г. Хабаровск |
|
29 июля 2009 г. |
N 06АП-2888/2009 |
Резолютивная часть постановления от 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Карасева В.Ф.
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Промсвязь": Маслова Марина Анатольевна, представитель по доверенности от 28.06.2009 б/н; Гуляев Владимир Петрович, директор;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: Саутина Анна Геннадьевна, представитель по доверенности от 07.11.2008 N 42 юр/281/16323.1-08, удостоверение N 032
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
на решение от 02 июня 2009 года
по делу N А73-5082/2009
арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Промсвязь"
о признании незаконным действий государственного органа и понуждении к заключению договора.
Открытое акционерное общество "Промсвязь" (далее по тексту - ОАО "Промсвязь", общество) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края
- о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю, государственный орган) по требованию от ОАО "Промсвязь" дополнительных документов и действий для приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:050203:95 общей площадью 38 324 кв.м по ул. Павловича, 13 в г. Хабаровске, выраженные в письме от 30.03.2009 N 6817.1-08
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю решение о предоставлении в собственность ОАО "Промсвязь" земельного участка с кадастровым номером 27:23:050203:95 общей площадью 38 324 кв.м по ул. Павловича, 13, для чего направить ОАО "Промсвязь" проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Решением суда первой инстанции от 02.06.2009 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме. Действия ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю признаны незаконными, арбитражный суд обязал государственный орган принять решение о предоставлении обществу в собственность указанный выше земельный участок и заключить договор его купли-продажи.
Не согласившись с решением суда, государственный орган обратился с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представитель ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители общества с апелляционной жалобой не согласились, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "Промсвязь", являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, владело по договору аренды от 06.03.2006 N 183 земельным участком общей площадью 39 111,5 кв.м. с кадастровым номером 27:23:050203:0080.
Письмом от 15.12.2008 N 99 общество обратилось в ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка площадью 38 323,7 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:050203:0080, приложив ряд документов, в том числе кадастровый план на земельный участок N 27:23:050203:0080.
Письмом от 11.01.2008 N 12.1-08 ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю сообщило о невозможности принятия решения, в связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка площадью 38 323,7 кв.м.
Изготовив кадастровый паспорт указанного земельного участка, ОАО "Промсязь" направило его в ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю с просьбой рассмотреть заявление о предоставлении участка в собственность.
В ответ на данное обращение государственный орган письмом от 30.03.2009 N 6817.1-08 сообщил о том, что не принимало решения о разделе земельного участка N 27:23:050203:0080, в связи с чем попросил предоставить распорядительный акт о разделе участка, а также кадастровый паспорт второго сформированного земельного участка, указал на возможность продажи участка только после регистрации на него права собственности Российской Федерации.
Несогласие ОАО "Промсвязь" с данным письмом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, указал на несоответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) действий ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю, отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных статьями 28, 26 ЗК РФ, также сослался на статьи 11.3, 11.4 ЗК РФ, согласно которым при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые земельные участки.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, суд апелляционной инстанции счел жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения установлены статьей 35 ЗК РФ, согласно которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в него входит, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
Как видно из материалов дела, ОАО "Промсвязь" согласно договору аренды занимает земельный участок площадью 39 111,5 кв.м. с кадастровым номером 27:23:050203:0080, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:050203:0005 общей площадью 59 683,0 кв.м.
С заявлением о предоставлении в собственность общество обратилось в отношении земельного участка площадью 38 323,7 кв.м., имеющего кадастровый номер 27:23:050203:95, являющийся, соответственно, частью земельного участка номер 27:23:050203:0080.
Из анализа представленных выписок из государственного кадастра недвижимости следует, что земельный участок N 27:23:050203:95 образован в результате раздела земельного участка N 27:23:050203:0080, который, в свою очередь, образован путем раздела земельного участка N 27:23:050203:0005.
В соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Статьей 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участком или выделе из земельных участков является: 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Между тем, такого решения ни о разделе земельного участка N 27:23:050203:95, ни о разделе земельного участка N 27:23:050203:0080 уполномоченным органом не принималось.
В материалах дела имеется лишь свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 27:23:050203:0005 общей площадью 59 683,0 кв.м.
Следовательно, земельного участка, испрашиваемого в собственность ОАО "Промсвязь" на настоящее время не существует, поскольку он не образован в соответствии с нормами ЗК РФ.
При этом в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Статьей 24 Закона установлены особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, согласно которой в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
При этом внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании данных норм подлежат отклонению доводы общества о доказательстве существования нового земельного участка существованием сведений о нем в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, действия ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю по требованию от ОАО "Промсвязь" дополнительных документов и действий для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок, выраженные в письме от 30.03.2009 N 6817.1-08 являются законными.
На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене, а заявленные ОАО "Промсвязь" требования отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 02 июня 2009 года отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Промсвязь" о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю по требованию от открытого акционерного общества дополнительных документов и действий для приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:050203:95 общей площадью 38 324 кв.м по ул. Павловича, 13 в г. Хабаровске, выраженные в письме от 30.03.2009 N 6817.1-08 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю принять решение о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Промсвязь" указанного земельного участка, для чего направить проект договора купли-продажи по цене, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5082/2009
Истец: открытое акционерное общество "Промсвязь"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю