г. Владивосток |
Дело N А51-1588/2009 |
13 июля 2009 г. |
N 05АП-1937/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.07.2009г.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Бац З.Д., О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Рябовой Е.А. - представитель Задоя А.В. по доверенности от 16.06.2009 сроком действия 3 года, лично Рябова Е.А., паспорт 0500 N 275190;
от администрации Арсеньевского городского округа, Щурова С.Д, Вороны В.Я. - представители не явились, извещены надлежаще;
от Карасева А.Ю. - представитель Задоя А.В., по доверенности от 16.06.2009, сроком действия 3 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Арсеньевского городского округа на решение от 23 марта 2009 г. судьи Нестеренко Л.П. по делу N А51-1588/2009 Арбитражного суда Приморского края суда по заявлению индивидуального предпринимателя Рябовой Елены Александровны к администрации Арсеньевского городского округа
3-и лица: Щуров Сергей Дмитриевич, Карасев Алексей Юрьевич, Ворона Валерий Яковлевич
о признании отказа незаконным
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предпринимателя Рябова Елена Александровна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Крытый вещевой рынок на территории ООО "Рынок", расположенного по адресу г. Арсеньев, ул. Островского, 2 (Жуковского, 39/1) первой (оси 5N -8N ИЛ) и второй (оси 1-12/А-Ж; 1-4N-Ж-ИN) очередей 3-этажного здания (оси 51-81 ИЛ), изложенного в письме от 11.01.2009 N 05-23, и третьей (оси 1N-4N/КN-ЛN) очереди, изложенного в письме от 27.12.2008 N 3028-23, и обязании ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством спорного объекта первой, второй и третьей очередей (с учетом уточнения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявитель отказалась от требований в части оспаривании отказа, оформленного письмом от 11.01.2009 N 05-23, и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта первой и второй очередей, указав, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по первой и второй очередям строительства выданы, нарушения устранены. Судом первой инстанции отказ от части требований был принят, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части заявитель требования поддержала.
Решением суда от 23.03.2009г. требования в части признания незаконным отказа администрации Арсеньевского городского округа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Крытый вещевой рынок на территории ООО "Рынок", расположенного по адресу г. Арсеньев, ул. Островского, 2 (Жуковского, 39/1), третьей очереди трехэтажного здания (оси 1N -4N /КN -ЛN ), изложенный в письме от 27.12.2008 N 3028-23 удовлетворены. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем выдачи заявителю в десятидневный срок необходимого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ, оформленный письмом от 27.12.2008 N 3028-23, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя Рябовой Е.А. как одного из застройщиков, поскольку создал препятствия в оформлении прав собственности на вновь возведенный объект.
Администрация Арсеньевского городского округа, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить, указывая на то, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела. В доводах жалобы указывает, что отказ администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка являлся законным и не обжаловался заявителем в установленном законом порядке. Более того, предприниматель указывала, что необходимость получения градостроительного плана вообще отсутствует. Поскольку в рамках рассматриваемого спора обжаловался отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то, по мнению заявителя, суд вышел за рамки предъявленных требований, признав отказ в выдаче градостроительного плана незаконным, вместе с тем, не обязав ответчика выдать его заявителю. При отсутствии данного документа, у администрации отсутствовала возможность проверить соответствие построенного объекта градостроительному плану. При таких обстоятельствах, ответчик просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Администрации Арсеньевского городского округа, извещенная о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в суд не направила.
Предприниматель и ее представитель с апелляционной жалобой не согласились, представлен письменный отзыв, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель Карасева А.Ю. с жалобой также не согласился.
Третьи лица Щуров С.Д. и Ворона В.Я. в судебное заседание также не явились, извещены надлежаще, письменные отзывы на жалобу не представили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 14.02.2007 Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа выдало Щурову С.Д., Рябовой Е.А., Карасеву А.Ю., Больбат Л.В. разрешение N 26-7 на строительство крытого вещевого рынка, расположенного по адресу г. Арсеньев, ул. Островского, примерно в 54 м на восток от строения N 1.
Строительство объекта велось очередями, на первую и вторую очереди строительства выданы разрешения на ввод в эксплуатацию от 13.02.2009 N 26-01 и N 26-02.
22.12.2008 застройщики Щуров С.Д., Рябова Е.А., Карасев А.Ю., Ворона В.Я. обратились в администрацию Арсеньевского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию третьей очереди строительства в связи с выполнением строительства в полном объеме.
Администрация Арсеньевского городского округа письмом от 27.12.2008 N 3028-23 отказала в выдаче такого разрешения, сославшись на то, что к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не приложен градостроительный план.
Не согласившись с данным отказом администрации Арсеньевского городского округа, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Рябова Е.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
В силу статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, указанные в пункте 3 данной статьи, в том числе градостроительный план земельного участка (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 настоящего Кодекса не применяются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что разрешение на строительство крытого вещевого рынка на территории ООО "Рынок" было выдано 14.02.2007 г., то есть после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. К этому моменту также была утверждена форма градостроительного плана земельного участка, в связи с чем является правильным вывод суда первой инстанции о том, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требовалось наличие градостроительного плана, тем более что архитектурно- планировочное задание на проектирование здания крытого вещевого рынка не выдавалось.
Из материалов дела усматривается, что застройщики обращались к ответчику за выдачей градостроительного плана. Так, Щуровым С.Д. было подано в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Арсеньева заявление от 20.08.2007 N 114 о разработке градостроительного плана земельного участка с приложением землеустроительного дела. Письмом от 29.08.2007 N 04/330
управление запросило объяснения по вопросу об обосновании сокращения санитарно-защитной зоны и предложило привести проект обоснования по сокращению санитарно-защитной зоны в соответствие. На повторное обращение Щурова С.Д. управление продублировало свои претензии относительно раздела проекта "Обоснование сокращения санитарно- защитной зоны", градостроительный план земельного участка разработан не был.
В силу статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам, она осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В пункте 3 названной статьи предусмотрен перечень информации, обязательной для указания в градостроительном плане. Также в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (пункт 4).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация на строительство должна соответствовать градостроительному плану земельного участка, что устанавливается на стадиях архитектурно-строительного проектирования, выдачи разрешения на строительство (пункт 1 статьи 51 кодекса), а не наоборот.
В этой связи суд первой инстанции правильно указал на то, что предъявление ответчиком претензий к проектной документации заявителя само по себе могло повлиять лишь на решение вопроса о выдаче разрешения на строительство, однако не имеет значение для подготовки градостроительного плана земельного участка, который первичен по отношению к архитектурно-строительному проектированию.
Кроме того, отказ в оформлении и выдаче градостроительного плана земельного участка мотивирован отсутствием надлежащего обоснования сокращения санитарно-защитной зоны проекта, учитывая, что при сокращении санитарно-защитной зоны в расчет не включены ближайшие дома по ул. Островского, 4/1 и ул. Островского, 4, а включены дома по ул. Островского, 8/1 и по ул. Островского, 16, расположенные на значительном удалении от строящегося здания. Однако сведения о размерах санитарно- защитной зоны строящегося объекта не подлежат отражению в градостроительном плане земельного участка в силу пункта 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, уклонение администрации Арсеньевского городского округа от подготовки градостроительного плана противоречит названной норме права.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что застройщики приняли меры к получению градостроительного плана земельного участка, его отсутствие на момент рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось исключительно следствием необоснованного отказа ответчика в его выдаче по заявлению Щурова С.Д.
В пункте 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указанный перечень является полным и расширительному толкованию не подлежит.
Из заявления от 22.12.2008 N 168 следует, что застройщики приложили к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию градостроительное заключение о разрешенном использовании земельного участка от 15.09.2006, кадастровый план земельного участка от 14.02.2006 N 25/07-101, свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок серия 25-АБ NN078309, 078306, 078307, 078308, заключение государственной вневедомственной экспертизы проекта от 09.02.2007 N 13/07, разрешение на строительство от 14.02.2007 N26-7, акт приемки законченного строительством объекта от 15.09.2008 N3, свидетельство о соответствии построенного объекта капитального объекта требованиям технических регламентов, свидетельство о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства техническим условиям по электроснабжению, водоснабжению, канализации, телефонизации, схему расположения здания, схему сетей инженерно-технического обеспечения, схему организации земельного участка, заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и градостроительной документации Департамента градостроительства Приморского края от 11.12.2008 N 90/08.
По результатам рассмотрения заявления администрация Арсеньевского городского округа не указала на какие-либо несоответствия представленных документов требованиям законодательства.
С учетом изложенного, отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию третьей очереди строительства объекта, оформленный письмом от 27.12.2008 N 3028-23, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя Рябовой Е.А. как одного из застройщиков, поскольку создал препятствия в оформлении прав собственности на вновь возведенный объект.
Довод жалобы о том, что суд самостоятельно вышел за рамки предъявленных требований, признав незаконным отказ администрации в выдаче градостроительного плана, коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая положения названной нормы процессуального права, коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае суд первой инстанции лишь произвел оценку доказательств, представленных сторонами по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.
При этом согласно пункту 3 части 4 этой статьи в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующих органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, возложение судом на администрацию Арсеньевского городского округа обязанности по выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта соответствует пункту 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и направлено на восстановление нарушенного права заявителя по делу.
Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 марта 2009 г. по делу N А51-1588/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1588/2009
Истец: ИП Рябова Елена Александровна
Ответчик: Администрация Арсеньевского городского округа
Третье лицо: Щуров Сергей Дмитриевич, Карасев Алексей Юрьевич, Ворона Валерий Яковлевич