г. Хабаровск |
|
25 июня 2009 г. |
06АП-2410/2009 |
Резолютивная часть оглашена 23 июня 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (уведомление от 08.06.2009 N 278898);
от налогоплательщика не явились (уведомление от 08.06.2009 N 278904)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.04.2009
по делу N А37-428/2009, принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области
к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области
о взыскании недоимки по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 10 руб. 12 коп.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - заявитель, Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее - Департамент лесного хозяйства, налогоплательщик) недоимки по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 10 руб. 12 коп., а всего 238 руб. 12 коп.
Право на обращение с соответствующим заявлением налоговым органом обусловлено тем, что налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено требование от 05.11.2008 N 5466 об уплате недоимки в сумме 228 руб.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29.04.2009 по делу N А37-428/2008 требование Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области о взыскании с Департамента лесного хозяйства пени в сумме 10 руб. 12 коп. оставлено без рассмотрения. С Департамента лесного хозяйства в пользу Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб. С налогоплательщика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 478 руб. 75 коп.
Оставляя без рассмотрения требование заявителя в части взыскания пени, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушена процедура бесспорного (внесудебного) взыскания налога, сбора, штрафа и пени, в частности требование об уплате пени в сумме 10 руб. 12 коп. в адрес налогоплательщика не выставлялось инспекцией.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, налогоплательщик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 29.04.2009 по делу N А37-428/2008 отменить в части взыскания с органа исполнительной власти Магаданской области как государственного органа государственной пошлины в сумме 478 руб. 75 коп. ввиду неправильного применения арбитражным судом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
О месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда первой инстанции в силу подпункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области зарегистрирован в качестве юридического лица 10.01.2007, ОГРН 1074910000032, с местонахождением по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 14а; что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 18.02.2009 N 00003 (л.д. 18-25).
В порядке пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик 14.10.2008 представил в налоговый орган по месту учета налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года.
По результатам камеральной проверки налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в связи с ненадлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за указанный период налоговым органом в адрес Департамента лесного хозяйства выставлено требование от 05.11.2008 N 5466 об уплате транспортного налога в сумме 228 руб.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком требования об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Департамента лесного хозяйства недоимки по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., арбитражный суд первой инстанции исходил из обязанности налогоплательщиков установленной статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги.
Условия, порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на всей территории соответствующего субъекта. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются налогоплательщиками транспортного налога если иное не предусмотрено данной статьей.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (пункт 2.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации порядок и сроки уплаты налога определяются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Магаданской области от 28.11.2002 N 291-03 "О транспортном налоге" установлено, что налогоплательщиками, являющимися организациями, суммы авансовых платежей уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом и не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу изложенного, а также ввиду ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 3 квартал 2008 года арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные налоговым органом требования об уплате налога в сумме 228 руб. Является и правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции о несоблюдении налоговым органом процедуры бесспорного (внесудебного) взыскания пени в сумме 10 руб. 12 коп., что является основанием для оставления без рассмотрения в указанной части требований заявителя.
В части доводов апелляционной жалобы о неправильном взыскании с Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области государственной пошлины арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1, 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку по данному делу налоговый орган обращался с заявлением в защиту публичных интересов, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом. Данная правовая позиция изложена в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Не может быть возложено взыскание в доход федерального бюджета государственной пошлины и на Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области в силу следующего.
На основании Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ с 1 февраля 2009 года в соответствии с изложенным выше подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истов и ответчиков. Причем данная норма не содержит ограничения по виду заявленного или предъявленного к государственному органу, органу местного самоуправления требования.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что налоговый орган при подаче заявления не понес судебные расходы в виде государственной пошлины, что явилось бы основанием для руководства, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.
Тот факт, что Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, подтверждается Положением о Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, утвержденным постановлением администрации Магаданской области от 28.12.2006 N 500-па.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 29 апреля 2009 года по делу N А37-428/2009 в части взыскания с Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 478 руб. 75 коп. отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-428/2009
Истец: МИФНС России N 2 по Магаданской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2410/2009