г. Владивосток |
Дело |
24 августа 2009 г. |
N А51-4170/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от МУП "Южно-Курильский Докер": адвокат Заречнев А.М. по доверенности от 11.08.2009 со специальными полномочиями сроком на 2 месяца, удостоверение N 290 от 10.12.2002;
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение от 01.06.2009
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-4170/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Южно-Курильский Докер"
к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконными действий по отказу в выдаче лицензии на осуществление перевозок морским транспортом.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Южно-Курильский Докер" (далее по тексту - заявитель, МУП "Южно-Курильский Докер", Предприятие, соискатель лицензии) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление, ДВУ Госморнадзор) по отказу в выдаче лицензии на осуществление перевозок морским транспортом.
Решением от 01.06.2009 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявленные Предприятием требования в полном объеме, признав незаконными действия Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по отказу Муниципальному унитарному предприятию "Южно-Курильский Докер" в выдаче лицензии на осуществление перевозок пассажиров морским транспортом, выраженному в Уведомлении об отказе в предоставлении лицензии N 1405 от 25.12.2008, как не соответствующие Федеральному закону N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлению Правительства РФ N 490 от 13.08.2006 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", и обязав Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдать Муниципальному унитарному предприятию "Южно-Курильский Докер" лицензию на право осуществления перевозки пассажиров морским транспортом по представленным документам.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ДВУ Госморнадзор обратился в суд с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда от 01.06.2009. Податель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального, процессуального права и подлежит отмене.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ДВУ Госморнадзор, ссылаясь на п.п. 4 п.1 ст. 25, ст. 179 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, ст. 426, ст. 726 Гражданского кодекса Российской Федерации, анализ деятельности Предприятия за 2008 год, указывает, что плашкоуты "Дружба" и "Надежда" используются в режиме пассажирских и фактически являются пассажирскими (грузопассажирскими), следовательно, должны иметь пассажирские свидетельства.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания заявитель апелляционной жалобы явку своего представителя в суд не обеспечил. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель МУП "Южно-Курильский Докер" в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
МУП "Южно-Курильский Докер" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании путём реорганизации 03.04.1998 Мэром Южно-Курильского района, о чём Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Южно-Курильскому району Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц 12.11.2002 внесена запись за номером 1026501202386.
Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат суда - самоходные плашкоуты "Надежда" (год постройки 1997, Япония) и "Дружба" (год постройки 2001, Япония), порт приписки Невельск, которые используются для перевозки пассажиров и грузов по маршруту "Южно-Курильск - Малокурильск - Южно-Курильск" и на внутреннем рейде п/п Южно-Курильск при подходе т/х "Игорь Фархутдинов" для выгрузки и перевозки на берег пассажиров и грузов.
11.09.2008 Предприятие обратилось в ДВУ Госморнадзора с заявлением по установленной форме о предоставлении лицензии на вид деятельности - перевозки морским транспортом пассажиров внутри Сахалинской области двумя названными судами. К заявлению был приложен пакет документов (согласно описи от 06.10.2008), рассмотрев который Управление запросило у соискателя лицензии дополнительные документы согласно Уведомлению от 13.10.2008 N 1051. В числе прочих документов были запрошены пассажирские свидетельства.
17.10.2008 Предприятие обратилось в Сахалинское отделение Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства (далее - "РМРС") с запросом о выдаче пассажирских свидетельств на плашкоуты "Надежда" и "Дружба".
21.10.2008 письмом N 172-С-1644 со ссылкой на правило 2f Международной конвенции СОЛАС-74 с Поправками РМРС отказал в выдаче названных документов, указав, что пассажирские свидетельства выдаются только на пассажирские суда, а суда заявителя не являются пассажирскими судами, и пассажирские свидетельства для них не требуются.
06.11.2008 Предприятие представило в Управление Госморнадзора дополнительные запрошенные документы, в том числе и письмо Сахалинского отделения Дальневосточного филиала РМРС.
Актом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий N 95/08-ДВУ (Л) от 18.11.2008 Управление зафиксировало, что заявителем не представлены: удостоверение об аттестации должностного лица Предприятия, ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды; план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; пассажирские свидетельства.
Согласно описи от 08.12.2008 соискатель лицензии представил все недостающие документы, кроме пассажирских свидетельств.
По результатам рассмотрения представленных документов Актом от 18.12.2008 N 120/08-ДВУ (Л) Управление по причине отсутствия на судах, используемых для перевозки пассажиров, пассажирских свидетельств приняло решение об отказе в предоставлении лицензии по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, установленным п. 4 "з" Положения о лицензировании, о чём сообщило Предприятию Уведомлением об отказе в предоставлении лицензии от 25.12.2008 N 1405.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление МУП "Южно-Курильский Докер" по существу, признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений подпункта 56 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки морским транспортом пассажиров подлежат лицензированию.
Статья 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1).
Согласно пункту 6 "д" Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в том числе перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров, с приложением копий следующих судовых документов: свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о годности к плаванию; классификационное и пассажирское свидетельства; правоустанавливающий документ, на основании которого используется судно; в случае если соискатель лицензии не является собственником судна.
Статья 25 (пп. 4 п. 1) Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в числе основных судовых документов, которые судно должно иметь, перечисляет пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).
Как предусмотрено пунктами 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Коллегия апелляционного суда полагает несостоятельными и не подтвержденными документально доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что плашкоуты "Дружба" и "Надежда" используются Предприятием в режиме пассажирских и фактически являются пассажирскими (грузопассажирскими), следовательно, должны иметь пассажирские свидетельства.
Как верно указал суд первой инстанции, пассажирское свидетельство является специальным документом, удостоверяющим, что судно отвечает требованиям, установленным Конвенцией СОЛАС-74 и правилам органов технического надзора за судами, предъявляемым к пассажирским судам. Оно выдаётся судам, перевозящим более 12 пассажиров, при условии наличия на судне непросроченного Свидетельства о годности к плаванию, выдаваемого на срок и по форме, которые установлены правилами органов технического надзора.
Правило 2f части А Главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОLАS-74) предусматривает, что пассажирское судно - это судно, перевозящее более 12 пассажиров.
Правило 2g той же части Конвенции предусматривает, что судно, не являющее пассажирским, признаётся грузовым судном.
Материалами дела подтверждается, что согласно свидетельствам о годности к плаванию N 07.06625.172 от 27.12.2007 сроком до 27.12.2012 (СП "Надежда") и N 07.06618.172 от 01.10.2007 сроком до 27.08.2012 (СП "Дружба") суда относятся к типу судов "генгруз/плашкоут", число людей на борту плашкоутов не может превышать 20 человек. Те же тип судов и максимальное количество людей на борту указаны в классификационных свидетельствах и в свидетельствах на оборудование и снабжение.
Разрешениями Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 17.03.2008 на эксплуатацию судна, приведённого в соответствие с требованиями техники безопасности по охране труда, разрешена эксплуатация судов в режиме транспортировки грузов и пассажиров.
Дополнением N 772 от 04.09.2007 к Судовому санитарному свидетельству на право плавания серии 000038 N 38-07С-Б от 04.09.2007 Территориальный отдел Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах разрешил перевозку на СП "Дружба" пассажиров в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами, в количестве 12 человек.
Дополнением N 84 от 14.04.2009 к Судовому санитарному свидетельству на право плавания серии 00000401 N 38 07II от 17.08.2007 Территориальный отдел Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах на основании Акта санитарного обследования от 13.04.2009 разрешил перевозку на СП "Надежда" пассажиров в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами, также в количестве 12 человек. При этом, из Пояснительной записки к Проекту дооборудования судна СП "Надежда" от 10.12.2007 следует, что после дооборудования при экипаже 6 человек сохраняется назначение судна (перевозка грузов на палубе, обслуживание судов на рейде) и судно получает дополнительное назначение - перевозка до 12 пассажиров.
Таким образом, плашкоуты "Надежда" и "Дружба" при минимальном безопасном составе экипажа, соответственно, 5 и 6 человек и при максимальном количестве людей на борту 20 человек предназначены и оборудованы не только для перевозки грузов, но и для перевозки пассажиров до 12 человек в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, суда заявителя - плашкоуты "Надежда" и "Дружба", количество перевозимых пассажиров на которых не превышает 12 человек, - в смысле, придаваемом Конвенцией СОЛАС-74, являются грузовыми судами, на которые не могут быть выданы пассажирские свидетельства.
Отсутствие лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом создаёт МУП "Южно-Курильский Докер" препятствия в осуществлении его предпринимательской деятельности и нарушает его права и интересы, поскольку за безлицензионное осуществление деятельности Предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40.000 руб., при этом оно является муниципальным и осуществляет деятельность на основании тарифов, установленных Администрацией Сахалинской области, что следует из решения Арбитражного суда Сахалинской области от 27.10.2008 по делу N А59-3703/08-С15.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2009 по делу N А51-4170/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4170/2009
Истец: МУП "Южно-Курильский Докер"
Ответчик: ДВУ Госморнадзора
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-266/10
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-266/10
20.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-266/10
23.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5909/2009
23.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6248/2009
24.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3191/2009