г. Владивосток |
Дело |
16 июля 2009 г. |
N А24-1962/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.С. Чижикова
судей: Л.Ю. Ротко, Н.А. Скрипка
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 24.03.09
судьи Алексеевой Ж.П.
по делу N А24-1962/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Департаменту экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа
третьи лица: МУ "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г.Петропавловска-Камчатского", Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа
о взыскании 19 915 855 руб. 12 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с исковым заявлением о взыскании с Петропавловск- Камчатского городского округа в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке субсидиарной ответственности задолженности муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" в размере 25 128 957,18 рублей.
Определением от 09 февраля 2009 года суд: принял уменьшение истцом исковых требований до 19 915 588,12 рублей; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением суда от 24.03.2009 с Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" взыскано 19 915 588 рублей 12 копеек в порядке субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска- Камчатского".
Не согласившись с решением суда, Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы указал, что не является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска- Камчатского" по ведомственной принадлежности для основного должника.
Истец в письменном отзыве на жалобу с ее доводами не согласился, указав, что главный распорядитель бюджетных средств на 2009 год не установлен, однако данный факт не может являться препятствием для привлечения должника к субсидиарной ответственности. Решение просит оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие сторон по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 20.05.2005 года по делу N А24-3938/01-16, с МУ "ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взыскано 25 128 957,18 задолженности по договору N 77 от 01.02.1999г.
Постановлением кассационной инстанции от 04.10.2005г. названное решение
оставлено без изменения.
Во исполнение принятого судебного акта взыскателю (ОАО "Камчатскэнерго") 30.06.2005г. выдан исполнительный лист, который впоследствии предъявлен Обществом для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
01.11.2005г. указанный исполнительный лист возвращен ОАО "Камчатскэнерго" без исполнения на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ввиду отсутствия у должника счетов в кредитных организациях, а также денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, либо имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно и на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, истец направил исполнительный лист N А24-3938/01-16 в Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.
Уведомлением от 03.08.2006г. N 38-02-06/1299 Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области сообщило ОАО "Камчатскэнерго" о неисполнении должником
требований исполнительного документа, а также о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета - Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении которого находится должник.
19.02.2007г. уведомлением N 38-02-06/387 исполнительный лист N А24- 3938/01-16 от 20.05.2005г. возвращен взыскателю.
В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекции службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" г. Петропавловск-Камчатский.
МУ "ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" создано администрацией г.Петропавловска-Камчатского. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Уставом МУ "ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией, содержится за счет городского бюджета по смете расходов. Предметом деятельности ответчика является оперативное управление муниципальным жилищным фондом с целью создания условий предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
При недостаточности у учреждения средств субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник его имущества (п.1.5. Устава).
Согласно п.3.1. Устава имущества учреждения формируется из муниципального имущества, имущества, приобретенного за счет средств городского бюджета и за счет доходов от разрешенных учредителем видов предпринимательской деятельности. Учредитель обеспечивает учреждение необходимыми техническими средствами, предоставляет помещение и финансирует их содержание.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил лицо, которое должно нести субсидиарную ответственность - собственник имущества должника - Петропавловск-Камчатский городской округ.
Также судом правильно указано, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должен выступать главный распорядитель бюджетных средств - Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловска-Камчатского городского округа, поскольку последний является финансовым органом администрации и доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, отсутствие информации о том, кто является главным распределителем средств бюджета Петропавловск-Камчатского ГО не может являться препятствием для привлечения надлежащего лица к субсидиарной ответственности.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не является главным распределителем средств бюджета оценивались судом первой инстанции и правомерно им отклонены.
Установив, что взысканная по решению суда от 20.05.2005 года по
делу N А24-3938/01-16 сумма 25 128 957,18 руб. погашена МУ "ДСЗ по ЖКХ г.
Петропавловска-Камчатского" на 5 213 369,06 рублей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, взыскав в субсидиарном порядке оставшуюся часть долга с Петропавловск-Камчатского городского округа как собственника имущества Муниципального учреждения "Дирекции службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" г. Петропавловск-Камчатский.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Заявителем жалобы к апелляционной жалобе приложена заявка на кассовый расход N 258 от 03.04.2009. Однако платежного документа о перечислении 1 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе Департаментом в бюджет не представлено, в связи с чем судом апелляционной инстанции не может быть рассмотрен вопрос об ее возврате.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Камчатского края от 24.03.2009г. по делу N А24-1962/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1962/2008
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Петропавловск-Камчатский городской округ, Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: МУ "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г.Петропавловска-Камчатского", Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5221/2009
16.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1974/2009
08.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5440/2008