г.Владивосток |
Дело N А51-2170/2008 |
15 июля 2009 г. |
N 05АП-2090/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 09.07.2009. Полный текст постановления изготовлен 15.07.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей Н.А. Скрипки, И.Л. Яковенко
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Госпаревич
от ООО "Н-Лайн" - адвокат Еращенко М.Л. (уд.N 265 от 10.12.2002, дов. от 07.07.2009), Гайдамакин С.А. (паспорт 0508 N 581668, дов. от 10.03.2009);
от Департамента финансов Администрации Приморского края - Гатиатулина Н.В. (уд.N 2851 сроком до 31.12.2010, дов.N 24-01-02 от 05.02.2008);
от Министерства финансов РФ - Каргополова Е.А. (уд.25N 0303 от 01.09.2008, дов. N 20-11-30/24 от 22.01.2009).
от Администрации Находкинского городского округа - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Администрации Приморского края
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 31.03.2009 по делу N А51-2170/2008 судьи А.А. Хижинского
по иску общества с ограниченной ответственностью "Н-Лайн"
к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Администрация Находкинского городского округа
о взыскании 1 894 640 руб. 05 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Н-Лайн" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1 894 640 руб. 50 коп. убытков, причиненных в результате неисполнения ответчиком обязанности по компенсации расходов по перевозке льготных категорий пассажиров, относящихся к краевому регистру, в автобусах городского сообщения в период с февраля по июль 2005 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Находкинского городского округа.
Решением суда от 31.03.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края. В иске к остальным ответчикам отказано.
Обжалуя решение суда, Департамент финансов Приморского края просит его отменить как незаконное, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента финансов администрации Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представители истца и Управления Федерального казначейства по Приморскому краю по апелляционной жалобе возразили, указали на законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда.
Администрация Находкинского городского округа, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечила.
Данное обстоятельство в силу пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 17.12.2004 между ООО "Н-Лайн" (Исполнитель) и Администрацией Находки (Заказчик) заключен договор N 2 на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования г.Находка.
В силу статьи 1 договора заказчик доверяет, а исполнитель берет на себя обязательства осуществлять услуги по перевозке пассажиров согласно приложению N 1 к данному договору в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами в области пассажирских перевозок, безопасности дорожного движения и защиты прав потребителей.
Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержи населению Приморского края" дополнительно с 1 февраля 2005 года до принятия соответствующего закона Приморского края установлена льгота по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (кроме железнодорожного транспорта) в размере не менее 50 % от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (пункт 3 Постановления).
Этим же Постановлением утвержден Порядок предоставления средств муниципальным образованиям и транспортным организациям края на обеспечение равной доступности транспортных услуг (далее Порядок), который действовал в спорный период и утратил силу на основании постановления Администрации Приморского края от 16.05.2008 N 109-па.
В соответствии с пунктом 3 Порядка муниципальные образования края, заключая договоры с транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования (кроме такси), устанавливают порядок возмещения расходов организаций, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный и краевой регистр и средства, полученные из краевого бюджета, распределяются между транспортными организациями пропорционально пассажиропотоку.
Постановлением главы г.Находки от 16.03.2005 N 496 утвержден Порядок возмещения расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки.
Как следует из пункта 1 Порядка, указанное возмещение осуществляется в пределах средств субвенций, поступающих из краевого бюджета, и за счет средств, выделенных из федерального бюджета на обеспечение транспортных услуг федеральным льготникам.
Суммы субвенций перечисляются на счета администрации Находкинского городского округа по соответствующим кодам бюджетной классификации, указанным в пункте 2 Порядка.
Перечисление средств транспортным предприятиям за перевозку льготным категорий граждан осуществляет отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации г. Находки на основании заключенных договоров, в соответствии с объемами перевозок, осуществляемыми каждым предприятием и в пределах средств субвенций, поступивших из краевого бюджета в течение 3 дней после поступления целевых средств (пункт 4 Порядка).
Распоряжением администрации Приморского края от 18.02.2005 N 82-ра "О распределении средств федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке граждан" муниципальному образованию Находкинский городской округ (г. Находка) распределены средства, поступившие в краевой бюджет из федерального бюджета на возмещение в первом квартале 2005 года расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в сумме 853,0 тыс. руб.
Указанные денежные средства перечислены ФГУ Приморское казначейство на банковский счет ФГУ Приморского казначейства по МО г.Находка платежным поручением N 337 от 24.02.2005.
Распоряжением главы г.Находки от 17.03.2005 N 113-р указанные денежные средства предписано перечислить на возмещение расходов автотранспортным организациям, осуществляющим городские и пригородные перевозки согласно перечню.
Как следует из перечня автотранспортных организаций для распределения средств федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (приложение к распоряжению N 113-р), ООО "Н-Лайн" подлежит выплата в сумме 524,0 тыс. руб.
Распоряжением Администрации Приморского края от 29.04.2005 N 225-ра "Об уточнении сводной бюджетной росписи краевого бюджета на 2005 год" муниципальному образованию Находкинский городской округ (г.Находка) распределены средства, поступившие в краевой бюджет из федерального бюджета на возмещение во втором квартале 2005 года расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в сумме 980 208 тыс. руб.
Указанные денежные средства перечислены ФГУ Приморское казначейство на банковский счет ФГУ Приморского казначейства по МО г. Находка платежным поручением N 110 от 23.06.2005 (т.1 л.д. 104).
Распоряжением главы г.Находки от 28.06.2005 N 333-р указанные денежные средства предписано перечислить на возмещение расходов автотранспортным организациям, осуществляющим городские и пригородные перевозки согласно приложению.
Приложением к указанному распоряжению определена сумма, подлежащая оплате истцу, в сумме 601 840 руб.
Таким образом, общая сумма, перечисленная муниципальному образованию Находкинский городской округ за счет средств федерального бюджета, в период с февраля по июль 2005 года составила 1 833 208 руб.
Как следует из сведений финансового управления администрации Находкинского городского округа (т. 1 л.д. 11-12), в 2005 году истцу перечислено 1 125,8 тыс. рублей в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте на городских и пригородных маршрутах в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет федерального бюджета.
Факт перечисления истцу 1 125 840 руб. по указанным основаниям подтверждается платежными поручениями N 870 от 25.03.2005 и N 151 от 30.06.2005.
Однако, за период с февраля по июль 2005 года истцом фактически понесены убытки, связанные с предоставлением вышеуказанных льгот, на общую сумму 3 020 480 руб. 50 коп., из которых 1 651 200 руб. составили убытки от реализации социальных месячных проездных билетов, а 1 369 280 руб. 50 коп. - убытки от льготного проезда граждан с 50% скидкой.
Неисполнение Департаментом финансов Приморского края обязанности по компенсации истцу затрат в размере 1 894 640 руб. 50 коп., определяемых как разница между суммой понесенных убытков в размере 3 020 480 руб. 50 коп. и суммой оплаченных из федерального бюджета 1 125 840 руб., послужило основанием обращения ООО "Н-Лайн" в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Факт реализации билетов по льготной цене и размер убытков истца за период с февраля по июль 2005 года подтверждаются представленными в материалы дела накладными на отпуск товара на сторону, отчетами по билетной кассе, журналами проводок, оформленными согласно порядку учета проезда льготных категорий граждан, установленного приказом руководителя ООО "Н-Лайн" N 3 от 14.02.2005; суточными отчетами, билетно-учетными листами; отчетами об объемах транспортной работы по перевозкам граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки на автомобильном транспорте общего пользования в муниципальном образовании г. Находка.
Справкой от 24.03.2008 отдел транспорта и связи Администрации г.Находки подтвердил сумму причиненных истцу убытков, полученных от предоставления льготного проезда граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки на автомобильном транспорте общего пользования г.Находка, составляющую 1894640 руб., из которых 1 651 200 руб. убытков от реализации социальных месячных проездных билетов и 1 369 280 руб. 50 коп. - убытков от льготного проезда граждан с 50% скидкой.
Из справки от 13.02.2009, выданной отделом транспорта и связи администрации г. Находки, следует, что в период с марта по июнь 2005 года истцом реализовано 11 398 штук социальных месячных проездных билетов, из которых 2261 (22%) - гражданам, относящимся к федеральному регистру, а 8937 (78%) - к краевому.
Справками отдела ЦУПП Администрации Находкинского городского округа подтверждена реализация истцом социальных льготных проездных билетов льготным категориям граждан, относящихся как к федеральному (т.2 л.д. 72), так и к краевому регистру.
Произведенное на основании данных документов возмещение части понесенных истцом расходов в сумме I 125 840 руб. также подтверждает достоверность сведений истца об объемах перевозки в спорный период лиц, обладающих льготами, и понесенных в связи с этим затратах.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представленные ООО "Н-Лайн" в обоснование исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они подтверждают факт понесенных истцом убытков в сумме 3 020 480 руб. 50 коп. и частичное погашение указанной суммы в размере 1 125 840 руб. за счет средств федерального бюджета.
Как следует из справки отдела социальной защиты населения по Находкинскому городскому округу от 12.12.2008, в январе 2005 г. по данным федерального регистра льготников значилось 10 282 человека, по данным краевого регистра - 13 276 человек. В январе 2006 года численность льготников составляла соответственно 10 271 человек и 13490 человек.
По сведениям федерального регистра общее число включенных в указанный регистр граждан составляет по г.Находке 9 314 человек по состоянию на 01.01.2006.
По сведениям краевого регистра по г. Находке по состоянию на 01.01.2006 численность лиц, имеющих право на получение ЕДВ из средств краевого бюджета, в январе 2006 года составила 12 999 человек.
Отчетом N 09/01-55, составленным ООО "Городской центр оценки" 26.01.2009, определена сумма убытков, понесенных ООО "Н-Лайн" в результате перевозки граждан, включенных в федеральный и краевой регистры, составившая по федеральному регистру 594 759,08 руб., по краевому регистру - 774 521,42 руб. Данный расчет произведен в среднегодовом процентном соотношении как 43,435883% по федеральному регистру и 56,564117% по краевому регистру исходя из численности включенных в указанные регистры льготных категорий граждан по состоянию на январь 2005 года и январь 2006 года.
Истцом также произведен расчет убытков исходя из процентного соотношения по категориям льготных пассажиров.
Исходя из данных федерального регистра по расчету истца, количество льготных пассажиров составляет 43,43%; по данным ответчиков, основанным на сведениях регистра - 41,47%. По краевому регистру количество льготных пассажиров по данным истца составляет 56,56%, по данным ответчиков - 58,2575%.
Таким образом, убытки, понесенные истцом от перевозки льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, составляют 723 064 рубля, от перевозки граждан, включенных в краевой регистр - 2 297 416 руб. 50 коп.
В связи с тем, что за счет средств федерального бюджета истцу выплачено 1 125 840 рублей, убытки от перевозки лиц, включенных в федеральный регистр, возмещены в полном объеме.
Доказательств, опровергающих расчет истца в части объема оказанных услуг и суммах произведенных им расходов, ответчиками не представлено, уже произведенное по указанному расчету частичное возмещение убытков истцу средствами, поступившими из федерального бюджета в бюджет Приморского края, и выделенными Находкинскому городскому округу ответчиками подтверждено и не оспорено. Понесенные истцом расходы в размере заявленных исковых требований не возмещены.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункт 19) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Статьей 43 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" утверждено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 38 417 194,1 тыс. рублей. Распределение дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 13 639 111,2 тыс. рублей утверждается Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 28.01.2005 N 80-р утверждено распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, предусмотренных указанной статьей ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", в сумме 2 128 637,4 тыс. рублей, направляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление расходов бюджетов субъектов РФ по обеспечению равной доступности транспортных средств на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указанным распоряжением Приморскому краю распределена дотация на поддержку мер сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 21 086,1 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства РФ от 06.04.2005 N 360-р во втором квартале 2005 года предоставлены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, предусмотренных статьей 43 ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", в сумме 2 177 770 тыс. рублей, направляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление расходов бюджетов субъектов РФ по обеспечению равной доступности транспортных средств на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приморскому краю распределена дотация на поддержку мер сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 21 086,1 тыс. руб.
Таким образом, в рассматриваемый период с февраля по июль 2005 года (1 и 2 кварталы) Приморскому краю из федерального бюджета выделены дотации в сумме 42 172,2 тыс. руб.
В соответствии с пояснительной запиской к отчету о фактически произведенных расходах по осуществлению мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 года за 2005 год из средств, полученных из федерального бюджета в сумме 84743.9 руб., направлено муниципальным образованиям 66596, 6 тыс. руб. на возмещение расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования, и на возмещение расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на внутрикраевых маршрутах - 18147,3 тыс. руб.
Расходование указанных средств, поступивших в 2005 году из федерального бюджета, подтверждено представителем Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Департамента финансов Приморского края подтвердил, что все предоставленные муниципальным образованиям средства в размере 66596, 6 тыс. руб. на возмещение расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования - это средства поступившие из федерального бюджета на обеспечение равной доступности транспортных средств на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, собственные средства краевого бюджета на указанные цели муниципальным образованиям в 2005 году не выделялись.
Пунктом 4 статьи 22 Закона Приморского края от 29.12.2004 "О краевом бюджете на 2005 год" предусмотрены средства на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в сумме 108 343,9 тыс. рублей, в том числе в составе расходов краевого бюджета - в сумме 41747,28 тыс. руб.; предусмотрена передача дотаций бюджетам муниципальных образований Приморского края в сумме 66596,62 тыс. руб.
Как следует из отчета об исполнении средств дотаций на осуществление расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории Приморского края (приложение N 19 к Закону Приморского края от 14.09.2006 N 393-К3 "Об исполнении краевого бюджета за 2005 год") Находкинскому городскому округу на весь 2005 год выделено 3825,60 тыс. руб., которые исполнены в полном объеме. Данное обстоятельство подтверждается отчетом финансового отдела Находкинского городского округа о фактически произведенных расходах по осуществлению мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории субъекта РФ за 2005 год.
Из материалов дела следует, что взыскиваемая денежная сумма представляет собой убытки истца, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте на городских и пригородных маршрутах в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, предоставляющими соответствующие льготы.
Указанные законы устанавливают меры социальной поддержки инвалидов и иных льготных категорий граждан, расходы на осуществление которых относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Поскольку решение вопросов по предоставлению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), финансирование указанных льгот не может относиться к расходным обязательствам субъекта РФ.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, объем переданных в виде дотаций из федерального бюджета в краевой бюджет средств в полном объеме покрыл расходы ООО "Н-Лайн" по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Поскольку право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере, обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт исполнения обязательств перед истцом за счет федерального бюджета в сумме 1 125 840 руб., то есть в пределах выделенных в спорный период дотаций.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оснований для взыскания убытков за счет федерального бюджета не имеется.
При этом требования о взыскании расходов на перевозку граждан, включенных в краевой регистр, подлежат удовлетворению за счет казны Приморского края.
Так, пунктом 4 статьи 22 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 200 "О краевом бюджете на 2005 год" на 2005 год были предусмотрены средства в сумме 108 343,9 тыс. руб. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе, в составе расходов краевого бюджета - в сумме 41 747,28 тыс. руб.
Между тем, доказательств фактического расходования собственных средств краевого бюджета на указанные цели Департаментом финансов Приморского края не представлено. В спорный период с февраля по июль 2005 года Находкинскому муниципальному образованию на данные цели из краевого бюджета денежные средства (за исключением дотации из федерального бюджета в сумме 1 833,208 тыс. руб.) не выделялись.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, полно и всестороннее исследовал существенные обстоятельства дела. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку. Новых документально и нормативно обоснованных аргументов, влекущих отмену судебного акта, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 265-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.03.2009 по делу N А51-2170/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2170/2008
Истец: ООО "Н-Лайн"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Администрации Приморского края
Третье лицо: Администрация Находкинского городского округа