г. Хабаровск |
|
29 апреля 2009 г. |
N 06АП-1302/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области: Сизиков Павел Юрьевич, паспорт 9908 236339, выдан 23.10.2008 Отделением ОФМС России по Еврейской автономной области в г.Биробиджане, представитель по доверенности от 23.12.2008 N 123;
от областного государственного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница": Уманский Феликс Александрович, паспорт 99 02 084423, выдан 04.06.2002 Биробиджанским ГОВД ЕАО, главный врач
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница"
на решение 27 февраля 2009 года
по делу N А16-121/2009
Арбитражного суда Еврейской автономной области
Дело рассматривал судья Балова Е.В.
по заявлению областного государственного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница"
к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2009 N 3
Областное государственное учреждение здравоохранения "Инфекционная больница" (далее - ОГУЗ ""Инфекционная больница", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области (далее - Управление МЧС России по ЕАО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2009 N 3, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Решением суда от 27.02.2009 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ОГУЗ ""Инфекционная больница" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указывает на невозможность исполнения предписания в связи с отсутствием целевого финансирования на противопожарную безопасность.
Представитель ОГУЗ "Инфекционная больница" в заседании суда апелляционной инстанции настаивал на доводах, изложенных в жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления МЧС России по ЕАО в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, полностью поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на основании распоряжения от 22.01.2009 N 1 проведена внеплановая проверка противопожарного состояния в здании ОГУЗ "Инфекционная больница".
В ходе проверки установлены нарушения требований норм пожарной безопасности:
1. отсутствуют планы эвакуации людей на случай пожара, разработанные в соответствии с нормами;
2. лечебное учреждение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
3. здание кухни и прачечной не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 1 типа;
4. в лечебном учреждении не смонтировано эвакуационное освещение;
5. световые указатели "выход" не оборудованы резервным источником питания;
6. лечебное учреждение не в полном объеме укомплектовано первичными средствами пожаротушения;
7. электросветильники не закрыты колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
8. слуховые окна в чердачных помещениях не остеклены;
9. двери в чердачное помещение не выполнены противопожарными 2-го типа, с пределом огнестойкости не менее EI 30;
10. двери кладовых для хранения сгораемых материалов (белья и т.д.) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;
11. двери в электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;
12. не произведен замер сопротивления изоляции внутренних электросетей, проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами;
13. не восстановлены насосы-повысители сети противопожарной) водопровода обеспечивающие требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения;
14. двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнителями в притворах;
15 не демонтированы деревянные перегородки на 2 и 4 этажах;
16. у гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели;
17 обслуживающий персонал не в полной мере обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания;
18. не определены для помещений гаража категория по пожарной опасности и класс зоны по правилам устройства электроустановок;
19. в помещении, гаража не установлены контейнеры из негорючего материала с плотно закрывающейся крышкой для сбора обтирочного материала;
20. в помещении гаража не установлены металлические ящики для хранения в подвешенном виде промасленной спецодежды.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.01.2009 N 1.
22.01.2009 в присутствии законного представителя учреждения - главного врача Уманского Ф.А. составлен протокол об административном правонарушении N 3 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В адрес общества направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.01.2009 б/н, которое получено учреждением 28.01.2009.
29.01.2009 Главным государственным инспектором Еврейской автономной области по пожарному надзору по результатам рассмотрения материалов проверки, в отсутствие представителя учреждения, вынесено постановление N 3 о привлечении ОГУЗ "Инфекционная больница" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из совершения учреждением вменяемого ему административного правонарушения, доказанности вины в его совершении, а также соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, здания общественного назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (пункт 3, пункт 9 таблицы 1 НПБ 110-03); в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами; венткамер, категории В4 и Д по пожарной опасности лестничных клеток (пункт 4 НПБ 110-03).
Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, определены типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения, в том числе для учреждений здравоохранения (таблицы 1, 2 НПБ 104-03).
Согласно пункту 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В соответствии с пунктом 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности.
Пункт 40 ППБ 01-03 устанавливает, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
Согласно пунктам 47 и 48 ППБ 01-03 использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой, при этом спецодежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.
В соответствии с пунктом 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пунктом 129 ППБ 01-03 определено, что обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.
В соответствии с пунктом 44 ППБ 01-03 окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из акта проверки от 22.01.2009 N 1 (л.д. 23) следует, что в ходе мероприятий по надзору соблюдения требований пожарной безопасности в здании ОГУЗ "Инфекционная больница" установлены нарушения указанных выше пунктов ППБ 01-03, а также иных норм и правил пожарной безопасности.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности квалификации административным органом выявленных нарушений норм, правил и требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, ОГУЗ "Инфекционная больница" является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является ОГУЗ "Инфекционная больница".
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения предписания в связи с отсутствием целевого финансирования на противопожарную безопасность по основаниям, изложенным выше.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина учреждения в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение норм, правил и требований пожарной безопасности.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области 27 февраля 2009 года по делу N А16-121/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-121/2009
Истец: областное государственное учреждение здравоохранения инфекционной больницы Управления здравоохранения правительства ЕАО
Ответчик: Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по ЕАО