г. Хабаровск |
|
25 марта 2009 г. |
06АП-774/2009 |
Резолютивная часть оглашена 18 марта 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании доверенности от 21.01.2009 б/н представитель - Мазалова Н.В.;
от налогового органа явился на основании доверенности от 16.01.2009 N 05 представитель - Серга Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидационной комиссии Муниципального унитарного предприятия "Карина"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2009
по делу N А73-4836/2008, принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Карина"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
об обязании осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп.
заинтересованное лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Карина" (далее - заявитель, МУП "Карина", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края) осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 37 590 руб. 82 коп. и на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 6 590 руб. 86 коп., а всего 44 181 руб. 68 коп.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок возврата и зачет излишне уплаченных налогов, сборов, пеней.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.06.2008 по делу N А73-4836/2008 на ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность по возврату заявителю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп., в том числе, 37 590 руб. 82 коп. - на выплату страховой части трудовой пенсии, 6 590 руб. 86 коп. - на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.11.2008 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.06.2008 по делу N А73-4836/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2009 по делу N А73-4836/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что наличие у страхователя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп. не подтверждается материалами дела.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение 22.01.2009 по делу N А73-4836/2008 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению страхователя, наличие переплаты по страховым взносам подтверждается балансом расчетов МУП "Карина" по состоянию на 27.03.2008, данный факт подтвержден налоговым органом в ходатайстве от 11.06.2008 N 04-10/13997, в тоже время баланс расчетов, составленный по состоянию на 24.12.2008, по мнению заявителя, не может являться доказательством отсутствия переплаты по страховым взносам. Также заявитель сослался на то, что судом первой инстанции не исследовался факт добровольного возврата налоговым органом из бюджета страхователю излишне уплаченных страховых взносов.
В судебном заседании представитель страхователя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, а представитель налогового органа, считая их несостоятельными, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения жалобы Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что 29.03.2008 МУП "Карина" в лице ликвидационной комиссии и Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края произведена совместная сверка расчетов предприятия по налогам, сборам, пеням, штрафам, в ходе которой установлено наличие у заявителя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе, по страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 37 590 руб. 82 коп., по страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 6 590 руб. 86 коп., что отражено в составленном балансе расчетов заявителя по состоянию на 27.03.2008 N 67805.
23.04.2008 МУП "Карина" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп., в том числе, 37 590 руб. 82 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, 6 590 руб. 86 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии.
Решением Инспекции от 12.05.2008 N 493 заявление МУП "Карина" возвращено без исполнения, в связи с тем, что не определен администратор, уполномоченный проводить зачет (возврат) страховых взносов.
Письмом от 20.05.2008 N 10-27 налоговый орган уведомил заявителя о том, что зачет (возврат) страховых взносов не может быть проведен, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, определенному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, положения статьей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с действиями налогового органа, страхователь, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда являются налоговые органы. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ (в редакции действовавшей в 2007 году) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичными правомочиями налоговые органы обладают в силу пункта 2 статьи 20, статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг." и после 01.01.2008.
Таким образом, следует признать, что арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, соответственно, ссылка налогового органа в данной части как на основание для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов является несостоятельной.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов у органов Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется.
Поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Из материалов дела следует, что в результате совместной сверки МУП "Карина" и налогового органа расчетов предприятия по налогам, сборам, пеням и штрафам, проведенной 29.03.2008 (баланс расчетов на 27.03.2008 (т.д. 1 л.д. 10-12)), установлено наличие переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп., в том числе 37 590 руб. 82 коп. - на выплату страховой части трудовой пенсии, 6 590 руб. 86 коп. - на выплату накопительной части трудовой пенсии.
При этом согласно акту сверки задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 01.12.2008 (т.д. 2 л.д. 46), балансу расчетов на 24.12.2008 (т.д. 2 л.д. 104) у страхователя отсутствует переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 44 181 руб. 68 коп.
Платежные документы, подтверждающие факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 44 181 руб. 68 коп., отсутствуют в материалах дела, и не представлены заявителем при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Кроме того, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что причиной наличия на 29.03.2008 переплаты явилось непредставление МУП "Карина" в налоговый орган расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2003 года, что привело к неотражению в лицевом счете страхователя его обязательств по уплате страховых вносов за указанный период. После совместной сверки между Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) и налоговым органом, инспекцией внесены изменения в лицевой счет предприятия. Следовательно, сведения, содержащиеся в акте совместной сверки от 29.03.2008, не соответствуют фактическим обстоятельствам уплаты заявителем страховым взносов и не подтверждены иными доказательствами.
С учетом изложенных обстоятельств, при отсутствии платежных документов в подтверждение излишней уплаты страховых взносов в сумме 44 181 руб. 68 коп. либо доказательств, подтверждающих наличие иных обстоятельств образования переплаты, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт переплаты надлежащим образом не подтвержден, а баланс расчетов страхователя, на который ссылается заявитель, не является достаточным доказательством фактического наличия переплаты с целью ее возврата в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ликвидационной комиссии Муниципального унитарного предприятия "Карина".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на страхователя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 января 2009 года по делу N А73-4836/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ликвидационной комиссии Муниципального унитарного предприятия "Карина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4836/2008
Истец: Ликвидационная комиссия МУП "Карина" (Комитет по управлению имуществом гор.Комсомольска-на-Амуре)
Ответчик: ИФНС РФ по Комсомольску-на-Амуре
Кредитор: Комитет по управлению имуществом гор.Комсомольска-на-Амуре
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2285/2009
25.03.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-774/2009
22.01.2009 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4836/08
05.11.2008 Постановление Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4836/08
30.06.2008 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4836/08