г. Хабаровск |
|
31 марта 2009 г. |
N 06АП-799/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Балинской И.И., Малышевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Федоровой О.В., адвоката по доверенности от 17.10.2008 N 01.22/1353
от ответчиков: Хабаровского краевого ФОМС - Потаревой С.В., представителя по доверенности от 30.12.2008 N 91-08;
от МФ РФ - Морозова В.С., представителя по доверенности от 26.01.2009 N 714
от третьего лица: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ
на решение от 19.01.2009
по делу N А73-12163/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Жолондзь Ж.В.
по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 15" управления здравоохранения администрации города Хабаровска
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
о взыскании 672 324, 53 рублей
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 15" управления здравоохранения администрации города Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 672 324, 53 рублей, возникших в результате дополнительных денежных выплат медицинским работникам, выполнявшим государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 19.01.2009 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации. В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано. При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Хабаровского края, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.
По мнению Министерства финансов РФ, финансирование расходов по финансовому обеспечению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году осуществлено в полном объеме, с превышением необходимых затрат; Российская Федерация исполнила свои обязательства по финансированию указанных расходов и не может нести ответственность за убытки, понесенные истцом. Податель жалобы также ссылается на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 не предусматривает компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка для данной категории медицинских работников, за счет субвенций из бюджета, так как пункт 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета содержит исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Указанные выплаты также не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Истец и Хабаровский краевой ФОМС в представленных отзывах и выступлениях в заседании суда выразили согласие с состоявшимся по делу судебным актом, полагая его законным и обоснованным, просили отказать Минфину РФ в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов РФ настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить в иске к данному ответчику отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13.01.2006 между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (фонд) и МУЗ "Городская поликлиника N 15" (учреждение) заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при его отсутствии - соответствующим учреждением здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.
В целях исполнения государственного задания между МУЗ "Городская поликлиника N 15" (работодатель) и врачами, медицинскими сестрами заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми работодатель обязался ежемесячно выплачивать за оказание дополнительной медицинской помощи надбавку к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей - участковых, начиная с 01.12.2006. В течение 2006 года учреждение в соответствии с условиями договора ежемесячно предоставляло в Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования в 2006 году перечислял МУЗ "Городская поликлиника N 15" субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам.
Между тем, при определении суммы бюджетного финансирования не учитывались расходы на дополнительные денежные выплаты, гарантии медицинским работникам, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, в связи с чем у истца возникли реальные убытки, что и послужило основанием для обращения с настоящими требованиями в суд на основании пункта 2 статьи 15 ГК РФ.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа).
В соответствии с разделом IV Программы на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Статьей 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
В составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочий по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 указанной статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, передаваемых на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тысяч рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тысяч рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
Средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Из пункта 3 указанных Правил следует, что средства, которые передавались в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, не включали в себя средства на оплату среднего заработка за период отпуска с учетом надбавок к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей-участковых.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суд первой инстанции правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Доводы заявителя о том, что учитывать все выплачиваемые работникам надбавки при расчете среднего заработка является обязанностью работодателя, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как денежные выплаты, предусмотренные пунктом 3 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи носят строго целевой характер и не могут использоваться работодателем по своему усмотрению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу Минфина РФ - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2009 по делу N А73-12163/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
И.И.Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12163/2008
Истец: МУЗ "Городская поликлиника N 15" управления здравоохранения администрации г.Хабаровска
Ответчик: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования, РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования