г. Владивосток |
Дело |
12 мая 2009 г. |
N А59-10/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Н.В. Алферовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "София":
от ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "София"
на решение от 17 февраля 2009 года
судьи Киселева С.А.
по делу N А59-10/2009 Арбитражного суда Сахалинской области,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "София"
к ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "София" (далее - ООО "София", Общество, Заявитель) обратилось с Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением об отмене постановления ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области (далее - Инспекция, Налоговый орган) от 15.12.2008 N 6508/04-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30.000 руб. за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением от 17.02.2009 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "София" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указало, что в отношении ООО "София" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.12, ч. 2 ст. 14.16, ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, были составлены дважды: 18.11.2005 и 25.11.2005, директор Общества был ознакомлен с заранее изготовленными протоколами об административных правонарушениях, Инспекция нарушила право Общества на защиту. Кроме того, невынесение постановлений на основании протоколов, составленных 18.11.2008, а также изготовление их заранее Общество считает существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Общество также считает существенным нарушением то, что Инспекцией был произведен осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Шахтерск, ул.Мира, 22, принадлежащего физическому лицу Моисееву А.А., не ООО "София". Согласно жалобе, Инспекцией был произведен осмотр указанного помещения, а также находящихся там вещей и документов в отсутствие законного представителя Общества и в отсутствие понятых.
Заявитель указал на незаконность поручения N 6508/56-08 от 05.11.2008 о проведении проверки легальности оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, поскольку данное поручение выдано, в том числе, и на участие в проверке сотрудника милиции.
Общество также считает существенными нарушениями то, что постановление по делу об административном правонарушении было изготовлено заблаговременно, то, что Обществу не было разъяснено право на обжалование постановления в арбитражный суд, а также то, что в поручении N 6508/56-08 от 05.11.2008 о проведении проверки в графе "цель проверки" не указано о проверке наличия информации о номере и сроке действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, а также об органе, ее выдавшем.
На основании указанных доводов ООО "София" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 17 февраля 2009 года по делу N А59-10/2009.
От Инспекции в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Налоговый орган не согласен, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Инспекция также просит о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя. Ходатайство Налогового органа коллегией рассмотрено и удовлетворено.
ООО "София", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "София" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.05.2006 года ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании поручения начальника Инспекции N 6508/56-08 от 05.11.2008 должностными лицами Налогового органа 05.11.08 была проведена проверка магазина "София.RU", расположенного по ул. Мира, 22 г. Шахтерска, принадлежащего ООО "София", на предмет легальности оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
В ходе проверки, осуществленной в присутствии продавца указанного магазина Дедиковой З.Н., Инспекцией было установлено, что в магазине "София.RU" в доступном для ознакомления покупателями месте отсутствует информация о лицензии на право осуществления Обществом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Результаты проведенной проверки были оформлены актом проверки N 6508/09 от 05.11.2008, на основании которого в отношении Общества должностным лицом Инспекции был составлен протокол N 6508/11-56-08 от 25.11.2008 об административном правонарушении в виде нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанные документы, иные материалы административного дела были рассмотрены Начальником Инспекции, который по результатам их рассмотрения вынес постановление от 15.12.2008 N 6508/04-08. Данным постановлением Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Считая, что указанное постановление вынесено с нарушением норм административного законодательства, ООО "София" обратилось с заявлением о его отмене в арбитражный суд, который отказал Заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно п. 10 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 N 55, если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как следует из материалов дела, осуществляя в магазине "София.RU" розничную продажу алкогольной продукции, которая является лицензируемым видом деятельности, Общество не разместило на данном объекте торговли в удобном для ознакомления покупателей месте информацию о номере и сроке действия лицензии на осуществление розничной реализации алкогольной продукции, а также об органе, ее выдавшем. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах проверки актом N 6508/09 от 05.11.2008, протоколом N 6508/11-56-08 от 25.11.2008 об административном правонарушении.
Руководствуясь указанными обстоятельствами, коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции, Налогового органа о том, что в бездействии ООО "София" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и считает, что Общество правомерно было привлечено Инспекцией к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что директору Общества Моисееву А.А. Налоговым органом не была предоставлена возможность воспользоваться услугами защитника, чем было нарушено его право, предусмотренное ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, коллегия отклоняет, как необоснованный. Как следует из материалов дела, а также апелляционной жалобы первоначально составление протокола об административном правонарушении Общества, выявленном в результате проведения 05.11.2008 года проверки легальности оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, было назначено на 18.11.2008, о чем Общество было надлежащим образом уведомлено. В назначенную дату явившийся на составление протокола директор Общества Моисеев А.А. заявил о необходимости привлечения при рассмотрении дела об административном правонарушении защитника. С целью соблюдение права Общества на привлечение защитника Налоговый орган отложил составление протокола об административном правонарушении, выявленном в ходе проведения проверки 05.11.2008, на 25.11.2008.
Таким образом, Обществу было предоставлено достаточно времени для того, чтобы найти и привлечь к рассмотрению дела об административном правонарушении защитника. При этом нормами КоАП РФ не предусмотрено, что лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должны обеспечивать защитником административные органы, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, поиск и привлечение защитника в дело об административном правонарушении осуществляется самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом КоАП РФ не устанавливает обязанность административного органа (в данном случае Инспекции), отложившего совершение процессуального действия с целью соблюдения права лица на привлечение защитника, повторно откладывать совершение данного действия.
С целью соблюдения права Общества на привлечение защитника Налоговым органом было отложено составление протокола на 25.11.2008 года, в указанный день директор Общества явился без защитника и повторно заявил о необходимости его привлечения. Поскольку право на привлечение защитника уже было предоставлено Налоговым органом Обществу, и не было реализовано последним, Инспекция правомерно отказала ООО "София" в удовлетворении данного ходатайства.
Довод жалобы о том, что протокол в отношении ООО "София" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, был составлен дважды: 18.11.2008 и 25.11.2008, коллегия отклоняет. Как следует из материалов дела, 18.11.2008 года протокол об административном правонарушении не был составлен, так как его составление было отложено на 25.11.2008 в связи с удовлетворением ходатайства Общества о привлечении защитника. По аналогичным основаниям коллегия отклоняет и довод жалобы о том, что Налоговый орган не вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности на основании протокола от 18.11.2008.
Довод апелляционной жалобы о том, что составление Инспекцией протокола об административном правонарушении Общества, постановления о привлечении его к административной ответственности заранее является существенным нарушением производства по делу об административном правонарушении, коллегия отклоняет. Как следует из отзыва Налогового органа, им были заранее составлены проекты протокола об административном правонарушении и постановления. При этом КоАП РФ не запрещает составление проектов протоколов об административных правонарушениях, а также проектов постановлений о привлечении к административной ответственности.
Довод Общества о том, что Инспекцией был неправомерно произведен осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Шахтерск, ул.Мира, 22, принадлежащего физическому лицу Моисееву А.А., не ООО "София", и что данный осмотр был произведен в отсутствие законного представителя Общества и в отсутствие понятых, коллегия отклоняет в силу того, что в материалах дела отсутствуют доказательства проведения Налоговым органом такой меры обеспечения административного производства, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Коллегия также отклоняет довод жалобы о незаконности поручения N 6508/56-08 от 05.11.2008, на основании которого 05.11.2008 была проведена проверка Общества. Как правильно указал суд первой инстанции взаимодействие органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной продукции предусмотрено "Порядком взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.1996 N 949. При этом, поскольку поручение на проведении проверки Общества по вопросу легальности оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции N 6508/56-08 от 05.11.2008 было издано начальником Инспекции, а не начальником ОВД по Углегорскому району Сахалинской области, то в данном поручении было обоснованно указано об участии инспектора БППР ОВД по Углегорскому муниципальному району Сахалинской области.
Довод о том, что ООО "София" не было разъяснено право на обжалование постановления, коллегия отклоняет. Как следует из постановления от 15.12.2008 N 6508/04-08, Обществу было разъяснено право на обжалование данного постановления в судебном порядке и даны ссылки на ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ. То обстоятельство, что в указанном постановлении не указано на возможность обжалования именно в Арбитражный суд Сахалинской области, по мнению коллегии, не является существенным нарушением, поскольку ООО "София" фактически реализовала свое право на обращение в Арбитражный суд Сахалинской области с соответствующим заявлением.
Довод Общества о том, что в поручении N 6508/56-08 от 05.11.2008 о проведении проверки в графе "цель проверки" не указано о проверке наличия информации о номере и сроке действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, а также об органе, ее выдавшем, коллегия отклоняет, поскольку отсутствие в поручении о проведении проверки Общества указанной информации не свидетельствует о нарушении Налоговым органом процедуры привлечения ООО "София" к административной ответственности. Как следует из указанного поручения, должностным лицам Налогового органа было поручено провести проверку Общества по вопросам легальности оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции. Как было указано выше, проведенной проверкой было установлено совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, проверка соблюдения Обществом правил розничной продажи алкогольной продукции относится к вопросу о легальности осуществляемого Обществом оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
На основании изложенного, руководствуясь имеющимися в материалах дела документами, коллегия приходит к выводу о том, что процедура привлечения ООО "София" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, Налоговым органом была соблюдена. Таким образом, коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что постановление N 6508/04-08 от 15.12.2008 года о привлечении Общества к административной ответственности является законным и обоснованным, а требования ООО "София" об отмене указанного постановления не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17 февраля 2009 года по делу N А59-10/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-10/2009
Истец: ООО "София"
Ответчик: ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области