г. Хабаровск |
|
23 декабря 2008 г. |
N 06АП-4207/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Рандеву": Ковалев Евгений Анатольевич, представитель по доверенности от 28.10.2008 б/н; Синяков Павел Владимирович, директор на основании протокола общего собрания учредителей от 01.02.2006 N 1;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Кисловский Евгений Александрович, представитель по доверенности от 09.01.2008 N 04-09/10
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рандеву"
на решение от 05 ноября 2008 года
по делу N А73-11861/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Мильчина И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рандеву"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 30.09.2008 N 271
Общество с ограниченной ответственностью "Рандеву" (далее - ООО "Рандеву", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2008 N 271 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 05.11.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель налогового органа в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 18.09.2008 должностными лицами инспекции на основании поручения от 18.09.2008 N 185 проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции на торговом месте в магазине "Ветеран", принадлежащем ООО "Рандеву" и расположенном по адресу: ул. Руднева, 56 в г. Хабаровске.
В ходе проверки проверяющим не были представлены товарно-транспортные накладные на водку особая "Пшеничная слеза", емкостью 0,5л, креп. 40%, производитель ООО "Альфа" г. Беслан, розлив 24.06.2008; на водку "Пять озер", емкостью 0,5л, креп. 40%, производитель ООО "Омсквинпром" г. Омск, розлив 26.07.2008; на водку оригинальная русская "Парламент классик", емкостью 0,5л, креп. 40%, производитель ЗАО "Фирма "Урожай", г. Балашиха, розлив 07.06.2008.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.09.2008 N 19-18/185.
Товарно-транспортные накладные на указанную алкогольную продукцию были представлены в инспекцию директором общества 19.09.2008.
19.09.2008 в отношении ООО "Рандеву" в присутствии законного представителя (директора Синякова П.В.) составлен протокол N 238 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КОАП РФ.
30.09.2008 начальником инспекции рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам вынесено постановление N 271, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16, КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Условия оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, согласно пункту 2 статьи 16, абзацу 7 пункта 1 статьи 26 которым, запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
В соответствии со статьей 10.2. названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее -Правила), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Пункт 12 указанных Правил продажи содержит требование, в соответствии с которым продавец обязан ознакомить потребителя по его требованию с названными выше документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца), с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, товарно-транспортные накладные на алкогольную продукцию должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Судом установлено, что на момент проверки ООО "Рандеву" должностным лицам не были представлены товарно-транспортные накладные на водку особая "Пшеничная слеза", водку "Пять озер", водку оригинальная русская "Парламент классик", документы были представлены в инспекцию на следующий день после проверки.
Факт отсутствия на момент проведения проверки товарно-транспортных накладных на алкогольную продукцию и представление их впоследствии в инспекцию подтвержден материалами дела (актом проверки от 18.09.2008 N 19-18/185, объяснением продавца Ковалевской И.В. от 18.09.2008, протоколом об административном правонарушении от 19.09.2008 N 238, пояснениями, лиц участвующих в деле) и не оспаривался представителями общества.
Фактическое наличие у общества товарно-транспортных накладных, не представленных продавцом по требованию проверяющих, суд обоснованно расценил как нарушение юридическим лицом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ.
Вина общества заключается в несоблюдении установленных государством обязательных условий осуществления оборота алкогольной продукции, а также в не осуществлении должного производственного контроля за соблюдением правил розничной продажи алкогольной продукции.
Довод общества о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным и не несет угрозы охраняемым общественным отношениям, судом обоснованно отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ, посягает на установленный Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ порядок государственного регулирования и контроля в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому его нельзя отнести к малозначительным правонарушениям. Данный порядок направлен на защиту экономических интересов Российской Федерации, на обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
По своей юридической конструкции правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в области соблюдения порядка оборота алкогольной продукции.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Судом установлено, что товарно-транспортные накладные, соответствующие фактически полученной и предъявленной к продаже алкогольной продукции отсутствовали в момент продажи в торговой точке по причине нахождения их в бухгалтерии предприятия, расположенной в ином месте расположения.
Судом обоснованно отклонен довод общества о малозначительности вменяемого ему правонарушения, поскольку по вине лица, привлекаемого к административной ответственности, в оборот в торговой точке была допущена алкогольная продукция без товарно-транспортных накладных, наличие которых обязательно в соответствии с действующим законодательством в момент продажи.
Кроме этого, обществом не представлено суду доказательств, свидетельствующих об уважительности причин невозможности нахождения указанных документов в торговой точке.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении инспекция, не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, с учетом степени вины, обоснованно применила в отношении общества низший предел санкции, установленный частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ для юридических лиц.
Судом сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для признания постановления инспекции от 30.09.2008 N 271 незаконным и его отмены, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне, нарушение порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства отсутствует.
Таким образом, поскольку выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 ноября 2008 года по делу N А73-11861/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11861/2008
Истец: ООО "Рандеву"
Ответчик: МИФНС N 6 по Хабаровскому краю