г. Хабаровск |
|
25 марта 2009 г. |
N 06АП-457/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю: представитель не явился;
индивидуального предпринимателя Кривошеина Николая Николаевича, паспорт серии 08 01 N 227076, выдан Краснофлотским РОВД гор. Хабаровска 18.06.2001
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кривошеина Николая Николаевича
на решение от 16 декабря 2008 года
по делу N А73-12803/2008
арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Зверева А.В.
по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю
о привлечении индивидуального предпринимателя Кривошеина Николая Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю (далее - УФРС по Камчатскому краю, административный орган) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя - арбитражного управляющего Кривошеина Николая Николаевича (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.12.2008 заявленные требования УФРС по Камчатскому краю удовлетворены. Арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 2 500 руб. в доход федерального бюджета.
Не согласившись с судебным решением, арбитражный управляющий подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании арбитражный управляющий поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель УФРС по Камчатскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Заслушав арбитражного управляющего, исследовав материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд счел решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции вынесено 16.12.2008 в отсутствие арбитражного управляющего либо его представителя. При этом арбитражный суд счел возможным рассмотреть заявление УФРС по Камчатскому краю, основываясь на уведомлении N 82748 о вручении 07.12.2008 арбитражному управляющему определения арбитражного суда Хабаровского края от 26.11.2008 об отложении судебного разбирательства.
Между тем, согласно электронным билетам и справки ЗАО "Дальневосточное Авиационное Агентство "Спектр Авиа Сервис" от 12.03.2009 N 07/893 арбитражный управляющий с 22.11.2008 по 13.12.2008 находился в г. Москве и не мог получить 07.12.2008 определение об отложении судебного разбирательства.
Следовательно, судом первой инстанции решение вынесено в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, то есть с нарушением требований статьи 123 АПК РФ.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах на основании части 5 статьи 270 АПК РФ оспариваемое решение подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права, а дело - рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)") арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации и действовать добросовестно, разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего) определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административного управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2008 по делу N А24-582/2008 в отношении муниципального унитарного предприятия "Усть-Хайрюзовское коммунальное хозяйство "Коммунальщик" (далее - МУП "Усть-Хайрюзовское коммунальное хозяйство "Коммунальщик", должник) введена процедура банкротства - наблюдение, сроком на пять месяцев, временным управляющим утвержден Кривошеин Н.Н.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 451 "О Федеральной регистрационной службе", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службе по субъекту (субъектам) Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", а так же на основании определения арбитражного суда Камчатского края от 26.09.2008 по делу N А24-582/2008 УФРС по Камчатскому краю проведена проверка деятельности арбитражного управляющего Кривошеина Н.Н.
По результатам проверки в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2008, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанным протоколом зафиксированы факты ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него Законом "О несостоятельности (банкротстве)", а именно, арбитражным управляющим не представлены в арбитражный суд копии: документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился; документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ; заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено; также арбитражным управляющим опубликован не полный перечень сведений, подлежащих опубликованию в официальном издании; нарушен срок опубликования в официальном издании сведений, подлежащих опубликованию.
Указанные действия арбитражного управляющего являются нарушениями пункта 5 статьи 28, пункта 1 статьи 54, пункта 2 статьи 67 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", подпунктов "а", "б" и "в" пункта 7 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
На основании протокола от 29.10.2008, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Рассмотрев заявление УФРС по Камчатскому краю, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и привлечения к административной ответственности арбитражного управляющего в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ)) при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника.
Согласно пункту 1 статьи 67 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 67 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", в редакции, действующей до внесения изменений Законом N 296-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 68 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" временный управляющий обязан в срок, установленный статьей 54 настоящего Федерального закона, направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 названной выше статьи Закона (в редакции, действующей до внесения изменений Законом N 296-ФЗ) предусмотрено, что временный управляющий обязан не позднее чем через четырнадцать дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 54 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действующей до внесения изменений Законом N 296-ФЗ) сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Арбитражный управляющий в течение трех дней с даты получения соответствующего судебного акта направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования таких сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.
Направленные для опубликования в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения публикуются в течение десяти дней с момента их получения.
Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 28 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о введении наблюдения.
В случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, опубликованные сведения должны содержать: наименование должника и его адрес; наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника; фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес; установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 3 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом "О несостоятельности (банкротстве)", и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Отчет временного управляющего должен содержать сведения: о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника; о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения; иные сведения о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав (пункт 6 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего).
Согласно пункту 7 названных выше Правил к отчету временного управляющего прилагаются копии: документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился; документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ; заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено; реестра требований кредиторов на дату составления отчета; документов о надлежащем уведомлении кредиторов о введении в отношении должника процедуры наблюдения; протокола первого собрания кредиторов (в случае если оно состоялось); иных документов, свидетельствующих о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.
Как усматривается из материалов дела, арбитражным управляющим был представлен в арбитражный суд Камчатского края отчет о его деятельности, протокол первого собрания кредиторов от 19.09.2008 с приложениями. При этом, в нарушение подпунктов "а", "б" и "в" пункта 7 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего к отчету арбитражного управляющего не были приложены копии: документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился; документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ; заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено.
Непредставление данных документов лишило арбитражный суд Камчатского края возможности установить действительное финансовое положение должника с целью последующей возможности продолжения рассмотрения дела о банкротстве должника, в том числе, введения в отношении должника следующей процедуры банкротства.
Кроме того, арбитражный управляющий должен был не позднее 17.05.2008 направить в официальное издание сведения, подлежащие опубликованию, поскольку определение арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2008 о введении наблюдения в отношении МУП "Усть-Хайрюзовское коммунальное хозяйство "Коммунальщик" и утверждении временным управляющим Кривошеина Н.Н. было получено им 14.05.2008.
Однако, согласно ответу Дальневосточного регионального представительства "Российской газеты" от 21.10.2008 N 292 на запрос УФРС по Камчатскому краю заявка на опубликование в "Российскую газету" поступила 10.07.2008, то есть по истечении 54 дней с даты получения арбитражным управляющим определения арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2008, что является нарушением пункта 1 статьи 54 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме этого, в нарушение пункта 5 статьи 28 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим в данной публикации не указан адрес предприятия-должника и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является.
Данные факты арбитражным судом установлены и подтверждены доказательствами, имеющими в материалах дела, а так же протоколом об административном правонарушении от 29.10.2008.
При таких обстоятельствах, в действиях арбитражного управляющего имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Довод заявителя жалобы об отсутствии его вины, связанной с отправкой отчета по почте, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В материалах дела имеются доказательства вины арбитражного управляющего, заключающейся в бездействии и выражающейся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Довод арбитражного управляющего о том, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие, таким образом, арбитражный управляющий был лишен права на защиту, предусмотренную статьей 25.1 КоАП РФ, арбитражным судом так же отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В материалах дела имеется уведомление от 22.10.2008 N 08-56/5987 о необходимости явиться 29.10.2008 в 11 часов 00 минут арбитражному управляющему в УФРС по Камчатскому краю для ознакомления и подписания определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или протокола об административном правонарушении, с разъяснением прав, предусмотренных статьями 24.2 и 25.1 КоАП РФ. Данное уведомление арбитражным управляющим получено 22.10.2008, что подтверждается его подписью. Следовательно, арбитражный управляющий был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, при этом ходатайство об отложении рассмотрения дела от него заявлено не было.
Таким образом, порядок и сроки привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства арбитражным судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении на арбитражного управляющего административного штрафа в размере 2 500 руб., являющегося минимальным при назначении наказания по названной выше норме права.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ не облагаются государственной пошлиной заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Следовательно, не подлежит уплате государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на принятые судебные акты по указанной категории дел.
Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 14.13, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 202-206, 258, 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 16 декабря 2008 года по делу N А73-12803/2008 отменить.
Индивидуального предпринимателя Кривошеина Николая Николаевича, 23.07.1944 года рождения, уроженца с. Талдан, Сковородинского района, Амурской области, проживающего по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Стрельникова, д. 15, кв. 171, зарегистрированного 19.02.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю за основным государственным номером 305272204100091, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному штрафу в размере 2 500 руб. в доход федерального бюджета.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатскому краю, ГРКЦ ГУ Банк России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский, номер счета получателя платежа 40101810100000010001, ИНН 4101099096, БИК 043002001, Код ОКАТО 30401000000, КБК 321 1 16 90040040000140.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кривошеину Николаю Николаевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную по квитанции от 30.01.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12803/2008
Истец: УФРС по Камчатскому краю
Ответчик: ИП Кривошеин Н.Н.