г. Владивосток |
Дело |
07 апреля 2009 г. |
N А51-12527/2008 4-314 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.04.2009.
Полный текст постановления изготовлен 07.04.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Агапитовой О.А.
при участии:
от дачного некоммерческого товарищества "Усадьба" - Родионова И.В. по доверенности от 07.08.2008 со специальными полномочиями сроком на 3 года, Конопля А.Б. по доверенности от 25.02.2009 со специальными полномочиями сроком на 3 года;
от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края - Ким С.В. по доверенности N 29/10-20-8290 от 22.12.2008 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, уд.N 3997.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Усадьба" на решение от 26 января 2009 г. судьи Нестеренко Л.П. по делу А51-12527/2008 4-314 Арбитражного суда Приморского края по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Усадьба" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании ненормативного правового акта и обязании принять решение
в соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.03.200г. до 16-00 час. 01.04.2009.
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Усадьба" (далее по тексту - ДНТ "Усадьба", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р "О формировании земельных участков, расположенных по адресу Приморский край, г. Владивосток, район улицы Успенского, для индивидуального жилищного строительства" и обязании ответчика принять решение о предоставлении ДНТ "Усадьба" запрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с порядком, установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Решением суда от 26.01.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р издано без учета требований законодательства о целевом использовании земельных участков и ограничений в их обороте. Вместе с тем, ссылаясь на часть 1 статьи 198 АПК РФ суд указал, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы ДНТ "Усадьба", поскольку его члены на имеют какого-либо приоритета перед другими гражданами в получении земельного участка в районе ул. Успенского для ведения дачного хозяйства.
ДНТ "Усадьба", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в целях осуществления заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. Заявитель указывает, что в решении суда имеется ссылка на кадастровый план, в то время как фактически имеется в виду кадастровый паспорт. В силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" это два разных документа. Ссылка суда на то, что ДНТ "Усадьба" было заявлено требование об обязании ответчика принять решение о предоставлении земельного участка по статье 34 Земельного кодекса РФ не в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, является не соответствующей действительности, так как данного довода, как в судебном заседании, так и в самом заявлении, указано не было. Кроме того, статья 34 Земельного кодекса РФ не предусматривает проведение аукциона для предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством. Согласно заявлению от 18.01.2007 ДНТ "Усадьба" просило предоставить земельный участок для целей отдыха, а не для целей строительства. По мнению заявителя, суд при принятии решения неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям статьи 30, 38 Земельного кодекса РФ. Суд не принял во внимание доводы товарищества о том, что Департаментом в адрес ДНТ "Усадьба", а также УМИГА г. Владивостока направлялись письма о предоставлении испрашиваемого земельного участка именно по ст.34 ЗК РФ. Доказательств принятия Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края решения о предоставлении спорного земельного участка на основании положений ст.34 ЗК РФ в деле не имеется. Заявитель жалобы указывает, что суд, при принятии решения не учел наличие решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.09.2008, и установленные данным решением факты. По мнению товарищества, суд необоснованно применил нормы ст.ст.12,13,14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан", т.к. к рассматриваемым правоотношениям подлежал применению пункт 4 статьи 14 названного Федерального закона.
Кроме того, суд самостоятельно присвоил земельному участку, испрашиваемому заявителем статус особо охраняемой природной территории. Ссылаясь на часть 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", товарищество указывает, что размещение в зоне особого режима использования территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства соответствует требованиям данного Федерального закона. Заявитель оспаривает вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение Департамента не нарушает прав и законных интересов товарищества, указывая, что нарушение заключается в лишении права на получение дачного земельного участка, т.к. в дальнейшем во исполнение данного распоряжения будет начато формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующей продажей на аукционе. При издании данного распоряжения должностными лицами Департамента были превышены свои полномочия в части определения назначения земельного участка без заключения органов архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока и определения самостоятельно целей использования данного земельного участка в противоречие заключению УМИГА г. Владивостока от 18.03.2008 N 16/2, которое определило назначение использования земельного участка - для строительства дачного поселка.
Представители ДНТ "Усадьба" доводы апелляционной жалобы поддержали по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В заявлении, представленному ДНТ "Усадьба" в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, указано, что основным доводом ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции была обязательность представления кадастрового паспорта земельного участка для его получения. В связи с этим заявитель указал, что после предъявления в Департамент кадастровых паспортов, отсутствуют препятствия для удовлетворения требований ДНТ "Усадьба" о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством.
Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагает решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом обстоятельств дела, письменный отзыв не представлен.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно свидетельству серии 25 N 002932384 Дачное некоммерческое товарищество "Усадьба" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.1007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
05.02.2008 ДНТ "Усадьба" подало в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края заявление N 01/08 от 18.01.2007 (входящий N 260) о предоставлении земельного участка в районе ул. Успенского ориентировочной площадью 70 000 кв.м для строительства дачного поселка в целях отдыха с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
К заявлению товарищество приложило сведения из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку и обзорную схему. Письмом от 06.02.2008 N 29/6-18-844 Департамент направил копии документов в администрацию города Владивостока с целью изготовления и утверждения проекта границ земельного участка для принятия решения в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ.
15.02.2008 ответчик направил заявителю письмо N 260, в котором сообщил о направлении документов в администрацию города и указал, что по результатам полученного ответа будет принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
29.09.2008 Департамент земельных ресурсов и землеустройства издал распоряжение N 1121-р о начале формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу Приморский край, город Владивосток, район улицы Успенского, в границах, указанных на схеме, для их последующей продажи на аукционе; определено лицо, ответственное за организацию соответствующих работ, которому предписано по окончании формирования земельных участков подготовить проект распоряжения о формировании земельных участков и проведении аукциона по их продаже.
Посчитав, что данное распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ДНТ "Усадьба" в сфере экономической деятельности, Товарищество оспорило его в арбитражном суде. Одновременно заявитель просил обязании ответчика принять решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с порядком, установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав пояснения сторон, коллегия пришла к следующему.
Судом установлено несоответствие оспариваемого распоряжения нормам действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с таким согласованием. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 кодекса (пункт 2 названной статьи).
В силу статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. При этом проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (пункт 4 статьи 30 кодекса).
Статьей 34 Земельного кодекса РФ, на которую заявитель указал в апелляционной жалобе, предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения соответствующего исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующий орган принимает решение о его предоставлении в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, после чего в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на момент издания ответчиком оспариваемого распоряжения Департамент земельных ресурсов и землеустройства располагал лишь заявлением ДНТ "Усадьба" от 18.01.2007 N 01/08, из которого однозначно следует воля Товарищества на получение земельного участка для строительства дачного поселка с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Таким образом, является правильным указание суда на отсутствие в данном заявлении ссылок на нормы земельного законодательства.
Согласно сведениям из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку, весь земельный участок в районе ул. Успенского в г. Владивостоке находится во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Пункт 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относит: 1) особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона "О лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 94, статей 95-96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов отнесены к землям особо охраняемых природных территорий. Эти земли согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Кодекса ограничены в обороте.
Статьей 16 Федерального закона "О лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что на территории второй зоны округа санитарной охраны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что распоряжение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р "О начале формирования земельных участков, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, район улицы Успенского для индивидуального жилищного строительства" издано с нарушениями требований законодательства о целевом использовании земельных участков и без учета установленных действующим законодательство ограничений на их оборот.
Кроме того, наличие кадастрового паспорта (плана) испрашиваемого ДНТ "Усадьба" земельного участка не может повлечь принятие решения о его предоставлении товариществу в указанных в заявлении от 18.01.2007 N 01/08 целях, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления земельного участка, расположенного во 2-й зоне округа санитарной охраны под индивидуальную застройку. В этой связи, доводы, содержащиеся в заявлении ДНТ "Усадьба" поданного в ходе рассмотрения апелляционной жалобы признаются несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого решения необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, заявитель, оспаривая распоряжение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р, не представил суду доказательств наличия у него каких-либо правовых оснований для занятия испрашиваемого земельного участка, тем самым не подтвердив заинтересованность в деле и право на обжалование ненормативного правового акта.
Коллегия отмечает, что в материалах рассматриваемого дела, отсутствуют какие-либо доказательства о наличии у ДНТ "Усадьба" права претендовать на получение спорного земельного участка в целях строительства дачного поселка с правом возведения жилых домов, поскольку этот участок относится ко 2-й зоне округа санитарной охраны, является ограниченным в обороте и не предназначен для возведения индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в обжалуемом распоряжении Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р не выражено каких-либо властных предписаний, в нем не говорится о возникновении, прекращении либо изменении гражданских прав и обязанностей заявителя либо иных лиц в отношении спорного земельного участка.
Из буквального прочтения данного распоряжения усматривается, что в нем речь идет лишь о начале формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и их последующей продаже на аукционе.
Следовательно, непосредственно распоряжение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.09.2008 N 1121-р не влечет за собой возникновения, изменения или прекращения прав в отношении спорного земельного участка.
В связи с этим, коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт, является, по сути, промежуточным актом, т.е. актом, которым окончательно не разрешаются вопросы о праве, следовательно, он не мог повлечь нарушение прав заявителя.
Данное обстоятельство, а именно, недоказанность нарушения прав заявителя, обоснованно расценено судом первой инстанции в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, что соответствует смыслу статьи 13 Гражданского кодекса РФ.
В этой связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда вынесено на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм права, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 января 2009 г. по делу N А51-12527/2008 4-314 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12527/2008
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Усадьба"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края