г. Хабаровск |
|
06 августа 2009 г. |
N 06АП-3131/2009 |
Резолютивная часть постановления от 30 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска: Тонконогова Светлана Николаевна, представитель по доверенности от 31.12.2008 N 52307, удостоверение УР N 463564
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью Фирма "АЯКС": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области
на решение от 02 июня 2009 года
по делу N А73-3433/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Луговая И.М.
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области, обществу с ограниченной ответственностью Фирма "АЯКС"
о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью Фирма "АЯКС".
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее по тексту - Инспекция ФНС России по Центральному району г. Хабаровска) обратилась в арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 14 по Челябинской области), обществу с ограниченной ответственностью Фирма "АЯКС" (далее по тексту - ООО Фирма "АЯКС", общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в части изменения адреса места нахождения общества, внесенных на основании решения от 28.04.2008 N 202 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2009 заявленные требования к Межрайонная ИФНС России N 14 по Челябинской области удовлетворены, в части требований к обществу - отказано.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России N 14 по Челябинской области подала апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ООО Фирма "АЯКС", Межрайонная ИФНС России N 14 по Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Представитель Инспекции ФНС России по Центральному району г. Хабаровска поддержал доводы, изложенные в отзыве. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела и доводы отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО Фирма "АЯКС" зарегистрировано администрацией г. Коркино Челябинской области 06.07.1995 за N А-11. В соответствии с учредительным договором от 03.07.1995 учредителями общества являлись Щербаков Г.П., Романенко И.В. и Харченко Е.Б.
Общество 21.04.2008 обратилось в Межрайонной ИФНС России N 14 по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся изменения состава участников и места нахождения.
Рассмотрев заявление и представленные вместе с ним документы, Межрайонной ИФНС России N 14 по Челябинской области, 28.04.2008 осуществило государственную регистрацию указанных документов, в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены соответствующие записи за N 2087412006570 и N 2087412006581.
Поскольку новым местонахождением общества был определен г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 25-1, регистрационное дело в отношении общества передано в Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Хабаровска.
В ходе проверки указанного адреса Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Хабаровска установлено, что общество по данному адресу не находится и никогда не находилось. Согласно протоколу осмотра от 24.10.2008, вывесок с наименованием общества не имеется, в данном помещении располагается ООО "Компания Фиеста Тур", которое помещений в аренду ООО Фирма "АЯКС" не сдавало.
Посчитав, что лицом заявлены недостоверные сведения в учредительные документы, налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице - ООО Фирма "АЯКС".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недостоверности представленных на государственную регистрацию документов, усмотрев нарушения при государственной регистрации первоначального изменения состава участников общества, в ходе которой Щербаков Г.П. и Харченко Е.Б. передали свои доли Романенко И.В., ставшего единственным участником общества, повлекшее недостоверность дальнейшего перехода прав участника от Романенко И.В. к Лаптевой Л.М. Так же указал на недостоверность сведений о новом адресе общества.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции счел жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Челябинской области обоснованной, подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что все перечисленные документы обществом представлены, а именно: заявление директора и участника общества Лаптевой Л.М. по установленной форме, подлинность ее подписи заверена нотариусом, решение о внесении изменений в учредительные документы, сами изменения, доказательства оплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона.
Поскольку такие основания по материалам дела не установлены, суд приходит к выводу о правомерности государственной регистрации заявленных обществом изменений.
Полномочия лица, обратившегося с заявлением о внесении изменений в учредительные документы, подтверждаются договором купли-продажи доли в уставном капитале ООО Фирма "АЯКС", согласно которому участник общества Романенко И.В. продал свою долю в размере 100% Лаптевой Л.М., решением участника Романенко И.В. от 17.04.2008 N 3, которым он решил изменить адрес местонахождения общества, внести изменения в устав, связанные с заменой участника, а также снял с себя полномочия директора и назначил директором Лаптеву Л.М.
Полномочия Романенко И.В. как единственного участника общества подтверждаются протоколом собрания учредителей: Щербакова Г.П., Романенко И.В. и Харченко Е.Б. от 12.09.2000 N 8, на котором принято решение об отчуждении Щербаковым Г.П. и Харченко Е.Б. своих долей Романенко И.В., передаточными распоряжениями и расписками от 11.09.2000 о передаче долей, заявлениями Щербакова Г.П. и Харченко Е.Б. о выводе их из состава участников ООО Фирма "АЯКС".
Протокол собрания учредителей имеет входящий штамп администрации г. Коркино о том, что она извещена о внесении изменений в учредительные документы с реквизитами 18.09.2000 N 462.
В связи с вступлением в силу Закона N 129-ФЗ, статьей 26 Закона было установлено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно о полном и сокращенном наименовании, об организационно-правовой форме, об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, о способе образования юридического лица и о сведениях об учредителях (участниках) юридического лица, о держателях реестров акционеров, о сведениях о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что указанную обязанность общество выполнило, все сведения имеются в налоговом органе, осуществляющим с 01.07.2002 функции регистрирующего органа.
Тот факт, что участник и директор общества Романенко И.В. 05.12.2005 внес изменения в учредительные документы общества, указав на единственного участника, и признал учредительный договор утратившим силу, а так же 17.04.2008 исключил из текста устава упоминания о бывших участников общества, не опровергает легитимности замены участников, произошедшей в 2000 году.
Волеизъявление Щербакова Г.П., Романенко И.В. и Харченко Е.Б. на распоряжение своими долями подтверждается материалами дела. Данные изменения оформлены в соответствии с нормами действовавшего в то время законодательства путем извещения регистрирующего органа.
Вышеуказанные сделки, так же как их государственная регистрация налоговым органом не оспорены, ни кем незаконными не признаны.
Более того, налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу утверждает, что неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации им выявлено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии полномочий у лица, обратившегося с заявлением о внесении спорных изменений в учредительные документы ООО Фирма "АЯКС".
Доводы налогового органа о том, что заявленные обществом сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, судом также отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации заявленных сведений.
Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Следовательно, установление факта достоверности либо недостоверности заявленных сведений, не входит в компетенцию регистрирующего органа.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 02 июня 2009 года по делу N А73-3433/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью Фирма "АЯКС" в части изменения адреса места нахождения общества, внесенных на основании решения от 28.04.2008 N 202 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3433/2009
Истец: ИФНС РФ по Центральному району г. Хабаровска
Ответчик: ООО"Фирма "АЯКС"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области