г. Хабаровск |
|
17 апреля 2009 г. |
06АП-1089/2009 |
Резолютивная часть оглашена 14 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Хабаровска явился на основании доверенности от 12.01.2009 N 1.1.55-73 представитель - Жук О.М.;
от Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю явился на основании доверенности от 26.01.2009 N 01-23/132 представитель - Кузин В.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2009
по делу N А73-15067/2008, принятое судьей Стёпиной С.Д.
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Отделению по Индустриальному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа о возврате исполнительных документов
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю) о возврате исполнительных документов - постановлений административной комиссии администрации г. Хабаровска от 25.01.2008 N N 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008 NN 645, 662, 663, 674, 675, 676 в отношении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части. Кроме того, заявитель просил обязать Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению вышеуказанные постановления.
Право на обращение с соответствующим заявлением Администрация города Хабаровска обосновала тем, что оспариваемые действия противоречат главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также порядку исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленного статьями 31.2, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2009 по делу N А73-15067/2008 требования Администрации города Хабаровска удовлетворены. Признан незаконным отказ Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю от 09.12.2008 N 06-65/2313 о возврате исполнительных документов - постановлений административной комиссии Администрации города Хабаровска N 182 от 25.01.2008, N 183 от 25.01.2008, N 184 от 25.01.2008, N 185 от 25.01.2008, N 186 от 25.01.2008, N 645 от 22.02.2008, N 662 от 22.02.2008, N 663 от 22.02.2008, N 674 от 22.02.2008, N 675 от 22.02.2008, N 676 от 22.02.2008 для взыскания денежных средств с Краснореченской квартирно-эксплуатационной части. На Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю возложена обязанность принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска N 182 от 25.01.2008, N 183 от 25.01.2008, N 184 от 25.01.2008, N 185 от 25.01.2008, N 186 от 25.01.2088, N 645 от 22.02.2008, N 662 от 22.02.2008, N 663 от 22.02.2008, N 662 от 22.02.2008, N 663 от 22.02.2008, N 674 от 22.02.2008, N 675 от 22.02.2008, N 676 от 22.02.2008 в отношении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные административной комиссией Администрации г. Хабаровска, относятся к исполнительным документам и служат основаниями для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку статья 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает исчерпывающий перечень исполнительных документов, не содержит ограничения и запрета на предъявление в качестве исполнительного документа постановлений - актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, у Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю отсутствовали правовые основания для возврата исполнительных документов.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду несоответствия выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением арбитражным судом первой инстанции норм материального права. По мнению Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю постановления о привлечении к административной ответственности не являются исполнительными документами, соответственно, не могут быть приняты к исполнению без исполнительных листов. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не обоснованна обязанность Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принимать к исполнению исполнительные документы, а также не учтены обстоятельства, свидетельствующие о пропуске, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ срока данности исполнения постановления о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель Администрации города Хабаровска доводы апелляционной жалобы отклонил как несостоятельные и просил решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
25.01.2008 и 22.02.2008 административной комиссией Администрации города Хабаровска вынесены постановления N N 182, 183, 184, 185, 186 и NN 662, 663, 674, 675, 676 о привлечении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части по статье 3.11, части 1 статьи 4.13, части 1 статьи 4.8, статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 26.05.2004 N 185.
27.11.2008 Администрацией города Хабаровска указанные постановления и заявление о взыскании направлены в Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю для исполнения.
Письмом от 09.12.2008 N 06-65/2313 Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю возвратило постановления от 25.01.2008 NN 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008 NN 662, 663, 674, 675, 676 со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указав следующее основание: непредставление исполнительного листа и копии судебного акта, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несогласие с действиями Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю, послужило основанием для обращения Администрации г. Хабаровска в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая отказ Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю по возврату исполнительных документов незаконным арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
Действительно пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.
В этой связи постановления о привлечении к административной ответственности от 25.01.2008 N N 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008 NN 662, 663, 674, 675, 676 административной комиссии Администрации города Хабаровска, являются исполнительными документами, в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежат направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.
В этой части выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и на полном установлении фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы об истечении на момент возложения на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю срока давности исполнения постановлений о назначении административный наказаний вынесенных 25.01.2008 N N 182, 183, 184, 185, 186.
Согласно статье 31.2 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Согласно данной норме постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Как следует из материалов дела, постановления N N 182, 183, 184, 185, 186 вынесены административным органом 25.01.2008. Дата вступления в законную силу данных постановлений административным органом определена 04.02.208, что подтверждается сведениями, содержащимися в данных актах. С данной даты подлежит исчислению срок давности исполнения постановлений.
Администрацией города Хабаровска не представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии даты вступления в законную силу постановлений фактической. Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть подтвердила факт получения спорных постановлений в январе 2008 года, указанные обстоятельства подтверждаются и реестром почтовых отправлений от 26.01.2008. Поскольку на момент вынесения судебного акта - 12.02.2009 срок давности исполнения постановлений от 25.01.2008 N N 182, 183, 184, 185, 186 истек, решение арбитражного суда первой инстанции в части возложения обязанности на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска от 25.01.2008 NN 182, 183, 184, 185, 186 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 февраля 2009 года по делу N А73-15067/2008 в части возложения обязанности на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска от 25.01.2008 NN 182, 183, 184, 185, 186 изменить.
Администрации города Хабаровска в удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по Индустриальному району города Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15067/2008
Истец: Администрация г.Хабаровска
Ответчик: Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю