г. Владивосток |
Дело |
25 августа 2009 г. |
N А51-5197/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ООО "Алмаз": директор Бахметьева Н.В. решение N 1 от 10.11.2008, паспорт 05 00 273648, выдан 02.02.2001,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Алмаз"
на решение от 06 мая 2009 года
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-5197/2009 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению ООО "Алмаз"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления N 04-06/1-102 от 06.04.2009г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Алмаз") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю (далее - Налоговый орган, Инспекция") о признании незаконным и отмене постановления N 04-06/1-102 от 06.04.2009г. "О назначении административного наказания", которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Решением от 06 мая 2009 года суд отказал ООО "Алмаз" в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общество указало, что признает факт совершения правонарушения, однако считает данное правонарушение малозначительным.
На данном основании Заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворить заявленные им требования.
Доводы апелляционной жалобы представитель Общества поддержал в судебном заседании.
От Налогового органа в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Инспекция не согласна, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Налоговый орган своего представителя в судебное заседание не направил. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю 24.11.2008г., ОГРН 1082501000757, свидетельство серии 25 N 003222005.
Налоговым органом на основании поручения от 31.03.2009 N 31 была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - "Федеральный закон N 171-ФЗ") в магазине "Лада", принадлежащем ООО "Алмаз" и расположенном по адресу: г.Арсеньев, ул.Ломоносова, дом 27.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение пунктов 5, 6, 7 "Правил продажи отдельных видов товаров" и пункта 6.4 СанПин 2.3.6 1066-01 "Санитарно эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного и пищевого сырья" ООО "Алмаз" не обеспечивает в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности алкогольной продукции при ее хранении в складском помещении и в месте ее реализации.
На момент проверки алкогольная продукция в ООО "Алмаз" хранилась в складском помещении и в месте ее реализации (на витринах). При этом обществом для контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной продукции применялся прибор гигрометр типа ВИТ - 1, заводской номер 1 с просроченным сроком поверки. Последний срок поверки данного прибора - IV квартал 2003 года. Межпроверочный интервал данного типа прибора - не более 2 лет.
Также было установлено, что обществом не ведется журнал ежедневного контроля температурно-влажностного режима хранения алкогольной продукции, в виду его отсутствия.
В нарушение пункта 10 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55, Обществом не доведены до покупателя сведения о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме работы.
Указанные обстоятельства были отражены налоговым органом в акте N 000180 от 31 марта 2009 года.
Налоговым органом в присутствии понятых и директора Общества был проведен осмотр помещений магазина "Лада", о чем составлен протокол осмотра помещений N 180 от 31.03.2009г.
01.04.2009 Налоговым органом был составлен протокол N 000180алк об административном правонарушении в присутствии директора Бахметьевой О.В.
06.04.2009 Инспекцией было вынесено постановление N 04-06/1-102 "О назначении административного наказания", которым Заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении п.п. 5,6,7,10 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Налогового органа, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Отношения, возникающие между продавцом и покупателем, при продаже алкогольной продукции регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - "Правила продажи").
Пунктом 5 Правил продажи установлено, что продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты).
В соответствии с п. 6 указанных Правил продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров (п.6 правил продажи).
Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку (п.7 Правил продажи).
В соответствии с п. 10 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 КоАП РФ, является порядок продажи алкогольной продукции. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия считает правильным и обоснованным вывод суда о том, что в действиях ООО "Алмаз" имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Как следует из апелляционной жалобы Общества, пояснений его представителя, которые были даны в ходе судебного заседания 19.08.2009, Заявитель признает факт совершения вменяемого ему административного правонарушения.
Между тем, коллегия признает обоснованными доводы апелляционной жалобы Общества о малозначительности совершенного им правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, если установят малозначительность совершенного административного правонарушения.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Руководствуясь изложенным выше, исходя из совокупности установленных конкретных обстоятельств дела и их правовой оценки, принимая во внимание то обстоятельство, что после проведения Инспекцией проверки гигрометр был отнесен Заявителем на экспертизу ЦСМ, где была установлена его полная пригодность к применению, в связи с чем какой-либо угрозы здоровью граждан и общественным интересам государства ООО "Алмаз" не создавало, то обстоятельство, что в кратчайшие сроки после проведения проверки Обществом были устранены обстоятельства допущенного им правонарушение, коллегия считает возможным совершенное Заявителем административное правонарушение признать малозначительным и вынести ООО "Алмаз" устное замечание.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в том случае, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь изложенным, коллегия, считает, что постановление Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю от 06.04.2009 N 04-06/1-102 "О назначении административного наказания", которым ООО "Алмаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене в связи с малозначительностью совершенного Обществом правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06 мая 2009 года по делу N А51-5197/2009 отменить.
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю от 06.04.2009 N 04-06/1-102 "О назначении административного наказания", которым общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30.000 руб., признать незаконным и отменить.
Объявить обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5197/2009
Истец: ООО "Алмаз"
Ответчик: МИФНС России N 4 по Приморскому краю