г. Хабаровск |
|
08 декабря 2008 г. |
N 06АП-4093/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет": директор Попадьин Е.Н., протокол от 21.04.2008 N 4, паспорт08 01 373680, выдан Краснофлотским РОВД г. Хабаровска;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска: Новопашина А.С., представитель по доверенности от 26.02.2008 N 04/20;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет"
на решение от 29.10.2008
по делу N А73-10967/2008-74АП
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Мильчина И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет" (далее - ООО "Алко-Маркет", общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, налоговый орган, инспекция) от 18.09.2008 N 194-ИФНС-ИН о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда ООО "Алко-Маркет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый, которым удовлетворить заявленное требование.
В судебном заседании представитель общества огласил содержание апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
21.08.2008 в 14 часов 00 минут, на основании поручения от 21.08.2008 N 334, налоговым органом проведена проверка соблюдения обществом Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Проверка проведена в помещении магазина "Алко-Маркет", остановочный павильон кинотеатра "Восход", расположенного по адресу в г. Хабаровске: ул. Краснореченская, 38 "А". Результаты проверки отражены в акте от 21.08.2008 N 19/299-002060: в момент оплаты за минеральную воду "Сосновская" по цене 12 руб. 50 коп., одну пачку кукурузных палочек "Кузя" по цене 12 руб. 50 коп. не была применена контрольно-кассовая машина, установленная в магазине.
Кроме того, при проверке кассы общества выявлены излишки в сумме 595 руб. 50 коп., что отражено в акте проверки от 21.08.2008.
29.08.2008 должностным лицом налогового органа в присутствии директора общества составлен протокол N 450-ИФНС-ИН, которым ООО "Алко-Маркет" вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Названным протоколом определена дата рассмотрения дела об административном правонарушении - 11.09.2008. Копию протокола директор получил 29.08.2008. Определением от 11.09.2008, полученным директором общества 11.09.2008, рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено до 14 часов 00 минут 18.09.2008.
Постановлением от 18.09.2008 N 194-ИФНС-ИН, вынесенным в присутствии директора ООО "Алко-Маркет", общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением налогового органа, общество обратилось за судебной защитой.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин", Федеральным законом от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", и пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, установленного статьей 14.5 КоАП РФ. При этом, суд первой инстанции отклонил доводы общества о невиновности в совершении правонарушения, поскольку отсутствуют доказательства, что у общества не было возможности соблюдения норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Кроме того, суд первой инстанции не принял довод общества об осуществлении должностными лицами инспекции контрольной закупки, поскольку продавец-стажер Манько И.В. и продавец Авдеева Е.В. были ознакомлены с поручением на проведение проверки ООО "Алко-Маркет", а осуществление покупки товара непосредственно сотрудниками налогового органа, при наличии у них поручения на проверку, не является превышением ими своих полномочий.
В апелляционной жалобе ООО "Алко-Маркет" привело следующие доводы. Общество считает, что суд первой инстанции проигнорировал норму КоАП РФ о презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и указывает, что его вина не установлена и не доказана. По мнению заявителя, суд необоснованно не принял во внимание доказательства, предоставленные обществом. Кроме того, ООО "Алко-Маркет" считает, что должностные лица налогового органа должны были проводить проверку, а не осуществлять контрольную закупку.
Апелляционный суд находит, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого обществом судебного акта, суд первой инстанции установил, в чем заключается вина ООО "Алко-Маркет".
Обязанность применения контрольно-кассовой техники в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ установлено, что под контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются контрольно кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-вычислительные комплексы.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций), применяющие контрольно-кассовую технику обязаны, в частности, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с актом от 21.08.2008 N 19/299-002060 (л.д. 24) в магазине "Алко-Маркет", принадлежащем обществу, была установлена исправная контрольно-кассовая машина модели WAB-04RK 2007 года выпуска, опломбированная, зарегистрированная 17.04.2008 в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска. Однако, при расчете за товары продавец-стажер названную контрольно-кассовую машину не применил, кассовый чек покупателям не выдал.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.
Изложенные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что бездействие общества образует состав административного правонарушения, установленного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами, а именно, актом от 21.08.2008 N 19/299-002060 (л.д. 24-26), распечаткой контрольной ленты (л.д. 31-33), объяснительной Манько И.В. (л.д. 39), приказом о приеме на работу продавца-стажера Манько И.В. (л.д. 46), трудовым договором от 20.08.2008 N 14 (л.д. 47), протоколом об административном правонарушении от 29.08.2008 N 450-ИФНС-ИН, подтверждается фактическое неприменение работником ООО "Алко-Маркет" контрольно-кассовой машины.
Довод общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения опровергается приобщенными к материалам дела и исследованными выше апелляционным судом доказательствами. Вина ООО "Алко-Маркет" выразилась в рассматриваемом случае в отсутствии должного контроля за выполнением его работником законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
При этом, подлежит отклонению довод общества о том, что фактически контрольно-кассовая техника была применена, но после проведения должностными лицами инспекции проверки, что исключает возможность привлечения ООО "Алко-Маркет" к административной ответственности. Статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организаций применять при осуществлении наличных денежных расчетов контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Однако, доказательства применения продавцом-стажером контрольно-кассовой машины в момент оплаты за товар в материалах настоящего дела отсутствуют.
Вместе с тем, неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.2004 N 6429/04.
Кроме того, не может служить основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции довод общества о том, что сотрудники налогового органа проводили контрольную закупку товара, как не подтвержденный доказательствами. Действительно, в акте от 21.08.2008 N 19/299-002060, протоколе от 29.08.2008 N 450-ИФНС-ИН, постановлении от 18.09.2008 N 194-ИФНС-ИН указано, что инспекцией проводилась контрольная закупка. Однако в материалах дела отсутствует акт контрольной закупки товара, кроме того, в заседании апелляционного суда представители налогового органа пояснили, что приобретенные товары не были возвращены ООО "Алко-Маркет" и поступили в собственность проверяющих, тогда как при контрольной закупке приобретенный товар подлежит возврату. Следовательно, материалами дела не подтверждается проведение ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска контрольной закупки товаров при проверке ООО "Алко-Маркет".
Основания к отмене или изменению судебного акта арбитражного суда предусмотрены статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции, апелляционный суд таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 октября 2008 г. по делу N А73-10967/2008-74АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10967/2008-74АП
Истец: ООО "Алко-Маркет"
Ответчик: ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4093/2008