г. Владивосток |
Дело |
10 сентября 2009 г. |
N А51-2702/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Е.Л. Сидорович, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от Феофанова Ф.М.: Карнаухов В.М. по доверенности от 13.07.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 08 08 753598, выдан 26.06.2008;
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю: Хотковская О.А. по доверенности от 22.06.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 05 97 018545, выдан 12.10.1998;
от КГУП "Государственное агентство по продовольствию ПК": Андреев Е.В. по доверенности от 01.04.2009 со специальными полномочиями сроком до 01.04.2010, паспорт 05 03 093905, выдан 23.10.2002.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Феофанова Ф.М.
на решение от 30 апреля 2009 года
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-2702/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Приморскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Феофанов Федор Михайлович
об оспаривании записи
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" (далее по тексту - Заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании записи в ЕГРЮЛ от 19.01.2009 N 2092507001948 о государственной регистрации прекращения деятельности Сельскохозяйственного производственного кооператива "Основа" в связи с его ликвидацией, внесенной Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Приморского края (далее по тексту - Налоговый орган, Инспекция), и об обязании ответчика аннулировать данную запись (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда первой инстанции признана недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 19.01.2009 N 2092507001948 о государственной регистрации прекращения деятельности СХПК "Основа" в связи с его ликвидацией, внесенная Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Приморскому краю, в связи с ее несоответствием Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В удовлетворении требования об обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Приморскому краю аннулировать запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности СХПК "Основа" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Феофанов Ф.М.подал апелляционную жалобу, указав в ней, что в судебном заседании он заявлял о том. что действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления правоспособности юридического лица путем признания незаконной записи о государственной регистрации. Считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил этот довод со ссылкой на п. 7 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку указанная норма регулирует иные, не связанные с предметом спора отношения. Руководствуясь изложенным, просит отменить полностью обжалуемое решение и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержала доводы апелляционной жалобы.
КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края", как следует из его отзыва с апелляционной жалобой не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Основа" был зарегистрирован в качестве юридического лица 25.12.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032500677681.
18.03.2008 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу в отношении СХПК "Основа" были возбуждены исполнительные производства N 9/6147/378/3/2008 и N 9/6146/379/3/2008 о взыскании в пользу КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" сумм 87604,45 руб. и 87652,84 руб. соответственно.
16.10.2008 судебным приставом-исполнителем были возбуждены исполнительные производства N 9/16147/510/16/2008 и N 9/16146/511/16/2008 о взыскании с того же должника в пользу КГУП сумм 349983,67 руб. и 100454,02 руб. соответственно.
12.01.2009 ликвидационная комиссия СХПК "Основа" в лице председателя Феофанова В.М. обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС России N 7 по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
19.01.2009 Инспекцией было принято решение N 1 о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц произведена запись N 2092507001948 о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Полагая, что данная запись не соответствует закону и нарушает права и законные интересы КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края", предприятие оспорило ее в арбитражном суде, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,
Статьями 63, 64 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица РФ, согласно которому ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При ликвидации юридического лица удовлетворяются требования кредиторов, заявленные в установленном порядке, а требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В бухгалтерском балансе СХПК "Основа", составленном по состоянию на 31.12.2008 и представленном регистрирующему органу, наличие какой-либо кредиторской задолженности не отражено.
Из материалов дела следует, что задолженность кооператива перед Заявителем подтверждена судебными актами арбитражного суда и выданными на их основании исполнительными листами, которые не были исполнены на момент составления ликвидационного баланса. Оплата в пользу Заявителя по ним не производилась, обратного третье лицо не доказало.
С учетом изложенного выше, коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что кредиторская задолженность кооператива перед КГУП не нуждалась в признании ликвидационной комиссией и не могла считаться погашенной.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Руководствуясь приведенными нормами права коллегия поддерживает также и вывод суда первой инстанции о том, что невключение суммы кредиторской задолженности, не погашенной по исполнительным листам, в регистры бухгалтерского учета и документы бухгалтерской отчетности противоречит статье 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункту 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н.
Согласно статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, после чего регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии со статьей 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственный реестр юридических лиц является информационным ресурсом, а согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что инспекции было достоверно известно о наличии в службе судебных приставов неоконченных исполнительных производств о взыскании сумм долга с СХПК "Основа", о чем судебный пристав-исполнитель уведомлял инспекцию в заявлении от 29.12.2008 N 33/9/19683/6/2008 с просьбой не исключать СХПК "Основа" из ЕГРЮЛ в связи с непогашенной кредиторской задолженностью, а также в требовании от 18.01.2009 N 554. Поэтому Налоговый орган имел возможность проверить сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, с целью не допустить незаконное исключение должника из государственного реестра.
На основании изложенного коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Инспекции о том, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не наделяет его полномочиями проверять достоверность документов, представленных на регистрацию.
Кроме того следует учитывать, что в силу пункта 4 статьи 61 ГК РФ, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" в случае недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов такое юридическое лицо может быть ликвидировано только путем признания его несостоятельным (банкротом).
На дату составления бухгалтерского баланса (на 31.12.2008 г.) кооператив располагал суммой 177 тыс. руб., отраженной как дебиторская задолженность и отнесенной на нераспределенную прибыль, иных денежных средств и источников их поступления в балансе не значится.
Руководствуясь изложенным, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что СХПК "Основа" не могло быть исключено из ЕГРЮЛ в результате ликвидации в связи с наличием непогашенной кредиторской задолженности.
В соответствии с частью 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о невозможности восстановления правоспособности юридического лица коллегия отклоняет как не основанный на нормах права.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ также установлено, что ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, не соответствующие закону или иному нормативному правовому акту, могут быть оспорены в арбитражном суде гражданами и организациями, чьи права и законные интересы нарушены этими актами, решениями, действиями (бездействием), если они незаконно возлагают на этих лиц какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь изложенным, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация прекращения деятельности СХПК "Основа" нарушила права и законные интересы заявителя, так как создала непреодолимые препятствия в получении от дебитора сумм задолженности, подтвержденных судебными актами. КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" на настоящий момент не имеет иной возможности защитить свои нарушенные права и законные интересы, кроме как путем оспаривания записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - должника.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении требований Заявителя о признании оспариваемой записи недействительной.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30 апреля 2009 года по делу N А51-2702/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2702/2009
Истец: КГУП "Государственное агентство по продовольствию ПК"
Ответчик: МИФНС России N 7 по Приморскому краю
Третье лицо: Феофанов Федор Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7672/2009
18.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7287/2009
10.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2783/2009