принятое с неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
Однако, отменяя обжалуемое судебное решение, суд апелляционной инстанции не имеет правовых оснований для принятия решения о привлечении ООО "Трансбункер-Приморье" к административной ответственности по указанной выше норме права в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, осуществление обществом предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, является длящимся правонарушением.
В рассматриваемом случае днем обнаружения и выявления совершенного обществом административного правонарушения является дата проверки деятельности общества, то есть 02.10.2008, следовательно, постановление о привлечении к административной ответственности могло быть вынесено не позднее 02.12.2008.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 следует, что установленные в статье 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В пункте 20 названного Постановления также указано, что при рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
По данному делу по причине истечения 02.12.2008 давностного срока общество не подлежит привлечению к ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2008 по делу N А51-11386/2008 29-293 отменить.
В удовлетворении требований Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11386/2008
Истец: ДВУ Государственный морской надзор ФС по надзору в сфере транспорта Находкинский линейный отдел
Ответчик: ООО "Трансбункер-Приморье"