г. Владивосток |
Дело N А51-9233/2008 32-195 |
04 мая 2009 г. |
N 05АП-2821/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 28.04.2009. Полный текст постановления изготовлен 04.05.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: Н.А. Скрипки, И.С. Чижикова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судьей И.С. Чижиковым
при участии в заседании:
от истца - Козерод И.В. (уд. N 111 001514, дов. N 508 от 06.10.2008);
от ответчика - Цмой О.Г. (уд. N 255 от 15.06.2008, дов. N 172 от 17.10.2008);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 11.11.2008 по делу N А51-9233/2008 32-195 судьи В.В. Овчинникова
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Восточный порт"
о взыскании 178 056 руб. 10 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к открытому акционерному обществу "Восточный порт" с иском о взыскании 178 056 руб. 10 коп., составляющих плату за пользование вагонами, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением суда от 11.11.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя вагонов по вине ответчика подтвержден материалами дела. Выводы суда первой инстанции основаны на оценке актов общей формы, ведомостей подачи-уборки вагонов, натурных листов, договора N 392 от 30.10.2001, динамики выгрузки, доверенностей на представителей ответчика и других доказательств.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда открытое акционерное общество "Восточный порт" просит его отменить в связи с неприменением судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя апелляционной жалобы, факт простоя вагонов истцом не доказан, акты общей формы, не являются достоверными доказательствами, поскольку оформлены истцом без представителя порта и на подпись порту не предоставлялись.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно доводов апелляционной жалобы, просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что судом дана надлежащая оценка актам общей формы, подтверждающим факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, которые оформлены истцом в соответствии с действующим законодательством; а также что ответчик был уведомлен о подаче вагонов под выгрузку, что подтверждается доказательствами по делу.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта сроком действия с 12.10.2001 по 12.10.2006 и продлен на тех условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора (дополнительное соглашение N 1 от 13.12.2007).
Согласно пункту 9 договора учет времени нахождения вагонов в пользовании порта производится по памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, уведомлению порта об окончании грузовых операций, актам общей формы, оформленным на задержку вагонов по причинам, зависящим от порта. На основании этих документом составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей.
В соответствии с пунктом 10.1 договора за время нахождения вагонов в порту под погрузкой-выгрузкой, перевалкой грузов (с момента подачи до приема станцией уведомления о готовности к уборке) и на путях станции, вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от порта, порт производит оплату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Факты ожидания подачи или приема вагонов оформляются актом общей формы.
В октябре, ноябре 2007 на путях станции Находка-Восточная находились вагоны в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от порта (отказ в приеме вагонов под выгрузку), в результате чего составлены акты общей формы: 2/633237, 2/633240, 2/633239, 2/633242, 2/633210, 2/633213, 2/633216, 2/633219, 2/633223, 2/633209, 2/633217, 2/633218, 2/633227, 2/633231, 2/633205, 2/633211, 2/633221, 2/633225, 2/633229, 2/633023, 2/633207, 2/633243, подписанные представителями порта разногласиями и N N 2/633257, 2/633258, представителями порта не подписанные. В качестве причины простоя в актах указан "отказ в приеме под выгрузку на подъездные пути, на объявленное время подачи_.".
На основании актов общей формы в соответствии с пунктом 9 договора истцом составлены ведомости подачи-уборки вагонов N N 903647, 903648, 903649, 903650, 903651, 903652, 903653, 903654, 903669, 903670, 903672.
За время ожидания приема вагонов перевозчиком начислена плата за пользование вагонами по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов на общую сумму 185 139 руб. 40 коп., для оплаты которой выставлены счет N 275 от 09.01.2008 и платежное требование N 93 от 14.01.2008. Начисленную истцом плату за простой вагонов ответчик оплатил на сумму 6002 руб. 80 коп.
Неисполнение обязательств по оплате за пользование вагонами в полном объеме, принадлежащими перевозчику, со стороны открытого акционерного общества "Восточный порт" явилось основанием для обращения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Судом апелляционной инстанции установлено, что простой вагонов по вине грузополучателя, подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы. В данных актах отражены причины несвоевременной подачи вагонов в порт, время простоя. Вместе с тем из актов следует, что представитель порта отказался от подписания некоторых актов, тем самым, в нарушение порядка, предусмотренного пунктом 3.2.4 Правил составления актов, и пункта 5 параграфа 100 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, не изложил свои возражения относительно содержания указанных актов, а также причин их составления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что о составлении актов общей формы ему не было известно, в связи с чем он не мог представить обоснованные возражения по этим актам. В указанных актах имеются сведения о том, что представитель порта присутствовал при составлении актов общей формы, указанные акты были направлены почтой в адрес ответчика. Разногласия по актам истцу не направлялись. Ответчик имел возможность направить истцу разногласия (при их наличии) почтовой связью (заказным письмом с уведомлением). При этом, наличие разногласий при составлении актов общей формы не является основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за пользование вагонами.
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора от 30.10.2001 N 392 и подтверждается представленными доказательствами по делу (книгами уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку), которым дана надлежащая оценка. Также, натурные листы свидетельствуют об уведомлении диспетчера порта о прибытии вагонов.
Документы, представленные ответчиком в дополнение к апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции о нарушении ответчиком условий договора от 30.10.2001 N 392 и нормативно-установленных требований, касающихся периода ожидания приема вагонов под выгрузку.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.11.2008 по делу N А51-9233/2008 32-195 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9233/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ОАО "Восточный порт"