г. Владивосток |
Дело |
17 июля 2009 г. |
N А51-5483/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.07.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: О.Ю. Еремеевой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания
при участии:
от ООО "Миляна": представитель Муравицкая Е.В. по доверенности от 20.05.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года
от ИФНС России по г.Находка: заместитель начальника юридического отдела Тян Н.Л. по доверенности N 245 от 21.08.2008 года сроком действия 1 год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой служба по г. Находке на решение от 26.05.2009 судьи Л.А. Куделинской по делу N А51-5483/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Миляна" к Инспекции ФНС России по г. Находке об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Миляна" (далее по тексту -общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2009 N 199 по делу об административном правонарушении, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, налоговая служба).
Решением суда от 26.05.2009 заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что налоговый орган не доказал факт совершения обществом административного правонарушения.
Обжалуя решение суда, инспекция просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Миляна" в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы инспекции не согласен в полном объеме, считает решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом обстоятельств дела, просит оставить апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Миляна" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края 07.02.2006, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002831690.
04.03.2009 на основании поручения N 253 сотрудниками инспекции проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота и реализации алкогольной продукции в магазине "Продукты", принадлежащем ООО "Миляна" и расположенном по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Черняховского, 1, в ходе которой установлен факт отсутствия лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции и Правил продажи отдельных видов товаров в уголке покупателя, что является нарушением пунктов 9, 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров). В ходе проверки применялась фотосъемка.
Факт нарушения зафиксирован в акте проверки N 066 от 04.03.2009, копия которого была получена продавцом магазина Чамжайкиной Ю.А. для дальнейшей передачи руководителю ООО "Миляна". По тексту акта имеется отметка о приглашении представителя общества 05 марта 2009 года с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в налоговый орган.
05 марта 2009 налоговой службой в присутствии законного представителя ООО "Миляна" был составлен протокол об административном правонарушении N 066а (далее по тексту - административный протокол), согласно тексту которого установлен факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. По тексту протокола имеется отметка о приглашении представителя общества 19 марта 2009 года в 14 часов 00 минут на административную комиссию.
19 марта 2009 налоговый орган, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Миляна", вынес постановление N 199 о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30.000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не указанных в частях первой и второй названной статьи Кодекса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукции регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров.
Согласно пункту 9 Правил продажи отдельных видов товаров продавец в наглядной и доступной форме доводит настоящие Правила до сведения покупателей.
Пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об
органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных и доступных для ознакомления покупателя местах.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исследовав материалы дела, коллегия приходит к выводу, что налоговым органом при решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности нарушены процессуальные требования, предъявляемые КоАП РФ к процедуре рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, выразившиеся в следующем.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно пункту 1 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (пункт 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (пункты 3, 5 статьи 27.8 КоАП РФ).
Основными документами, в которых изначально зафиксировано событие установленного инспекцией и вмененного обществу правонарушения, являются акт проверки от 04.03.2009 N 066 и административный протокол.
Между тем, с учетом вышеизложенного, указанные акт проверки от 04.03.2009 N 066 и административный протокол не могут быть приняты и расценены судом в качестве протокола осмотра принадлежащих Обществу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, составление которого предусмотрено статьей 27.8 КоАП РФ. В материалах дела отсутствует акт осмотра помещений магазина ООО "Миляна", который является доказательством, подтверждающим факт отсутствия лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции и Правил продажи отдельных видов товаров в магазине общества. В акте проверки от 04.03.2009 N 066 и в административном протоколе отсутствует информация о проведении осмотра помещения магазина общества сотрудниками инспекции и применения фотосъемки в присутствии двух понятых. Не представлено доказательств обратного и соблюдения налоговым органом при проведении проверки требований статей 25.7, 27.8 КоАП РФ и при рассмотрении дела в суде.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установленные выше нарушения, допущенные налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении, являются существенными, и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
На основании изложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что административным органом не доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а довод заявителя жалобы - необоснованным.
При таких обстоятельствах, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 26.05.2009 по делу N А51-5483/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5483/2009
Истец: ООО "Миляна"
Ответчик: ИФНС России по г.Находка
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2703/2009