г. Хабаровск
11 августа 2009 г. |
N 06АП-2802/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Головниной Е.Н., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурская строительная компания"
на определение от 28.05.2009
по делу N А04-844/2009
Арбитражного суда Амурской области
вынесенное судьей Шишовым О.А.
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании открытого акционерного общества "Амурская строительная компания" несостоятельным (банкротом).
установил:
Уполномоченный орган, представляющий в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, - Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании открытого акционерного общества "Амурская строительная компания" (далее - ОАО "АСК", общество, должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по уплате обязательных платежей в размере 577 886 руб. 31 коп., из которых: 564 617 руб. 07 коп. - недоимка по налогам, 13 219 руб. 24 коп. - пени, 50 руб. - штрафы (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 28.05.2009 требования уполномоченного органа в размере 577 886 руб. 31 коп. признаны обоснованными, подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "АСК". В отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Пинтусов М.А.
В апелляционной жалобе с учетом дополнения ОАО "АСК" просит отменить указанный судебный акт, оставить заявление уполномоченного органа без рассмотрения.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на недействительность решений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, как вынесенных за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ. Указывает на тот факт, что у ФНС России в лице УФНС по Амурской области отсутствует право на подачу исков о признании организаций несостоятельными (банкротами). По мнению заявителя, уполномоченным органом по решениям от 23.08.2008 N 2562 и от 05.11.2008 N 2683 пропущен срок на обращение с заявлением о признании должника банкротом, предусмотренный пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257. Ссылается на то, что к заявлению уполномоченного органа не приложено его решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Указывает на то, что в решения налогового органа, на основании которых суд принял решение о признании должника банкротом входит недоимка по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых ОАО "АСК" выступает налоговым агентом, и не подлежащие включению в реестр требований кредиторов должника.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в силу абзаца второго пункта 3 статьи 6 и абзаца второго пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве в случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается). По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения суда.
Применяя указанные положения Закона о банкротстве и разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, судам необходимо учитывать следующее.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона о банкротстве порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона 296-ФЗ руководствоваться нормами Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований уполномоченный орган принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Законом о банкротстве, не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов). Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия решения о его направлении.
В данном случае уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании ОАО "АСК" банкротом не ранее 30 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что налоговой службой пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Ни Положение о порядке предъявления требований, ни Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 60, ни ранее принятое Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 не содержат указания на то, что вышеуказанные сроки являются пресекательными и по их истечении заявление о признании должника банкротом не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Установление срока для принятия уполномоченным органом решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и срока для направления такого заявления в арбитражный суд является организационной процедурой для уполномоченного органа. Несоблюдение упомянутых сроков не влечет за собой утрату права уполномоченного органа на предъявление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и соответственно не является основанием для возвращения такого заявления арбитражным судом или для прекращения производства по делу.
Довод жалобы о том, что к заявлению уполномоченного органа не приложено его решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оно не входит в перечень документов, подлежащих представлению в арбитражный суд, установленных статьей 41 Закона о банкротстве.
Так в силу пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам, что имело место в данном случае.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 указанного Закона, обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Заявление ФНС России и справка о задолженности по состоянию на 22.12.2008 указывают, что предприятие имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по обязательным платежам на сумму 577 886 руб. 31 коп., в том числе 564 617 руб. 07 коп. - недоимка по налогам и сборам, в отношении которой налоговым органом принимались меры по взысканию недоимки и пеней в установленном налоговым законодательством принудительном внесудебном порядке.
Данная задолженность подтверждается требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 22.10.2008 N 41379, от 27.10.2008 N 41516 от 31.10.2008 N 41632, от 07.11.2008 N 42009, от 02.10.2008 N 1643, от 07.10.2008 N 41305, от 03.09.2008 N 34157, вынесенными на их основе решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 11.11.2008 N N 19083-19090, от 17.11.2008 N N 19218-19221, от 19.11.2008 N N 19393-19396, от 21.11.2008 N N 19432-19434, от 21.10.2008 N 18920, от 24.10.2008 N N 18936-18937, от 22.09.2008 N N 18695-18696, а также решениями и постановлениями от 24.11.2008 N 2697, от 24.11.2008 N 2776, от 05.11.2008 N 2683, от 23.09.2008 N 2562 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, направленными в службу судебных приставов.
В данном случае, как установил суд, заявленные требования уполномоченного органа подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника и составляют сумму более ста тысяч рублей.
Следовательно, введение арбитражным судом в отношении ОАО "АСК" процедуры банкротства - наблюдения является правомерным.
Довод жалобы о том, что решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества должника приняты с нарушением Налогового кодекса РФ, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, что имело место в данном случае.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 если после принятия судом заявления уполномоченного органа должником в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, оспорено решение налогового органа о доначислении налога (решение о взыскании задолженности по данному налогу за счет имущества должника) и удовлетворение этого заявления повлечет уменьшение заявленных требований до суммы, меньшей необходимой для возбуждения дела о банкротстве, суд может приостановить производство рассмотрения заявления уполномоченного органа применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.
В данном случае должником не представлено доказательств оспаривания решений налогового органа в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы жалобы о том, что ФНС России не является уполномоченным лицом на подачу заявления о признании должника банкротом был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Довод жалобы о том, что в решения налогового органа, на основании которых суд принял решение о признании должника банкротом входит недоимка по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых ОАО "АСК" выступает налоговым агентом, и не подлежащие включению в реестр требований кредиторов должника, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как противоречащий материалам дела (т 1 л.д.12).
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены определения, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене определения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение от 28 мая 2009 года по делу N А04-844/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-844/2009
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области
Ответчик: открытое акционерное общество "Амурская строительная компания"
Третье лицо: ФСС, Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, ПФР, Пинтусов М.А.