г. Хабаровск |
|
25 июня 2009 г. |
N 06АП-2336/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Стекольникова Ю.И., представителя по доверенности от 30.03.2009 б/н; Реваденко В.М., директора
от таможенного органа: Шальневой Е.С., представителя по доверенности от 28.04.2009 N 04-24/4750
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 27.04.2009
по делу N А73-2855/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Шапошникова В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хабаровский офис "Стома-Денталь"
к Хабаровской таможне
о признании недействительными решения от 26.02.2009 N 10703000/260209/13, требования от 26.02.2009 N 27
Общество с ограниченной ответственностью "Хабаровский офис "Стома-Денталь" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) о признании недействительными решения начальника Хабаровской таможни от 26.02.2009 N 10703000/260209/13, предписывающее обществу необходимость уплаты таможенных платежей (налог на добавленную стоимость) в сумме 524 228, 15 рублей, пени в размере 65 982, 85 рублей, а также требования Хабаровской таможни об уплате таможенных платежей от 26.02.2009 N 27, как не соответствующих подпункту 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что ввезенный обществом товар относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой не подлежит обложению НДС, для чего в таможенный орган были представлены соответствующие документы. Оборудование является компонентами стоматологической установки "Перформер", которые имеют единое эксплуатационное назначение и не могут использоваться отдельно для целей, отличающихся от медицинских.
Возражая против доводов заявителя, таможенный орган указал на то, что в таможенных декларациях заявлены не все составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники), которые указаны в регистрационном удостоверении, не ввезена часть комплекта стоматологической установки "Перформер", что исключает применение подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ.
Решением от 27.04.2009 требования ООО "Хабаровский офис "Стома-Денталь" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, Хабаровская таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя, судом не полностью выяснены обстоятельства дела. Кодом ОКП 94 5204 предусмотрена продукция "установка стоматологическая универсальная", а не ее отдельные элементы, поименованные декларантом самостоятельными позициями. Письмо ФТС от 14.01.2009 N 05-17/696 вынесено в пределах его полномочий, согласно ему льгота по уплате НДС предоставлена необоснованно.
В дополнении к жалобе ссылается на ответ из Росздравнадзора от 27.05.2009 N 01-10291/09.
В представленном отзыве общество с жалобой не согласилось, просило оставить обжалуемое решение без изменения. Указывает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что ООО "Хабаровский офис "Стома-Денталь" на основании внешнеэкономического контракта с фирмой "A-Dec International, Inc" (США) 14.03.2008 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило 31.03.2008 по грузовой таможенной декларации N 10703050/310308/0003439 медицинские товары (N 1, 4, 7, 10) - комплекты стоматологической установки "Перформер", совмещенной на едином основании со стоматологическим оборудованием.
Комплекты ввезенных установок "Перформер" состоят из следующей медицинской продукции: кресло стоматологическое с программируемой педалью и сенсорной панелью управления; блок управления (бормашина) для 4-х инструментов со шприцем "вода-воздух"; лоток для инструментов врача и ассистента, источник фиброоптического света (внутриротового); тубинг (шланг) фиброоптический и два тубинга для простых наконечников; плевательница с системой слюноотсоса и пылесоса; лампа бестеневая.
Общий код товаров в соответствии с ТН ВЭД России заявлен декларантом в графе 33 ГТД N 10703050/310308/0003439 по коду 9018410000.
В этой же ГТД в графе 47 обществом исчислен НДС в общей сумме 524 228, 15 рублей по ставке 18 %; в графе 36 "Преференция" указано - "ОООХ"; в графе 44 "Дополнительная информация" указан код регистрационного удостоверения Минздрава России от 13.05.2003 N МЗ РФ N 2003/716, на основании которого по таким товарам предоставлена льгота по уплате НДС.
Хабаровским таможенным постом 08.04.2008 товары выпущены в свободное обращение без уплаты НДС.
Решением Хабаровской таможни от 26.02.2009 N 10703000/2600209/13/27 в порядке ведомственного контроля решение Хабаровского таможенного поста о предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров NN 1,4,7,10, оформленных по ГТД N 10703050/310308/0003439, признано несоответствующим требованиям законодательства РФ и отменено.
На основании вышеуказанного решения Хабаровской таможни выставлено требование от 26.02.2009 N 27 об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с решением Хабаровской таможни от 26.02.2009 N 10703000/2600209/13/27, а также с требованием от 26.02.2009 N 27 и полагая их не соответствующими закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, содержащим 18 наименований такой медицинской техники. В примечаниях к перечню предусмотрено, что к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Представленное в материалы дела регистрационное удостоверение Минздрава России N 2003/716 от 13.05.2003 свидетельствует, что изделие медицинской техники под названием "Стоматологическая установка "Перформер" в составе: комплектация из 13 наименований, производства фирмы "A-dec International, Inc", США зарегистрировано и может применяться в медицинской практике на территории РФ.
В деле имеется также сертификат соответствия Госстандарта России N РОСС US.ИМ05.В02710, сроком действия с 09.07.2007 по 09.07.2009, согласно которому продукция - стоматологическая установка "Перформер" в комплекте (комплектация из 13 наименований), изготовитель - фирма "A-dec International, Inc", США относится - к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (код ОК 0056 (ОКП): 94 5204), а также к коду ТН ВЭД 9018410000.
Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 содержит, в том числе оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек, код по классификации ОК 005-93 (ОКП) 945200, являющийся групповым и охватывающий коды более конкретного медицинского оборудования, в том числе по коду 945204 "установки стоматологические универсальные".
Поскольку товар, ввезенный заявителем, подпадает под перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, следовательно, общество правомерно воспользовалось льготой по уплате НДС, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал недействительными решение Хабаровской таможни от 26.02.2009 N 10703000/2600209/13/27 и основанное на нем требование от 26.02.2009 N 27.
Доводы жалобы сводятся к отсутствию оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, связи с тем, что стоматологическая установка "Перформер" ввезена не в полной комплектации, однако, нормы статей 149, 150 НК РФ не содержат подобных исключений из правил освобождения ввозимых товаров от уплаты НДС. Суд правомерно указал, что каждый из видов медицинской продукции в комплекте оборудования стоматологической установки "Перформер" относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, указанной в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Жалоба обоснована письмом ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880, согласно которому льгота по уплате НДС в отношении ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники может быть предоставлена таможенным органом, производящим таможенное оформление, когда ввозимый товар декларируется полностью в том комплекте, который предусмотрен регистрационным удостоверением (приложением к регистрационному удостоверению) Минздрава России. В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники не в полном комплекте решение о предоставлении льготы принимается на основании заключения ГТК России. В случае, когда важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника зарегистрирована Минздравом России одновременно с принадлежностями к ней, указанными в приложении к регистрационному удостоверению Минздрава России, льгота по уплате НДС в отношении такой медицинской техники и принадлежностей к ней может быть предоставлена в случае ее ввоза как с принадлежностями (в любом составе из числа указанных в регистрационном удостоверении Минздрава России), так и без них. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к важнейшей и жизненно необходимой технике льгота по уплате НДС предоставлена быть не может.
Между тем, указанная ссылка таможни подлежит отклонению, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, обязательно для таможенных органов, а не для декларантов на основании следующего.
Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Вышеуказанное письмо ГТК России в установленном порядке не зарегистрировано, его применение для разрешения настоящего спора недопустимо.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следовательно, данное письмо ГТК России не может в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах, не предусматривающее указанных в письме дополнительных условий предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно применил при рассмотрении дела нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
По этим же основаниям обоснованно отклонена ссылка таможенного органа на письмо Росздравнадзора от 28.07.2007 N 04-16491/07, письмо ФТС N 05-17/696 от 14.01.2009, указанные документы не носят нормативного характера, не были надлежащим образом зарегистрированы в Минюсте РФ и опубликованы в средствах массовой информации, необязательны для применения декларантом, а также судом при разрешении конкретного спора. Письмо Росздравнадзора от 28.07.2007 N 04-16491/07 разъясняет Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения в части введения нового порядка регистрации изделий медицинского назначения, тогда как заявителю выдано регистрационное удостоверение Минздрава России в 2003 году, т.е. ранее введения указанного Административного регламента.
Не подлежит применению судом апелляционной инстанции и представленное заявителем жалобы письмо Росздравнадзора от 27.05.2009 N 01-10291/09 в силу названных ранее обстоятельств. Кроме того, в письме сделаны выводы в части применения стоматологической установки "Перформер" в составе, указанной в приложении к регистрационному удостоверению, тогда как вопросы предоставления льгот не входят в компетенцию Росздравнадзора, что отражено в самом тексте представленного письма. Необходимость внесения изменений в регистрационную документацию в случае изменения состава изделия указана Росздравнадзором в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного 30.10.2006, не подлежащего применению к ранее выданному регистрационному удостоверению. Таким образом, письмо от 27.05.2009 не имеет отношения к рассматриваемому делу, поэтому отклоняется судом.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.04.2009 по делу N А73-2855/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2855/2009
Истец: ООО "Хабаровский офис "Стома-Денталь"
Ответчик: Хабаровская таможня