г. Хабаровск |
|
30 января 2009 г. |
06АП-5/2009 |
Резолютивная часть оглашена 28 января 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края явился на основании доверенности от 30.12.2008 N 1-17/3722 представитель - Поляков В.Н.
от Отделения по городу Хабаровску управления Федерального казначейства явился на основании доверенности от 11.01.2009 N 01-31/7 представитель - Шельдешова Н.В.;
от Администрации города Хабаровска явился на основании доверенности от 11.01.2009 N 1.1-55-12 представитель - Зайцев М.В.;
от Чернореченской Квартирно-Эксплуатационной Части не явились (уведомление от 16.01.2009 N 082921)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по городу Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.11.2008
по делу N А73-10688/2008, принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
к Отделению по городу Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
об оспаривании действий по возврату без исполнения постановлений от 27.07.2007 N 528/07-Ю, от 08.06.2007 N 442/07-Ю и обязании отделения казначейства принять постановления к исполнению
заинтересованные лица - Чернореченская Квартирно-Эксплуатационная Часть, Администрация города Хабаровска
установил:
Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее - заявитель, инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по городу Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю) в принятии (возврате) без исполнения постановлений административного органа от 27.07.2007 N 528/07-Ю, от 08.06.2007 N 442/07-Ю о назначении Чернореченской Квартирно-Эксплуатационной Части (далее - Чернореченская КЭЧ) административных наказаний в виде штрафа в размере 80 000 руб. и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению указанных постановлений с определениями от 20.06.2008 об исправлении описок, опечаток.
Право на обращение с соответствующим заявлением административный орган обосновал отсутствием у Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю правовых оснований для возврата исполнительных документов, установленных пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.11.2008 по делу N А73-10688/2008 требования Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края удовлетворены. Признаны незаконными действия Отделения по городу Хабаровска управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю в принятии (возврате) без исполнения постановлений: от 08.06.2007 N 442/07-Ю, от 27.07.2007 N 528/07-Ю о назначении административных наказаний в виде штрафа в общей сумме 80 000 руб. с определениями от 20.06.2008.
На Отделение по городу Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю возложена обязанность принять к исполнению постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 08.06.2007 N 442/07-Ю, от 27.07.2007 N 528/07-Ю о назначении административных наказаний в виде штрафа в размере 80 000 руб. с определениями от 20.06.2008.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции установил, что постановления о наложении на Чернореченскую КЭЧ административных штрафов предъявлены административным органом в пределах установленного пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" трехмесячного срока предъявления исполнительных документов к исполнению. Не установлены арбитражным судом первой инстанции обстоятельства, свидетельствующие о пропуске административным органом, предусмотренного частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания, поскольку судом установлен факт уклонения Чернореченской КЭЧ от исполнения постановления и уплаты штрафов. Кроме того, судом признаны несоответствующими статьям 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 основания возврата Отделением по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю постановлений административного органа, в связи с чем, признаны обжалуемые действия Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю незаконными.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение 27.11.2008 по делу N А73-10688/2008 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, а представители заявителя и Администрации г. Хабаровска, считая их несостоятельными, просили решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
08.06.2007 и 27.07.2007 Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в отношении Чернореченской КЭЧ вынесены постановления N 442/07-Ю и 528/07-Ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
На основании части 1 статьи 30.3 и пункта 1 статьи 31.1. КоАП РФ и учитывая, что постановления административного органа Чернореченской КЭЧ получены 06.07.2007 и 16.08.2007, датами вступления в законную силу указанных актов Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края являются соответственно 17.07.2007 и 27.08.2007.
20.08.2007 и 18.10.2007 административным органом постановления направлены для исполнения в Службу судебных приставов по Железнодорожному району города Хабаровска, которые письмами от 24.01.2008 N 03-03/4945, N 03-03/4946 возвращены инспекции в связи с невозможностью взыскания.
13.03.2008 Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края направила для исполнения постановления в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Письмом 14.03.2008 N 13-24/4453 государственный орган возвратил постановления по делам об административных правонарушениях от 27.07.2007 N 528/07-Ю и от 08.06.2007 N 442/07-Ю без исполнения. Данным письмом инспекции даны разъяснения о возможности исполнения постановлений только на основании судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (на основании исполнительных листов и судебных приказов).
Во исполнение разъяснений государственного органа Государственная жилищная инспекция 24.04.2008 обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Чернореченской КЭЧ административных штрафов. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2008 N 73-4012/2008-92 производство по делу по заявлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края к Чернореченской КЭЧ о взыскании административных штрафов в сумме 80 000 руб. прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду. Определение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 N 06АП-А73/2008-2/2267, постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.10.2008 N Ф03-4548/2008.
30.07.2008 Государственная жилищная инспекция повторно обратилась в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю с заявлением об исполнении постановлений по делу об административном правонарушении от 27.07.2007 N 528/07-Ю и от 08.06.2007 N 442/07-Ю.
Уведомлениями от 06.08.2008 N 12-24/2125 и N 12-24/2126 исполнительные документы возвращены административному органу по основанию непредставления полного пакета документов, в частности отсутствия судебного акта, на основании которого в соответствии с пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несогласие с действиями государственного органа послужило основанием для обращения Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, считает судебный акт подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 КоАП РФ.
Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со статьями 3, 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации; исполнительными документами являются, в том числе, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", введенного в действие с 01.02.2008, установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона от 01.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.
Как следует из материалов дела постановлениями от 08.06.2007 N 442/07-Ю и от 27.07.2007 N 528/07-Ю Чернореченская КЭЧ, привлеченная к административной ответственности Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края за совершение административного правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является федеральным государственным учреждением, имеет лицевой счет в органе федерального казначейства.
Действительно статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует. Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Вместе с тем, учитывая положения главы 23 КоАП РФ, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также, учитывая тот факт, что постановления по делу об административном правонарушении являются исполнительными документами, следует вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поэтому, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в кредитных учреждениях, соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю в принятии (возврате) без исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях противоречащим положениям статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции в этой части соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", согласно которым, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления).
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание как несостоятельные в правовом отношении.
Не нашли подтверждение доводы Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю в части пропуска административным органом, установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" срока предъявления постановления к исполнению.
Действительно, в соответствии с указанными выше нормами, действовавшими в период вынесения административным органом постановлений, установлен трехмесячный срок предъявления данных исполнительных документов к исполнению, который исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления.
Вместе с тем, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.06.2007 N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях" указанные положения Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат применению с учетом положений статьи 8 этого закона и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2997 N 41 указано, что статья 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в качестве обязательного реквизита исполнительного документа называет дату его вступления в законную силу. При этом такой реквизит постановления по делам об административных правонарушениях не может быть указан ранее, чем постановление вступит в силу по правилам, установленным статьей 31.1 КоАП РФ.
Согласно статье 31.2 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
При этом если было наложено административное наказание в виде штрафа, постановление может быть направлено судебному приставу-исполнителю не с момента вступления его в силу, а после истечения срока на добровольное исполнение (статья 32.2 КоАП РФ).
Учитывая, что КоАП РФ определяет момент, не ранее которого исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю, именно с этого момента подлежат исчислению сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, указанные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Как следует из материалов дела, постановление от 08.06.2007 по делу N 442/07-Ю вступило в законную силу 17.07.2007, срок для добровольного исполнения истек 16.08.2007, постановление от 27.07.2007 N 528/07-Ю вступило в законную силу 27.08.2007 , срок для добровольного исполнения истек 26.09.2007. Следовательно, срок для предъявления указанных исполнительных документов истекает 16.11.2007 и 26.12.2007, тогда как в службу судебных приставов-исполнителей административным органом исполнительные документы предъявлены к исполнению своевременно - 20.08.2007 и 18.10.2007.
С 30.01.2008, после получения исполнительных документов из службы судебных приставов и в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок предъявления исполнительного документа к исполнению возобновился. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается.
Не установлены апелляционной инстанцией обстоятельства нарушения административным органом срока предъявления исполнительных документов к исполнению путем предъявления их 13.03.2008, 30.07.2008 к исполнению в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Анализ изложенных выше обстоятельств, свидетельствует о соблюдении Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края подпункта 5 пункта 1 статьи 14 и подпункта 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Выводы арбитражного суда первой инстанции в этой части основаны на полном установлении фактических обстоятельств дела и на правильной их оценке.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о не истечении предусмотренного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с частью 1 статьей 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Срок давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (часть 2 статьи 31.9 КоАП РФ).
Таким образом, срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то при отсутствии сведений об уклонении лица, привлекаемого к ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания данное постановление исполнению не подлежит.
Согласно установленным обстоятельствам постановления об административных правонарушениях вступили в законную силу 17.07.2007 и 27.08.2007, следовательно, срок давности исполнения постановлений истекает 17.07.2008 и 27.08.2008.
Вывод арбитражного суда первой инстанции об уклонении Чернореченской КЭЧ, являющейся бюджетным учреждением, от исполнения постановлений о назначении административных штрафов не подтвержден соответствующими доказательствами. Не обращение Чернореченской КЭЧ с заявлением об отсрочке и рассрочке исполнения постановлений о назначении административных наказаний в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, не обжалование постановлений в установленном порядке не могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для применения части 2 статьи 31.9 КоАП РФ.
Как следует из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.20006 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушений" при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении года со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у арбитражного суда первой инстанции на момент вынесения судебного акта оснований для возложения на Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю обязанности по принятию к исполнению постановлений Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 08.06.2007 N 442/07-Ю, от 27.07.2007 N 528/07-Ю в связи с пропуском срока давности исполнения постановлений о назначении административного наказания. В этой части решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 ноября 2008 года по делу N А73-10688/2008 в части возложения на Отделение по городу Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю обязанности принять к исполнению постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 08.06.2007 N 442/07-Ю, от 27.07.2007 N 528/07-Ю о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 80 000 руб. с определениями от 20.06.2008 отменить.
В удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф.Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10688/2008
Истец: Государственная жилищная инспекция Правительсва Хабаровского края
Ответчик: Отделение по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: Чернореченская КЭЧ, Администрация г. Хабаровска