г. Владивосток |
Дело |
10 сентября 2009 г. |
N А51-4855/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от ООО "Статут-ВЭД" - не явились, извещены надлежащим образом;
от Находкинской таможни: начальник отдела Морозова Е.В. по доверенности N 11/31/17019 от 02.09.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение N 140803 сроком действия до 11.02.2013 года; заместитель начальника отдела Барсуков С.А. по доверенности N 11-31/07186 от 17.04.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение N 107142 сроком действия до 31.12.2009 года; начальник Ковылин А.А. приказ от 14.04.2009 года, удостоверение N 001619 сроком действия до 11.04.2012 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
на решение от 22 июня 2009 года
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-4855/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Статут-ВЭД"
к Находкинской таможне
о признании незаконными действий по выставлению требования от 19.02.2009 по ГТД N 10714040/180209/0001794
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Статут-ВЭД" (далее по тексту - Заявитель, Общество, Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Находкинской таможни (далее по тексту - Таможня, Таможенный орган) по выставлению требования от 19.02.2009 по ГТД N 10714040/180209/0001794.
Решением от 22 июня 2009 года суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объёме
Не согласившись с принятым судебным актом, Находкинская таможня подала апелляционную жалобу, в обоснование которой указала следующее.
При подаче грузовой таможенной декларации декларантом не были представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении ввезенных водных мотоциклов.
В связи с этим таможней в порядке статей 149, 153 ТК РФ у Заявителя были истребованы дополнительные документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении указанных товаров.
По мнению таможни, именно на декларанта возложена обязанность по представлению в таможенный орган при декларировании товаров документов, подтверждающих заявленные в нём сведения.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Учитывая надлежащее извещение, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает жалобу Таможни в отсутствие представителей Общества.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
04 сентября 2008 года между обществом и компанией "СSAUTO" (США) был заключен контракт N SVU-04 о продаже товаров народного потребления и транспортных средств на условиях СFR порт Восточный, Находка, Владивосток на общую сумму 5000000 долларов США.
Во исполнение указанного контракта в адрес общества в порт Восточный из порта Пусан (Республика Корея) на борту контейнеровоза "Феско Трейдер-013" по коносаменту N PUVY164536 был поставлен следующий товар:
- товар N 1 - водный мотоцикл "Воmbardier Sea Doo GTI Le", 2004 года выпуска, бывший в употреблении;
- товар N 2 - водный мотоцикл "Воmbardier Sea Doo GTI", 1996 года выпуска, бывший в употреблении;
- товар N 3 - водный мотоцикл "Воmbardier Sea Doo GTХ", 2002 года выпуска, бывший в употреблении;
- товар N 4 - водный мотоцикл "Yamaha VX 110 Waver Runner", 2007 года выпуска, бывший в употреблении.
18 февраля 2009 года в таможенный пост "Морской порт Восточный" Обществом была подана ГТД N 10714040/180209/0001794.
В ходе проверки указанной ГТД таможенным органом было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных частью 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) и обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, выражающиеся в отсутствии документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений - сертификата соответствия на товары N 1, N 2, N 3, N 4, ввезенный по ГТД N 10714040/180209/0001794.
19 февраля 2009 года должностным лицом таможенного поста было выставлено требование и уведомление о предоставлении сертификата на товары N 1, 2, 3, 4 по ГТД N 10714040/180209/0001794 или разъяснений, выданных организацией, уполномоченной Ростехрегулированием (ВНИИС), и установлен срок исполнения до 19.03.2009.
Полагая, что у Таможни отсутствовали основания для выставления требования от 19.02.2009 о предоставлении сертификатов соответствия на бывшие в употреблении водные мотоциклы, поскольку товар, бывший в употреблении, обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р не подлежит, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий таможни незаконными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, а решение суда законным и обоснованным, считает, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Статья 18 Федерального закона N 184-ФЗ говорит о том, что целью подтверждения соответствия является, в том числе, удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации (ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ).
Согласно статье 23 Федерального закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 123 ТК РФ все товары подлежат декларированию таможенным органом при перемещении через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для таможенных целей.
Статьей 149 ТК РФ установлены основания для выпуска товаров, одним из которых является представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Пунктом 1 статьей 29 Федерального закона N 184-ФЗ установлены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, согласно которым для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Согласно пункту 3 указанной статьи порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствиям, согласно п. 3 которых представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза.
Из статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
При этом, как следует из этой же статьи, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона N 184-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому прогулочные суда и плавсредства, в том числе бытового назначения, подлежат обязательной сертификации.
Из материалов дела следует, что на ввезенные обществом водные мотоциклы в графе 33 ГТД N 10714040/180209/0001794 заявлен классификационный код товарной подсубпозиции ТН ВЭД - 8903 929 100.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" к товарной позиции 8903 относятся яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ. Классификационному коду товарной подсубпозиции ТН ВЭД 8903 929 100 соответствуют плавучие средства длиной не более 7,5 м. Следовательно, товары классифицированные по указанному коду товарной подсубпозиции ТН ВЭД, подлежат обязательной сертификации. Однако при этом необходимо учитывать следующее.
Пунктом 1.4 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 17.03.1998 N 11 (с изменениями от 22.04.2002), установлено, что объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 11 от 17 марта 1998 года Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р, содержатся в "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", публикуемой Госстандартом России, а также в документах систем сертификации однородной продукции, работ, услуг.
Постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии от 30 июля 2002 года N 64 утверждена Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.
Согласно вводной части указанной Номенклатуры обязательным условием для включения каждого вида объекта в Номенклатуру являются:
- вхождение данного вида в перечни объектов обязательной сертификации, установленные законодательными актами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- наличие на эти виды объектов нормативных документов соответствующего уровня, содержащих требования безопасности и пригодных для проведения сертификации.
Указанной номенклатурой предусмотрено, что суда прогулочные, лодки гребные, лодки моторные, катера, яхты и каноэ должны соответствовать ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79 (подтверждаемые требования определяющего нормативного документа пп. 1.3.2 и 1.3.6, пп. 2.13 соответственно).
Согласно ГОСТ 19105-79 все прогулочные суда подлежат обязательной сертификации независимо от статуса изготовителя, пунктом 2.1 указанного ГОСТ установлено, что суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
ГОСТ 19356-79 содержит указание на то, что этот ГОСТ распространяется на гребные и моторные прогулочные суда по ГОСТ 19105-79 и устанавливает методы испытаний при их постановке на производство и при сертификации.
Указание в ГОСТах на их применение при изготовлении и постановке на производство, свидетельствует, по мнению коллегии, на применение указанных ГОСТов только в отношении вновь изготовленной продукции и их требования не могут быть применены в отношении продукции, бывшей в эксплуатации.
Из приведенных выше норм права следует, что если в отношении определенного вида продукции существуют требования к её качеству, изложенные в техническом регламенте, стандартах, сводах правил, указанная продукция включена в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, то при ввозе такой продукции на территорию Российской Федерации необходимо подтверждение её соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводах правил в форме обязательной сертификации, и, соответственно, представление сертификата соответствия. Однако если такие правила не включены в нормативную базу подтверждения соответствия (государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), то подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации проведено быть не может, в силу чего лицо, ввозящее такую продукцию, не обязано представлять сертификат соответствия.
Указанный вывод коллегии подтверждается также ответом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июня 2009 года N 130-23/1982, направленном в адрес ОАО "Статут-ВЭД", из которого прямо следует, что на продукцию, бывшую в употреблении, отсутствуют нормативные документы, определяющие их основные характеристики и требования безопасности и они не являются объектом обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р и представления сертификата соответствия не требуется.
Как следует из материалов дела и не оспаривается таможней, ввезённые обществом водные мотоциклы являются бывшими в употреблении, что было заявлено в ГТД и подтверждается товаросопроводительными документами, заключениями Торгово-промышленной палаты РФ от 25.02.2009, которые были представлены таможне. Кроме того, 26 февраля 2009 года общество в таможенный пост представило документ с переводом на русский язык о том, что спорные товары являются бывшими в употреблении, а также ответ на требование от 19.02.2009 о том, что товары N 1, 2, 3, 4 не подлежат обязательной сертификации, поскольку являются бывшими в употреблении.
По изложенному следует, что, поскольку нормативные документы соответствующего уровня, содержащие требования безопасности и пригодные для проведения сертификации в отношении продукции бывшей в употреблении ( в рассматриваемом случае - водные мотоциклы) отсутствуют, в отношении бывших в употреблении товаров подтверждение соответствия не требуется, то предоставление сертификата соответствия на спорный товар не является обязательным условием для осуществления таможней его выпуска в свободное обращение.
Подтверждение того факта, что водные мотоциклы являются бывшими в употреблении, было изначально предоставлено таможенному органу вместе с ГТД N 10714040/180209/0001794 (экспертное заключение Департамента оценки имущества и бизнеса N 116-02/09, свидетельства о праве собственности), а также зафиксировано самим таможенным органом при таможенном досмотре, отраженном в акте N 10714040/200209/000849 от 20.02.2009.
По изложенному, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия таможенного органа по выставлению требования о предоставлении сертификата соответствия либо разъяснений, выданных организацией, уполномоченной Ростехрегулированием (ВНИИС) о том, что данный товар не подлежит обязательной сертификации, не соответствуют таможенному законодательству.
Довод Таможни со ссылкой на письмо Федеральной таможенной службы от 19 декабря 2006 года N 06-73/44906 О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации в редакции письма ФТС от 19 января 2009 года N 01-11/1605 коллегия отклоняет.
Довод Таможенного органа строится на том, что по тексту указанного письма по некоторой продукции имеется оговорка "кроме бывшей в употреблении", а по некоторой, в том числе в отношении яхт и других плавучих средств для отдыха или спорта, гребные лодки и каноэ, такая оговорка отсутствует.
По мнению коллегии, наличие или отсутствие такой оговорки правового значения не имеет.
Во-первых, указанные оговорки не изменяют того обстоятельства, что нормативные документы соответствующего уровня, содержащие требования безопасности и пригодные для проведения сертификации в отношении продукции бывшей в употреблении (в рассматриваемом случае - водные мотоциклы) отсутствуют.
Во-вторых, в силу того, что указанные письма являются актами разъяснительного характера и не могут устанавливать нормы права (правила поведения). Такой вывод суда первой инстанции, по мнению коллегии, является правильным в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Пунктом 2 раздела I данных Правил установлено, что издание нормативных правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Данные положения подтверждаются Разъяснениями о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88. Согласно пункту 11 раздела II Положения "О нормативных правовых актах ГТК РФ", утверждённого Приказом ГТК РФ от 14.12.2000 N 1155, издание нормативных правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22 июня 2009 года по делу N А51-4855/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А.Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4855/2009
Истец: ОАО "Статут-ВЭД"
Ответчик: Находкинская таможня