г. Хабаровск |
06АП-А73/2008-2/1892 |
27 июня 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 25 июня 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 27 июня 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рева Т.В
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании удостоверения N 12936 военный прокурор - Мариенко О.В.;
от Минобороны РФ не явились (уведомление от 06.06.2008 N 143449);
от налогового органа явился на основании доверенности от 18.08.2006 N 04-23/17189 представитель - Еговцев А.В.;
от Войсковой части не явились (уведомления от 06.06.2008 N 143463, 148178)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части 51129 на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2008
по делу N А73-1934/2008-85, принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению Военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 51129, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании инспекции внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о признании недействительной записи о государственной регистрации Войсковой части 51129 в качестве юридического лица
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Дальневосточного военного округа (далее - заявитель) в интересах Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, инспекция, налоговый орган) по государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 51129, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании инспекции внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о признании недействительной записи о государственной регистрации Войсковой части 51129 в качестве юридического лица.
Право на обращение с соответствующим заявлением Военным прокурором Дальневосточного военного округа обусловлено тем, что оспариваемые действия совершены налоговым органом с нарушением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и иных нормативных правовых актов регулирующих спорные правоотношения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2008 N А73-1934/2008-85 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 51129, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. На ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, о недействительности записи о государственной регистрации и включении в Единый государственный реестр юридических лиц 30.12.2002 Войсковой части 51129 за основным государственным регистрационным номером 1022700528949.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия являются незаконными, поскольку Войсковая часть 51129 не обладает признаками юридического лица, решение о создании юридического лица - Войсковой части 51129 уполномоченным органом не принималось.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Войсковая часть 51129 обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 06.05.2008 N А73-1934/2008-85 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
О времени и месте рассмотрения дела Войсковая часть 51129, Министерство обороны Российской Федерации извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, отклонил как несостоятельные, просил решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Представитель инспекции просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Войсковой частью 51129 были представлены все необходимые документы для включения ее в Единый государственный реестр юридических лиц.
Выслушав представителей заявителя, налогового органа, исследовав материалы дела, проверив изложенные в апелляционной жалобе доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо устава и учредительного договора, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Таким образом, для создания юридического лица в форме учреждения необходимо соответствующее решение собственника и утверждение им учредительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат внесению в государственные реестры только сведения об индивидуальных предпринимателях и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Исходя из положения пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о юридических лицах, созданных до 01.07.2002, также подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
В приложении N 6 названного Постановления утверждена форма N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Разделом XIII Методических разъяснений, утвержденных Приказом ФНС от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ установлено, что в пунктах 4.1 и 4.2 Сообщения указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица или иного документа, подтверждающего факт регистрации юридического лица, или номер и дата, указанные в специальной записи (штампе), проставленной на первой странице (титульном листе) устава юридического лица.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Войсковой частью 51129 при представлении в налоговый орган сообщения в качестве сведений о регистрации до 01.07.2002 указан номер и дата директивы начальника Генерального штаба ВС СССР от 07.06.1990 N 314/8/0915, в соответствии с которой Войсковая часть 51129 сформирована.
Однако данные сведения не являются сведениями о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, поскольку не содержат информации о том, что данная организация имеет статус юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Президента российской Федерации от 16.08.2007 N 1082, вопросы формирования, переформирования и расформирования войсковых частей относятся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Решение о придании статуса юридического лица Войсковой части 51129 Министерством обороны Российской Федерации не принималось. Положения о Войсковой части 51129 с приданием ей статуса юридического лица не имеется. В Положении Минобороны России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Положении о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901 отсутствуют нормы, определяющие статус воинских частей в качестве юридических лиц.
Из исторического формуляра, содержащего сведения о формировании Войсковой части 51129, также не следует, что данная организация является юридическим лицом.
Не предусматривает такой организационно-правовой формы как "войсковая часть" и гражданское законодательство.
Указывая на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 05.08.1995 N 126-ФЗ "О железнодорожных войсках Российской Федерации", согласно которому воинские части железнодорожных войск являлись юридическими лицами, заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченными лицами решения о создании и регистрации Войсковой части 51129 в качестве юридического лица, которое впоследствии и послужило основанием для внесения соответствующих сведений в реестр юридических лиц.
Ссылаясь на несоблюдение арбитражным судом первой инстанции положений статьи 201 АПК РФ, поскольку действия налогового органа по регистрации Войсковой части 51129 в качестве юридического лица, не повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель апелляционной жалобы не учел, что имущество Войсковой части 51129 является федеральной собственностью, войсковая часть финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
Учитывая, что оспариваемые действия по регистрации не соответствуют указанным положениям, гражданскому законодательству и нарушают права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации в вопросах определения статуса его структурных подразделений, арбитражный суд, основываясь на статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признал незаконными действия о регистрации Войсковой части 51129 в качестве юридического лица.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 мая 2008 года по делу N А73-1934/2008-85 оставить без изменения, апелляционную жалобу Войсковой части 11892 - без удовлетворения.
Взыскать с Войсковой части 51129 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1934/2008-85
Истец: Министерство обороны РФ, Военный прокурор ДВО
Ответчик: ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Войсковая часть 51129