г. Хабаровск |
|
09 октября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/3248 |
Резолютивная часть постановления от 07 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края: представитель не явился;
от Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 11 августа 2008 года
по делу N А73-5237/2008-99
арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Леонов Д.В.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края
о признании незаконными действий Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по возвращению без исполнения постановления органа Пенсионного фонда Российской Федерации
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, управление пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю) по возвращению без исполнения постановления органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.10.2007 N 348/08 и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению указанного постановления.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что постановление об обращении взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений является исполнительным документом и подлежит исполнению органом Федерального казначейства.
Не согласившись с решением суда, Отделение по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители управления пенсионного фонда и Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) регулируется порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 242.5 БК РФ установлен порядок предъявления, исполнения и возврата исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Исполнительный документ, предъявленный в орган федерального казначейства, возвращается без исполнения при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ (пункт 2 статьи 242.3 БК РФ).
На основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края установлена несвоевременная уплата муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 5 (далее - МОУ СОШ N 5) страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, в связи с чем начислена пеня по состоянию на 03.07.2007 в размере 4 519 руб. 33 коп.
На уплату пени выставлено требование от 03.07.2007 N 280.
В связи с неисполнением в полном объеме требования, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края приняло постановление от 09.10.2007 N 348/8 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 3 996 руб. 56 коп., которое обращено к исполнению путем направления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
22.10.2007 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 7/144803/3371/60/2007. Постановлением от 23.11.2007 исполнительный документ возвращен в управление пенсионного фонда в связи с окончанием исполнительного производства по причине невозможности взыскания заявленной суммы.
Поскольку МОУ СОШ N 5 является бюджетным учреждением, у которого открыт лицевой счет в Отделении по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края обратилось в Отделение по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю с заявлением от 01.02.2008 о принятии на исполнение постановления о взыскании с МОУ СОШ N 5 пени в сумме 3 996 руб. 56 коп., которое письмом от 12.02.2008 N 05-37/288 возвращено без исполнения по тем основаниям, что в соответствии со статьей 242.1 БК РФ органы федерального казначейства производят исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации лишь на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Не согласившись с решением Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, управление пенсионного фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что размер задолженности МОУ СОШ N 5, взыскиваемой ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Поскольку у МОУ СОШ N 5 отсутствовали счета в банках и кредитных организациях, то возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование части из федерального бюджета.
На основании изложенного, действия Отделения по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю по возврату без исполнения постановления ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 09.10.2007 N 348/08 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов являются незаконными.
Доводы заявителя жалобы о том, что системное толкование Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров РФ, нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, а также Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, свидетельствует о том, что законодательство РФ не предусматривает обязанности органов казначейства при осуществлении своих функций руководствоваться положениями, содержащимися в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 1-ФКЗ по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ.
Что касается органов Федерального казначейства, то они обязаны руководствоваться нормами БК РФ в системной связи с нормами Конституции РФ, Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об исполнительном производстве" с учетом сложившейся судебной практики, обобщенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в своих постановлениях.
Следовательно, разрешая спор, возникший между юридическими лицами, одним из которых является Отделение по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Хабаровского края от 11 августа 2008 года по делу N А73-5237/2008-99 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5237/2008-99
Истец: ГУ - Управление ПФР в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края
Ответчик: Отделение по г. Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю