г. Хабаровск
15 мая 2009 г. |
N 06АП-1675/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "КОРКОДОН": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОРКОДОН"
на решение от 24 марта 2009 года
по делу N А37-136/2009
арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривала судья Степанова Е.С.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КОРКОДОН" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Управление государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, УГАДН по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) обратилось в арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КОРКОДОН" (далее - ООО "КОРКОДОН", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.03.2009 заявленные требования административного органа удовлетворены. ООО "КОРКОДОН" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители УГАДН по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ООО "КОРКОДОН", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
На основании положений статьи 2 названного закона условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований. При этом установлено, что лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании), утвержденное Постановлением Правительства от 30.10.2006 N 637, определяет порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
На основании подпунктов "а", "б", "в" и "з" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27.01.2009 N 01-04/21 УГАДН по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 27.01.2009 по 30.01.2009 проведена внеплановая проверка деятельности ООО "КОРКОДОН" по соблюдению лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании, в том числе требований нормативных правовых актов согласно приложению к данному приказу.
Основанием для указанной проверки явилось совершение 22.12.2008 дорожно-транспортного происшествия на 133 км территориальной автодороги "Омсукчан - Герба" с участием принадлежащего ООО "КОРКОДОН" на законном основании автотранспортного средства, повлекшего за собой телесные повреждения 4 пассажиров.
Из материалов проверки усматривается, что ООО "КОРКОДОН" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок 24 человек на основании лицензии N АСС-49-005036 от 08.05.2008. Лицензия выдана обществу на срок до 07.05.2013.
Перевозку пассажиров общество (Перевозчик) осуществляет на основании договора от 01.04.2008 N 415.657/238, заключенного с ЗАО "Серебро Магадана" (Заказчик), предметом которого является оказание Перевозчиком Заказчику услуги по перевозке автомобильным транспортом сотрудников Заказчика по маршрутам, указанным в Приложении N 1 к договору, в том числе, по междугороднему маршруту "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", а Заказчик обязуется уплачивать за перевозку пассажиров плату в соответствии с настоящим договором (пункт 1.1 договора).
В ходе проведенных данных мероприятий административным органом установлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно: отсутствуют паспорт междугородного маршрута "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", по которому общество согласно договору от 01.04.2008 N 415.657/238, осуществляет регулярные перевозки пассажиров (сотрудников ЗАО "Серебро Магадана"), а так же отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков; отсутствует журнал учета мероприятий по контролю; допущены нарушения порядка заполнения первичных документов по учету работы автотранспорта (путевых листов): не заполняются обязательные реквизиты - имена и отчества водителей, фамилия, имя и отчество медицинского работника, время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителей, показания спидометров (одометров) при выезде автомобилей на линию и по их возвращению с линии в гараж, наименование маршрута перевозки; автобус Урал-3255-0010-01 гос. N МА 439, 2004 года выпуска, используемый обществом на междугородном автобусном маршруте "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", не оборудован тахографом.
По результатам проверки составлены: акт проверки автобуса, совершающего перевозку пассажиров в междугородном сообщении от 29.01.2009, а так же акт внеплановой инспекторской проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом от 29.01.2009 N 01-11/13, зафиксировавшие вышеназванные нарушения.
С участием временно исполняющего обязанности директора общества административным органом 29.01.2009 составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "КОРКОДОН" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в его действиях состава вменяемого ему правонарушения и вины.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации, пунктом 5.2.1 которого предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны, в том числе, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), утвержденное Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
В соответствии с пунктом 18 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, в случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут, службой эксплуатации в порядке, определенном Инструкцией по заполнению паспорта автобусного маршрута (Приложение 3), составляется паспорт маршрута по установленной форме (Приложение 4), разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке.
В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др.
На основании пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (действующего в период спорных правоотношений) юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи обязаны применять утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 N 152 Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В соответствии с пунктом 6 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о транспортном средстве включают, в том числе, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Согласно пункту 16 раздела III указанного нормативного правового акта даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
На основании пункта 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
Между тем, в нарушение указанных выше требований у ООО "КОРКОДОН" на момент проведения проверки отсутствовали паспорт междугородного маршрута "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", схема маршрута с указанием опасных участков, журнал учета мероприятий по контролю; нарушен порядок заполнения первичных документов по учету работы автотранспорта - путевых листов, а именно: не заполнены имена и отчества водителей, фамилия, имя и отчество медицинского работника, время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителей, показание спидометров (одометров) при выезде автомобилей на линию и по их возвращению с линии в гараж; автобус Урал-3255-0010-01 гос. N МА 439, 2004 года выпуска, используемый обществом на междугородном автобусном маршруте "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", не оборудован тахографом.
Событие и состав вменяемого правонарушения ООО "КОРКОДОН" подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: актом проверки автобуса, совершающего перевозку пассажиров в междугородном сообщений от 29.01.2009, актом внеплановой инспекторской проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом от 29.01.2009 N 01-11/13, письмом общества от 04.02.2009 N 028, адресованным начальнику УГАДН по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по вопросу оказания методической помощи по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, путевыми листами, а так же протоколом об административном правонарушении от 29.01.2009.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "КОРКОДОН" заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, установленных законодательством в сфере осуществления лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, однако общество не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязанностей.
Следовательно, в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно и обоснованно вынесено решение о привлечении ООО "КОРКОДОН" к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции, фактически установив, что общество осуществляет перевозку пассажиров по заказу, признал ООО "КОРКОДОН" виновным в нарушении правил, регламентирующий иной вид перевозки - регулярный, в связи с чем, вмененные обществу вышеназванные нарушения подлежат исключению из числа фактов, образующих событие административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно пункту 1.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, к регулярным автобусным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Согласно пункту 15 статьи 2 названного закона расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Как усматривается из материалов дела, согласно договору от 01.04.2008 N 415.657/238, заключенному с ЗАО "Серебро Магадана", перевозки сотрудников данного общества, в том числе по междугороднему маршруту "п. Омсукчан - г. Магадан - п. Омсукчан", осуществляются по графикам, указанным в Приложении N 1 к договору. График движения и расписание отправления автобусов по междугородному маршруту составлен по числам месяца и времени в часах, что подтверждает правомерность отнесения указанного маршрута к маршруту регулярных автобусных перевозок.
Подлежат отклонению доводы общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно не указано время совершения вмененного правонарушения, что имеет существенное значение для исчисления срока давности привлечения его к административной ответственности по факту нарушения порядка заполнения путевых листов, который, по мнению заявителя, истек на момент вынесения оспариваемого решения.
В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом, согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Суд апелляционной инстанции считает, что совершенное обществом правонарушение, выразившееся, в том числе, в нарушении порядка заполнения путевых листов, является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении требований действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол. Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Фиксация указанного выше правонарушения имела место в протоколе об административном правонарушении в момент его фактического обнаружения, то есть 29.01.2009, решение суда первой инстанции о привлечении к ответственности вынесено 24.03.2009, то есть в рамках установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности для привлечения общества к административной ответственности.
Довод общества о том, что автобус Урал-3255-0010-01 гос. N МА 439, 2004 года выпуска не был оснащен тахографом именно заводом-изготовителем, что не может быть вменено ему в вину, судом так же отклоняется.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В целях повышения безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и усиления контроля за выполнением требований Правил дорожного движения Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом").
Необходимость оборудования тахографами автобусов с числом мест более 20, изготовленных после 1 января 1998 г. и используемых на междугородных автобусных маршрутах, так же предусмотрена пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.
Таким образом, отсутствие на автомобиле, в данном случае автобусе, тахографа даже в том случае, если он не установлен заводом-изготовителем, является нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации и Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, соблюдение которых отнесено к обязанности лица, осуществляющего перевозку пассажиров.
В отношении факта нарушения порядка заполнения первичных документов по учету работы автотранспорта - путевых листов, ООО "КОРКОДОН" не оспаривает, при этом считает, что у суда имеются основания признать его малозначительным, применив статью 2.9 КоАП РФ. Данный довод судом так же отклоняется на основании следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, арбитражный суд приходит к выводу о том, что правонарушение, совершенное обществом, нельзя признать малозначительным.
Таким образом, для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, апелляционная жалоба общества подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Магаданской области от 24 марта 2009 года по делу N А37-136/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Е.В.Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-136/2009
Истец: УГАН по Магаданской области
Ответчик: ООО "Коркодор"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1675/2009