г. Хабаровск |
|
27 февраля 2009 г. |
N 06АП-361/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Логвиненко С.А.,
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Ребус Л.В., представитель по доверенности от 25.08.2008 N 01/7-4003; Федоренко И.С., представитель по доверенности от 09.07.2008 N 01/7-3277;
от муниципального унитарного предприятия "Спектр" Советско-Гаванского муниципального района: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 22.12.2008
по делу N А73-13298/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Манник С.Д.
по заявлению администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Спектр" Советско-Гаванского муниципального района
о признании недействительными решения и предписания
Решением Арбитражного суда Хабаровского края удовлетворены требования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация, заявитель) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, Управление, антимонопольный орган) от 16.09.2008 N 6 и предписания от 16.09.2008 N 6.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении требований администрации отказать.
В судебном заседании представители УФАС по Хабаровскому краю настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, муниципальное унитарное предприятие "Спектр" Советско-Гаванского муниципального района (далее - МУП "Спектр", предприятие) о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, но своих представителей для участия в нем не направили.
Заслушав представителей антимонопольного органа, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В ходе проведения анализа рынка услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов на полигонах отделом контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено, что распоряжением главы администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 08.08.2007 N 1400-р МУП "Спектр" передан в аренду по договору от 14.08.2007 N 03-7/1233 земельный участок для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов. Распоряжением от 30.07.2008 N 1444-р срок договора аренды от 14.08.2007 N 03-7/1233 продлен, заключено дополнительное соглашение от 03.08.2008 к договору от 30.07.2008 N 1444-р.
При проверке выявлено, что названный земельный участок предоставлен предприятию в качестве муниципальной помощи, однако, администрация не получила письменное согласование антимонопольного органа на предоставление помощи, чем нарушила требования статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, УФАС по Хабаровскому краю пришло к выводу, что на рынке услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов в географических границах Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и прилегающего к нему Ванинского района указанную деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта: общество с ограниченной ответственностью "Факел" и МУП "Спектр". Также имеются потенциальные участники данного рынка (в случае закрепления за ними полигона для складирования/захоронения/утилизации твердых бытовых отходов), которыми могли бы стать предприятия различных форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Ванинского и (или) Советско-Гаванского районов по вывозу твердых бытовых отходов (общество с ограниченной ответственностью "Совгаванская топливно-экспортная компания", общество с ограниченной ответственностью "Автомобилист", общество с ограниченной ответственностью "Оникс", общество с ограниченной ответственностью "Профметалл", общество с ограниченной ответственностью "Холдинг "Специальные Технологии Строительства"). Установив данное обстоятельство, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что действиями администрации ограничены возможности доступа других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов, чем нарушена часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проверки, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16.09.2008 N 6 действия администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в части издания распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р "О предоставлении МУП "Спектр" в аренду земельного участка под полигон твердых бытовых отходов на землях иного специального назначения Советско-Гаванского района", распоряжения от 30.07.2008 N 1444-р "О продлении МУП "Спектр" срока аренды земельного участка под полигон твердых бытовых отходов на землях иного специального назначения Советско-Гаванского района", заключения договора аренды на данный земельный участок от 14.08.2007 N 03-7/1233 (с учетом дополнительного соглашения от 03.08.2008), без проведения торгов (конкурса, аукциона), а также с нарушением порядка предоставления муниципальной помощи, признаны нарушающими часть 1 статьи 15, части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 3 названного решения администрации рекомендовано рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды земельного участка от 14.08.2007 N 03-7/1233 (дополнительное соглашение от 03.08.2008), заключенного с МУП "Спектр" с предоставлением в Управление подтверждающих документов. На период оформления договорных отношений, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе антимонопольного, рассмотреть возможность оказания услуг по эксплуатации свалки бытовых отходов МУП "Спектр" (в рамках существующих договорных отношений).
Пунктами 4 и 5 Решения от 16.09.2008 N 6 антимонопольный орган определил в случае неисполнения администрацией в срок до 20.11.2008 пункта 3 решения от 16.09.2008, обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р, распоряжения от 30.07.2008 N 1444-р, договора аренды земельного участка от 14.08.2007 N 03-7/1233 (с учетом дополнительного соглашения от 03.08.2008) недействительными, а материалы дела передать уполномоченному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, установленном частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края выдано предписание от 16.09.2008 N 6, которым указано на:
- прекращение нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в издании распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р, распоряжения от 30.07.2008 N 1444-р;
- прекращение нарушения частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка предоставления муниципальной помощи путем передачи земельного участка в аренду МУП "Спектр" на основании распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р (распоряжения от 30.07.2008 Nм 1444-р).
Пунктами 3, 3.1, 3.2 предписания от 16.09.2008 администрации указано на совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции:
- отменить распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р, от 30.07.2008 N 1444-р;
- при передаче в арендное пользование земельного участка осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (проведение торгов (конкурса, аукциона, либо направление в антимонопольный орган ходатайства о получении письменного согласования на предоставление муниципальной помощи).
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обжаловала решение и предписание антимонопольного органа от 16.09.208 N 6 в Арбитражный суд Хабаровского края.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок был предоставлен МУП "Спектр" до вступления в законную силу Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, указанный Закон не подлежал применению к рассматриваемым правоотношениям. Кроме того, суд счел, что пунктом 4 статьи 53 указанного Закона администрации прямо разрешено заключение договоров аренды земельного участка с МУП "Спектр", как с субъектом малого предпринимательства, без проведения в этом случае соответствующих торгов (конкурса, аукциона).
Суд признал доводы УФАС по Хабаровскому краю о нарушении администрацией статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" формальными. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, о недоказанности Управлением факта наличия в Советско-Гаванском районе Хабаровского края конкуренции между хозяйствующими субъектами по организации вывоза и складирования твердых бытовых отходов, содержания свалки, а также факт предоставления администрацией предприятию муниципальной помощи.
В апелляционной жалобе УФАС по Хабаровскому краю привело следующие доводы.
Управление не согласно с тем, что земельный участок передан в аренду МУП "Спектр" до вступления в силу Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку распоряжения администрации N 1400-р, N 1444-р приняты 08.08.2007 и 30.07.2008 соответственно, договор аренды заключен администрацией и МУП "Спектр" 14.08.2007. Управление считает, что при подписании дополнительного соглашения от 03.08.2008 к договору аренды от 14.08.2007, стороны договора должны были соблюсти требования статьи 20 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, УФАС по Хабаровскому краю считает, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку МУП "Спектр" не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Не согласно Управление и с выводом суда о том, что в решении от 16.09.2008 N 6 отсутствуют сведения о конкретных хозяйствующих субъектах, которые могли бы конкурировать с МУП "Спектр" на рынке услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов.
Апелляционный суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Действительно, как следует из приобщенного к материалам дела распоряжения от 24.10.2006 N 1173-р "О предоставлении МУП "Спектр" в аренду земельного участка в р.п. Лососина в районе бухты Ситуан" (л.д. 36) МУП "Спектр" предоставлен в аренду на срок с 01.10.2006 по 31.12.2006 ранее образованный земельный участок площадью 44206,80 кв.м., расположенный на землях поселений Советско-Гаванского района в территориальной зоне специального назначения рабочего поселка Лососина, для эксплуатации и обслуживания свалки бытовых отходов в районе бухты Ситуан в границах, согласно чертежу земельного участка.
Между тем, УФАС по Хабаровскому краю признаны нарушающими статьи 15 и 20 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия администрации в части издания распоряжений от 08.08.2007 N 1400-р, от 30.07.2008 N 1444-р, заключения 14.08.2007 договора аренды на земельный участок N 03-7/1233, с учетом дополнительного соглашения от 03.08.2008 (л.д. 18-20, 25-31). Названные действия были совершены администрацией после 27.10.2006, следовательно, нормы Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подлежат применению к возникшим правоотношениям.
Кроме того, как следует из распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р, МУП "Спектр" в аренду предприятию предоставлен земельный участок площадью 6,20 га, расположенный на землях иного специального назначения Советско-Гаванского муниципального района, в районе перекрестка автомобильной дороги Совгавань-Аэропорт, Коппинской лесовозной дороги, для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов в границах, в соответствии с чертежом участка. Согласно договору от 14.08.2007 названный земельный участок имеет учетный номер 27:13:08 01 000:0000.
Участок, же, предоставленный МУП "Спектр" в 2006 году имеет учетный номер 27:21:01 06 000:0100 и расположен на землях поселений, что следует из паспорта земельного участка (л.д. 39).
Таким образом, материалы дела подтверждают, что арендные отношения на земельный участок, явившийся предметом распоряжения от 08.08.2007 N 1400-р и договора от 14.08.2007 (учетный номер 27:13:08 01 000:0000), фактически были оформлены после вступления в законную силу Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, является ошибочным вывод суда первой инстанции, основанный на применении части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о том, что администрации законом разрешено заключение договора аренды земельного участка с МУП "Спектр" без соблюдения соответствующих процедур.
Часть 4 статьи 53 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" была введена Федеральным законом от 08.11.2008 N 195-ФЗ, вступившим в законную силу 10.11.2008, и, соответственно, на момент принятия администрацией распоряжений от 08.08.2007 N 1400-р, от 30.07.2008 N 1444-р, заключения 14.08.2007 договора N 03-7/1233 часть 4 статьи 53 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не существовала.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции о праве администрации заключить договор аренды земельного участка с МУП "Спектр" без соблюдения процедур, установленных Федеральным законом от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", противоречат содержанию норм указанного Федерального закона, действовавших в период принятия распоряжений 08.08.2007 N 1400-р, от 30.07.2008 N 1444-р и заключения договора от 14.08.2007 N 03-7/1233.
Как следует из решения от 16.09.2008 N 6 (л.д. 7-13) Управление признало действия администрации, предоставившей муниципальную помощь МУП "Спектр" без согласования антимонопольного органа, нарушающими часть 1 статьи 15, пункты 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы антимонопольного органа основаны на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальной помощью является предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем, в частности, передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 названного Федерального закона предусмотрено, что муниципальная помощь может предоставляться в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Советско-Гаванский район Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 приравнен к районам Крайнего Севера.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции муниципального района (пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Кроме того, как следует из решения от 16.09.2008 N 6, на рынке услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов осуществляют деятельность такие предприятия, как общество с ограниченной ответственностью "Факел", общество с ограниченной ответственностью "Совгаванская топливно-экспортная компания", общество с ограниченной ответственностью "Автомобилист", общество с ограниченной ответственностью "Оникс", общество с ограниченной ответственностью "Профметалл", общество с ограниченной ответственностью "Холдинг "Специальные Технологии Строительства".
Следовательно, действия администрации, предоставившей МУП "Спектр" в аренду земельный участок под полигон твердых бытовых отходов обладают признаками муниципальной помощи, установленными пунктом 20 статьи 4, и для целей согласно статье 19 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, названные действия создали преимущества для муниципального предприятия по сравнению с перечисленными выше юридическими лицами, так как указанным хозяйствующим субъектам возможность заключения договора аренды земельного участка под полигон твердых бытовых отходов администрацией предоставлена не была.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Однако, администрацией соответствующее ходатайство в Управление не было направлено.
Признавая незаконным решение и предписание от 16.09.2008 N 6, суд первой инстанции исходил из того, что УФАС по Хабаровскому краю не доказаны факты обращения других предприятий с жалобами на ограничение конкуренции, а также не доказано наличие конкуренции названных предприятий с МУП "Спектр".
Между тем, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. То есть, по смыслу приведенной нормы материального права, принятие таких актов не обязательно должно повлечь ограничение конкуренции, но может создать угрозу таковой.
Поскольку Управлением установлено, что администрацией согласие антимонопольного органа на предоставление МУП "Спектр" муниципальной помощи не получено, при этом, на рынке услуг по удалению и обработке твердых бытовых отходов осуществляют хозяйственную деятельность помимо муниципального предприятия и другие юридические лица, являются правомерными выводы УФАС по Хабаровскому краю о том, что названные действия администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края нарушают часть 1 статьи 15 и части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с этим, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительными ненормативных актов Управления.
Таким образом, апелляционный суд, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, установил, что он подлежит отмене, как принятый с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.12.2008 по делу N А73-13298/2008 отменить. В удовлетворении заявления администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании недействительными решения от 16.09.2008 N 6 и предписания от 16.09.2008 N 6 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13298/2008
Истец: Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: УФАС по Хабаровскому краю
Третье лицо: МУП "Спектр"