г. Владивосток |
Дело |
17 июля 2009 г. |
N А24-1021/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
на решение от 07.04.2009
судьи А.Н. Венина
по делу N А24-1021/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Промысловик"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2009 N 30-1-09/33 о назначении административного наказания.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промысловик" (далее - Общество, ООО "Промысловик") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - Управление, административный орган) от 03.03.2009 N 30-1-09/33 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Решением от 09.04.2009 Арбитражный суд Камчатского края требования Общества удовлетворил в полном объеме, признав незаконным и подлежащим отмене постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 03.03.2009 N 30-1-09/33.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.04.2009. Податель апелляционной жалобы просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новое решение, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление, ссылаясь на Федеральный закон о валютном регулировании N 173-ФЗ, Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П, указывает, что нарушение Обществом порядка оформления справки о подтверждающих документах (неверное указание суммы фактически оказанных услуг) повлекло за собой искажение отчетности, представляемой Уполномоченным банком органу валютного контроля - Центральному банку Российской Федерации.
Также Управление не согласно с выводом суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, так как действия Общества, по мнению Управления, противоречат требованиям действующего законодательства об обязании резидентов производить расчеты при осуществлении валютных операций с нерезидентами по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке паспорта сделки.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили. Через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда Управление представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом заявленное Управлением ходатайство удовлетворено. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Общество указывает, что Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, не урегулированы расчеты в наличной форме между резидентом и нерезидентом через кассу Заявителя. Таким образом, последний полагает, что порядок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в наличной форме через кассу Заявителя не установлен.
Кроме того, Общество также указало, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 14.04.2009 отменено постановление руководителя Управления от 03.03.2009 N 30-1-09/51, которым генеральному директору Общества Петрову Ю.С. было назначено административное наказание по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Заявитель считает, что указанный судебный акт имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Промысловик" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.06.2000 Администрацией Соболевского районного муниципального образования, о чем 05.09.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской обрасти и Корякскому автономному округу в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002. Основным видом деятельности Общества является организация комплексного туристического обслуживания.
07.04.2008 между Обществом (Партнер) и нерезидентом - фирмой "Salmon Fishing Clab" (Клиент) заключен контракт о совместной деятельности N 03/08, предметом которого указано проведение спортивной рыбалке на реке Колпакова.
Согласно Приложению N 2 к контракту, тур проводился с 04.07.2008 по 13.07.2008. Стоимость тура указана следующая: на 1 клиента - 1.160,00 евро, помощник руководителя - 580, 00 евро, всего стоимость тура составляет 9.860,00 евро.
Для выполнения обязательств по контракту от 07.04.2008 N 03/08, Общество оформило в акционерном Камчатском Коммерческом Агропромбанке "Камчаткомагропромбанк" (ОАО) паспорт сделки N 08060001/0545/0000/3/0.
По выставленному Обществом инвойсу от 19.05.2008 на сумму 9.860, 00 евр,о, нерезидент произвел оплату за тур путем перечисления на валютный счет Общества 20.06.2008 аванс в сумме 9.860 евро или 362.182 руб. 45 коп.
В связи с неприбытием одного из участников тура, Общество произвело перерасчет стоимости тура в соответствии с условиями Приложения N 3 к контракту.
Согласно расходному кассовому ордеру N 11 от 11.07.2008 Общество возвратило нерезиденту денежные средства в размере 44.813 руб. 65 коп. или 1.215, 69 евро наличными через кассу ООО "Промысловик".
12.07.2008 между Обществом и нерезидентом был подписан акт N 000005, о том, что туристические услуги выполнены полностью и в срок на сумму 9.860, 00 евро.
Согласно представленным Обществом документам (туристская путевка N 012840 серия 41 КК), ООО "Промысловик" оказало нерезиденту туристические услуги на сумму 8.644, 31 евро или 317.368 руб. 80 коп. Данное обстоятельство по существу Обществом не оспаривается.
Обществом в Уполномоченный банк были представлены следующие документы, подтверждающие факт оказания услуги: акт от 12.07.2008 на сумму 9.860, 00 руб., туристская путевка N 012840 серия 41 КК на сумму 317.368 руб. 80 коп.
04.02.2009 контролером-ревизором отдела валютного контроля Управления Лебедевой А.Л. в отношении Заявителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2009 N 30-1-09/33.
По результатам рассмотрения материалов административного дела руководителем Управления Горюновым С.Н. вынесено постановление от 03.03.2009 N 30-1-09/33 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40.000 руб.
И протокол об административном правонарушении от 16.02.2009 N 30-1-09/33 и постановление от 03.03.2009 N 30-1-09/33 вынесены в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Петрова Ю.С.
Несогласие с привлечением к административной ответственности послужило основанием для обращения ООО "Промысловик" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 03.03.2009 N 30-1-09/33 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Рассмотрев заявление ООО "Промысловик" по существу, Арбитражный суд Камчатского края в полном объеме удовлетворил заявленные Обществом требования, поскольку пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене полностью по следующим основаниям.
Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "Промысловик" состава административного правонарушения.
Так в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В силу пункта 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
Согласно п. 2.4. Положения N 258-П резидент предоставляет в банк ПС документы, указанные в п.2.2. Положения N 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В соответствии с п. 1.1 Положения N 258-П действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
Как установлено коллегией апелляционного суда, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается Обществом, справка о подтверждающих документах было представлена Обществом в Уполномоченный банк на сумму 9.860, 00 евро, в то время как Обществом нерезиденту оказаны услуги в рамках контракта от 07.04.2008 N 03/08 на сумму 8.644, 31 евро или 317.368 руб. 80 коп.
Следовательно, в настоящем споре Обществом при оказании услуг нерезиденту, осуществлена валютная операция на сумму 317.368 руб. 80 коп., подлежащая валютному контролю, и, следовательно, учету в целях валютного контроля посредством представления в Уполномоченный банк ПС документов, связанных с проведением валютной операции, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг нерезиденту одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Как следует из материалов дела, 16.07.2008 Общество в нарушение требований ст. 24 Закона о валютном регулировании и п.п. 2.2., 2.4. Положения N 258-П представило в Уполномоченный банк ПС справку о подтверждающих документах только на сумму 9.860, 00 евро, не отразив сумму возвращенную нерезиденту за не оказанные услуги в размере 44.813 руб. 65 коп. (со знаком "-"), с указанием кода валюты - 643, чем нарушило установленный порядок предоставления отчетности по валютным операциям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Положением N 258-П не установлен порядок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в наличной форме через кассу Заявителя, апелляционной коллегий отклоняется, как несоответствующий требованиям действующего законодательства об обязанности резидентов производить расчеты при осуществлении валютных операций с нерезидентами по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке паспорта сделки.
Обстоятельства нарушения Обществом порядка осуществления расчетов с нерезидентами (минуя банковский счет) образуют дополнительно самостоятельный состав правонарушения, однако этот факт не влияет на правомерность квалификации действий Общества по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в части неполного представления в банк ПС документов, связанных с проведением валютной операции.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что в действиях Общества имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Прекращение решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 14.04.2009 производства по административному делу в отношении генерального директора Общества Петрова Ю.С. в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поскольку указанным судебным актом не подтверждается тот факт, что в действиях ООО "Промысловик" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции действий лица и примененного им положения закона, на котором основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
Таким образом, довод Общества о том, что отсутствие в его действиях состава правонарушения подтвержден судебным актом суда общей юрисдикции, является несостоятельным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.04.2009 по настоящему делу подлежит отмене, апелляционная жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.04.2009 по делу N А24-1021/2009 отменить.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью ООО "Промысловик" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае N 30-1-09/33 от 03.03.2009.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1021/2009
Истец: ООО "Промысловик"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае