г. Хабаровск
27 октября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/3533 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.,
судей Иноземцева И.В., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца - Петрешиной Е.В., представителя по доверенности N 1074 от 16.04.2008; Сидоренко О.Н., представителя по доверенности N 1202 от 12.08.2008;
от ответчика - Белоножко Т.Г., представителя по доверенности N 19-06/1077 от 30.06.2008
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
на решение от 20 августа 2008 года
по делу N А73-4623/2008-34
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Лесникова О.Н.
по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Министерству финансов Хабаровского края
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска
о взыскании 22 652 700 руб.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании расходов в сумме 22 652 700 руб., связанных с предоставлением проезда в общественном транспорте льготным категориям граждан, имеющих право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте за период с 01.02.2005 по 30.06.2005.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика к участию в деле привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска (далее - орган соцзащиты населения).
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил сумму иска до 21 745 900 руб.
Решением от 20.08.2008 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств, подтверждающих размер убытков истца за спорный период.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Представители МУП города Хабаровска "ХПАПТ N 1" в заседании суда поддержали доводы апелляционной жалобы.
Министерство финансов Хабаровского края пояснениями своего представителя полагает решение суда законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции третьи лица не явились, отзывы на жалобу не представили. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" в период с 01.02.2005 по 30.06.2005 осуществлял бесплатную перевозку в общественном транспорте льготных категорий граждан в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год" и на основании соглашения от 01.02.2005, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска (т. 2, л.д. 42-43).
Обязанность органа социальной защиты населения по возмещению затрат, связанных с предоставлением МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" указанных льгот обусловлена наличием финансирования из краевого бюджета (пункт 1.2 соглашения). Платежными поручениями N 674 от 21.02.2005, N 783 от 02.03.2005, N 1023 от 16.03.2005, N 1268 от 28.03.2005, N 1269 от 28.03.2005, N 2514 от 06.05.2005, N 4271 от 30.06.2005 предприятие профинансировано на общую сумму 41 274 652 руб. 87 коп. (т.1, л.д. 11-17).
Возникновение некомпенсированных расходов в сумме 21 745 900 руб., связанных с предоставлением льгот на проезд в общественном транспорте отдельным категориям граждан послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд (с учетом уточнения размера исковых требований, т. 2, л.д. 2, 4).
Законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 утверждена Краевая целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", согласно пункту 1.4.1 которой предусмотрено в том числе предоставление в период с 01.01.2005 по 30.06.2005 льгот в виде:
- бесплатного проезда в любом городе независимо от места проживания на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта - по Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского и пригородного сообщения - детям из многодетных семей, обучающихся в образовательных школах;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования - гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в течение календарного года в пределах средств, предусмотренных Законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год". При этом государственными полномочиями края по реализации мер социальной поддержки, предусмотренных программой, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, с передачей им необходимых финансовых средств.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328, действовавшим до 05.03.2005, был утвержден временный порядок расчета субсидий муниципальным образованиям городов и районов края, связанных с предоставлением льгот по проезду граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Хабаровского края "О Краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" на электрическом и автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщении, в соответствии с которым расчет субсидий муниципальному образованию "Город Хабаровск" производится исходя из количества поездок одного льготника в месяц согласно натурным обследованиям пассажиропотоков, проведенным на территории края в апреле-мае 2002 года, равным 35 поездкам. При этом по данным Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (по результатам вышеуказанного натурного обследования) 32 поездки в месяц одного льготника приходятся на городские перевозки, а 3 - на пригородные (т. 2, л.д. 52).
Указанный порядок действовал до 02.04.2005, то есть до вступления в законную силу (со дня опубликования) Постановления Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 N 63, которым утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год".
Во исполнение постановления мэра города Хабаровска от 28.02.2005 N 488-р "О проведении в городе Хабаровске натурного обследования пассажиропотока по определению числа поездок граждан, имеющих право льготного проезда в транспорте общего пользования городского сообщения" муниципальными пассажирскими предприятиями города было проведено в период с 10 по 25 апреля 2005 года выборочное натурное обследование пассажиропотока без разбивки на категории.
Результаты указанного обследования были утверждены постановлением мэра города Хабаровска от 03.05.2005 N 1071-р. Количество поездок в месяц льготного пассажира, перевозимого МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1", признано равным 21,2 поездкам (графа в таблице приложения к данному распоряжению). Впоследствии распоряжением мэра города от 30.01.2007 N 353-р графа "Количество поездок, совершаемых льготным пассажиром в месяц" признана утратившей силу с момента принятия распоряжения от 03.05.2005 N 1071-р и в указанное распоряжение внесены соответствующие изменения.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что в период с февраля по март 2005 года субъект Российской Федерации - Хабаровский край обязан был обеспечить финансовыми средствами органы местного самоуправления (в настоящем случае города Хабаровска - Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска) на реализацию государственных полномочий края по предоставлению бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям, поскольку указанная льгота установлена вышеуказанным краевым законом от 29.12.2004 N 225 как дополнительная мера социальной поддержки, не предусмотренная федеральным законодательством.
При этом при расчете количества городских перевозок следовало применять 32 поездки (в месяц) исходя из фактической себестоимости одной поездки 7,76 руб.
В период с апреля по июнь 2005 года к расходным обязательствам Хабаровского края относятся меры социальной поддержки в виде установления бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородским пассажирским транспортом льготной категории граждан, установленной Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 N 63, исходя из установленного тарифа одной поездки - 9 руб.
В подтверждение исковых требований истец представил акт сверки с Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия за первое полугодии 2005 года, отчет о расходовании средств на реализацию бесплатного проезда льготной категории граждан в спорный период, счета-фактуры, платежные документы по перечисленным денежным средствам, поступившим целевым назначением из краевого бюджета, справку органа соцзащиты населения о численности состоящих на учете граждан, имеющих право на спорную льготу (по состоянию на 01.01.2005).
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные истцом акт сверки, а также составленные в одностороннем порядке расчеты выпадающих доходов, которые не подтверждены первичными документами бухгалтерского учета, не являются достаточными доказательствами размера убытков. Реестр льготников, составленный в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствует. Применение истцом при расчете убытков за февраль-март 2005 года количества поездок льготников равным 33 не соответствует действовавшим в спорный период нормативным правовым актам и, кроме того, в расчет убытков за указанный период в отношении казны Хабаровского края применена численность всех льготных категорий граждан, состоящих на учете в органе соцзащиты населения города Хабаровска, тогда как на краевой казне лежит обязанность по возмещению убытков от перевозки только граждан пожилого возраста, получающих государственные пенсии и не имеющих льгот на проезд по другим основаниям.
Критически оценивает суд апелляционной инстанции и расчет истцом убытков за апрель-июнь 2005 года. Расчет убытков за указанный период произведен с применением коэффициента соотношения платных и льготных пассажиров (73,5 %), установленного по результатам проведенного с 10 по 25 апреля 2005 года выборочного натурного обследования пассажиропотока табличным методом, которые утверждены распоряжением мэра города Хабаровска от 03.05.2005 N 1071-р (в редакции от 30.01.2007 N 353-р).
Во-первых, выборочное натурное обследование в апреле 2005 года проводилось для определения числа поездок граждан, имеющих право льготного проезда в транспорте общего пользования городского сообщения для дальнейшего использования при заполнении форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта; во-вторых, сам расчет убытков не обоснован первичными документами, свидетельствующими о том, что в состав перевезенных истцом льготных пассажиров включены только жители города Хабаровска, поскольку при расчете иска истцом учтены субвенции, полученные от органа соцзащиты города Хабаровска, тогда как спорными льготами пользовались льготники и других муниципальных образований (районов), полученные субвенции на которых не учитывались в рамках настоящего спора.
Исходя из смысла статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, размер убытков.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в порядке статей 15, 16, 790, 1069 ГК РФ ввиду недоказанности истцом размера понесенных убытков.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
Поскольку судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственную пошлину по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 20.08.2008 по делу N А73-4623/2008-34 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4623/2008-34
Истец: МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1"
Ответчик: Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: Управление социальной защиты администрации г. Хабаровска, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края