г. Владивосток |
Дело |
13 августа 2009 г. |
N А51-3925/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от ИП Дасик Сергей Владимирович: не явились
от МИФНС России N 4 по Приморскому краю: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 4 по Приморскому краю
на решение от 29 апреля 2009 года
судьи Борисова Д.В.
по делу N А51-3925/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Дасик Сергея Владимировича
к МИФНС России N 4 по Приморскому краю
о признании незаконным и об отмене Постановления N 04-06/1-66 от 16.03.2009 по административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дасик Сергей Владимирович (далее "предприниматель") обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления N 04- 06/1-66 от 16.03.2009 по делу об административном правонарушении, вынесенного МИФНС РФ N 4 по Приморскому краю (далее "инспекция, налоговый орган").
Решением Арбитражного суда Приморского края требования предпринимателя удовлетворены, признано незаконным и отменено Постановление N 04-06/1-66 от 16.03.2009 "О назначении административного наказания".
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов по апелляционной жалобе, Инспекция указала, что действовала в рамках полномочий, представленных налоговому органу действующим законодательством, а так же без нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности. События административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, в действиях ИП Дасика С.В. и его совершение установлены материалами дела об административном правонарушении.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны явку представителя в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании поручения от 10.03.2009 N 43р сотрудники налогового органа провели проверку соблюдения предпринимателем требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.
10.03.2009 в 10 часов 45 минут в ходе проведения проверки в принадлежащем предпринимателю автомобиле - микроавтобусе марки Nissan Caravan, государственный номер К 238 АВ, налоговый орган установил нарушение статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее "Закон N 54-ФЗ"), при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме легкового такси по маршруту: остановка "Рынок" - остановка "Интернат" - ул. Ленинская, 10 предприниматель Дасик С.В. за перевозку пассажира Жигарева А.О. получил 110 руб., при этом в момент оплаты чек не выдал, ввиду отсутствия в машине ККТ.
Пассажиру были выданы билеты серии ТО, N 0001073, с номера N 0001081 по номер N 0001090 включительно, всего в количестве 11 штук., из расчета 10 руб. за билет.
Факт установленного нарушения проверяющие зафиксировали в акте проверки от 10.03.2009 N 007548, который был подписан предпринимателем Дасик С.В.
При этом судом установлено, что акт проверки имеет указание на то, что 11.03.2009г. предприниматель приглашался в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении.
11.03.2009г. налоговым органом в присутствие предпринимателя был составлен протокол по делу об административном правонарушении N 007548ккт, который был вручен предпринимателю лично, что подтверждается его подписью в протоколе. Указанным протоколом предприниматель также приглашался на административную комиссию 16.03.2009г.
В связи с неявкой предпринимателя, извещенного надлежащим образом, налоговым органом 16.03.2009г. было вынесено Постановление N 04-06/1- 66, согласно которому на предпринимателя было наложено административное наказание, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее "КоАП РФ") за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ, в виде штрафа в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 16.03.2009 N 04-06/1-66, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 31 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключённого в устной форме фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
В соответствии с п. 5 названной статьи фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчётности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
Исходя из положений Закона N 259-ФЗ, суд полагает, что поскольку предприниматель осуществляет перевозку пассажиров транспортным средством, являясь фрахтовщиком, у него возникает обязанность выдать квитанцию или кассовый чек фрахтователю (пассажиру).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при привлечении лица к административной ответственности за неприменение ККМ подлежит установлению и доказыванию, как сам факт правонарушения, так и вина соответствующего лица. При этом применительно к рассматриваемым отношениям ответственность общества наступает лишь в случае установления его вины в совершении правонарушения, в том числе, если им не обеспечено выполнение правил применения ККМ физическим лицом (конкретным работником), действующим от имени общества при расчетах с покупателями.
Как видно из материалов дела, при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме легкового такси по маршруту: остановка "Рынок" - остановка "Интернат" - ул. Ленинская, 10 предприниматель Дасик С.В. за перевозку пассажира Жихарева А.О. получил 110 руб., при этом в момент оплаты выдал пассажиру билеты серии ТО, N 0001073, с номера N 0001081 по номер N 0001090 включительно, всего в количестве 11 штук., из расчета 10 руб. за билет.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен, в связи с чем суд первой инстанция пришел к правомерному выводу о том, что Инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем, проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что проведение Инспекцией проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения.
Иных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, Инспекция в суд не представила.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности административным органом события административного правонарушения и правомерно удовлетворил заявленное требование, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление Инспекции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29 апреля 2009 года по делу N А51-3925/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3925/2009
Истец: ИП Дасик Сергей Владимирович
Ответчик: МИФНС России N 4 по Приморскому краю