город Омск
29 января 2008 г. |
Дело N А46-9012/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3260/2007) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2007 по делу N А46-9012/2007 (судья Поликарпов Е.В.), принятое
по заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области: Нигороженко Н.Ю. по доверенности N 177 от 28.12.2007 сроком по 21.06.2008,
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска: Старцева О.А. по доверенности N 07-02/10790 от 18.04.2007 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту также Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту также Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0070, расположенный относительно 1-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ города Омска, ул. Маяковского, 96.
В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя Департамент просил обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности города Омска на указанный земельный участок.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные департаментом имущественных отношений Администрации города Омска требования.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области в государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0070, расположенный относительно 1-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ города Омска, ул. Маяковского, 96, признан незаконным как несоответствующий статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя арбитражный суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности города Омска на данный земельный участок.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных департаментом имущественных отношений Администрации города Омска требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о государственной регистрации договоров аренды за физическими и юридическими лицами на земельный участок, с заявлением о регистрации которого обратился департамент имущественных отношений Администрации города Омска, однако, департаменту недвижимости администрации города Омска земельный участок предоставлен в срочное пользование без указания на права, ограниченные условиями. Учитывая наличие сведений о государственной регистрации договоров аренды, а также отсутствие указания на это в правоустанавливающем документе, представленном на государственную регистрацию, в государственной регистрации права муниципальной собственности было отказано.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области поддержала требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Представителем департамента имущественных отношений Администрации города Омска письменный отзыв на апелляционную жалобу представлен не был, в устном выступлении по делу представитель просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
02.08.2006 департамент недвижимости администрации г. Омска (с 02.04.2007 переименован в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска на основании постановлений Мэра г.Омска от 16.02.2007 N 57-п, от 15.03.2007 N 189-п), действующий от имени и в интересах муниципального образования город Омск, обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0070, расположенный относительно 1-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ города Омска, ул. Маяковского, 96.
В качестве правоустанавливающего документа с пакетом документов, необходимых для регистрации права муниципальной собственности, департаментом было представлено распоряжение мэра г. Омска от 30.06.2006 N 455-р "О предоставлении департаменту недвижимости администрации города Омска в безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории города Омска" и кадастровый план земельного участка.
Письмом от 25.05.2007 N 06/22495 регистрирующий орган сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в нарушение данной нормы в распоряжении, представленном в качестве правоустанавливающего документа, отсутствуют сведения о государственной регистрации договоров аренды за физическими и юридическими лицами на часть вышеназванного земельного участка, в то время как, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним такие сведения содержатся.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявленными требованиями.
22.10.2007 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с данным перечнем для регистрации права необходимо представить заявление о государственной регистрации права муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, и правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления).
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа с пакетом документов, необходимых для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0070, расположенный относительно 1-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ города Омска, ул. Маяковского, 96, Департаментом было представлено распоряжение мэра г. Омска от 30.06.2006 N 455-р "О предоставлении департаменту недвижимости администрации города Омска в безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории города Омска".
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Несмотря на содержание приведенных норм, Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области было отказано в государственной регистрации спорного земельного участка на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по мотиву неуказания в распоряжении мэра г. Омска от 30.06.2006 N 455-р, представленном в качестве правоустанавливающего документа, сведений о государственной регистрации договоров аренды за физическими и юридическими лицами на часть вышеназванного земельного участка, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признавая незаконным отказ в государственной регистрации по данному основанию суд первой инстанции обоснованно указал, что, действительно, согласно приведенной норме в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.
Вместе с тем распоряжение мэра г. Омска от 30.06.2006 N 455-р "О предоставлении департаменту недвижимости администрации города Омска в безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории города Омска" издано с соблюдением действующего законодательства и считать данный документ порочным оснований не имеется.
Суд апелляционной инстанции также согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что ни содержание, ни форма данного распоряжения не предполагают указания в нем на обременение земельного участка договорами аренды.
Более того, юридическая конструкция, связанная с необходимостью указания в документах, являющихся основанием для государственной регистрации перехода прав, о наличии какого-либо ограничения прав лица, совершающего определенные действия по распоряжению объектом права, связана с необходимостью предупреждения нарушения прав лица, приобретающего объект недвижимости.
В рассматриваемой же ситуации права третьих лиц производимой государственной регистрацией права муниципальной собственности, возникшего ранее и фактически существовавшего на момент регистрации обременений земельного участка договорами аренды, никоим образом не затрагиваются.
Следует также отметить, что отсутствие в распоряжении мэра г. Омска от 30.06.2006 N 455-р указания на наличие зарегистрированных договоров аренды не создает и не может создать препятствий для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на земельный участок, предоставленный Департаменту в безвозмездное срочное пользование, по следующим основаниям.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Форма свидетельства установлена Правилами ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219. Пунктом 74 данных Правил определены сведения, указываемые в свидетельстве о государственной регистрации прав, к числу которых относятся:
наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего свидетельство;
дата выдачи свидетельства;
реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право;
данные о субъектах права в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
вид зарегистрированного права;
описание объекта права, его адрес (местонахождение) и кадастровый или условный номер;
существующие ограничения (обременения) права.
Согласно пункту 9 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.09.2003 N 226, графа "Существующие ограничения (обременения) права" заполняется в случаях, когда к указанному в графе "Дата выдачи" моменту в едином государственном реестре прав было зарегистрировано ограничение (обременение) права. В данной графе указывается вид зарегистрированных ограничений (обременений) права (например, арест).
В соответствии с пунктами 43, 44 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, источником данных для формирования подраздела III, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества, служат подлежащие обязательной государственной регистрации договоры и иные документы, служащие основанием возникновения ограничений (обременений). В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот подраздел разбит на специальные части, в числе которых, в частности:
подраздел III-1 - для записей об аренде;
подраздел III-4 - для записей о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (о договорах аренды, договорах об ипотеке, договорах участия в долевом строительстве, сделках об уступке прав по договору участия в долевом строительстве и т.п.).
Таким образом, при регистрации права муниципальный собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0070 ничто не препятствует регистрирующему органу в соответствии с приведенными выше требованиями внести в свидетельство о государственной регистрации сведения о наличии зарегистрированных договоров аренды частей данного земельного участка посредством заполнения в свидетельстве графы "Существующие ограничения (обременения) права" на основании имеющихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в регистрации права муниципальный собственности на вышеназванный земельный участок.
Удовлетворив заявленные департаментом имущественных отношений Администрации города Омска требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2007 по делу N А46-9012/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9012/2007
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3260/2007